Как выбить у государства 32 миллиона за незаконное пребывание в тюрьме?

cover Коллаж Orda.kz

Почему наше государство дёшево оценивает моральный вред, причинённый гражданам за незаконное привлечение к уголовной ответственности, и как всё-таки можно взыскать приемлемую выплату, рассказывает Orda.kz.

5560 тенге за один день незаконного содержания под стражей. В такую сумму Бостандыкский районный суд Алматы оценил пребывание в тюрьме бывшего прокурорского работника Виктора Тихонова. Он был оправдан в 2022 году Верховным судом и признан невиновным в коррупционных преступлениях, за которые отсидел полтора года в жангизтобенской колонии для экс-сотрудников силовых органов.

В 2023 году Виктор Тихонов отсудил у государства свыше 32 млн тенге в качестве компенсации имущественного и морального вреда. На сегодня это один из рекордных показателей в истории отечественной юриспруденции. Другие жертвы судебных ошибок получают гораздо меньшие выплаты, за редким исключением. По словам некоторых адвокатов, один день незаконного пребывания в следственном изоляторе судьи оценивают обычно в 500–1500 тенге, а один день в исправительной колонии — в 2000–4000 тенге. Поэтому компенсация морального вреда не превышает, как правило, трёх-пяти миллионов тенге.

Журналисты Orda.kz выясняли, какой ценой далось Тихонову противостояние с чиновничьим аппаратом. 

Хождение по мукам

До своего задержания в октябре 2017 года Виктор Тихонов исполнял обязанности прокурора Наурызбайского района. По версии обвинения, он вместе со следователем районного УВД Ерланом Ануарбеком незаконно закрыл уголовное дело в отношении двух рецидивистов, подозревавшихся в грабеже. Кроме того, Тихонов якобы покровительствовал сутенёрше.

Виктор Тихонов. Фото из личного архива 

Оба задержанных правоохранителя отрицали свою вину и утверждали, что материалы их дела сфальсифицированы. Тем не менее, в июле 2018 года Алмалинский районный суд Алматы признал их виновными в злоупотреблении должностными полномочиями, заведомо незаконном освобождении от уголовной ответственности и фальсификации доказательств. Виктору и Ерлану назначили наказание в виде трёх лет лишения свободы, лишили званий «советник юстиции» и «старший лейтенант полиции» и пожизненно запретили занимать должности на госслужбе.

28 февраля 2019 года Тихонов освободился из заключения и стал бороться за восстановление своего честного имени. 27 сентября 2022 года Верховный суд отменил обвинительные приговоры судов первых двух инстанций и прекратил производство по делу с формулировкой «за отсутствием состава преступления». Это стало основанием для реабилитации экс-прокурора и взыскания компенсации за перенесённые страдания. 

Скриншот постановления Верховного суда от 27 сентября 2022 года

Мы поговорили с Тихоновым. 

Какую сумму компенсации вы получили по решению суда, и как долго вам пришлось ждать перечисления денег на вашу карту?

— Я получил в общей сложности 32 189 340 тенге. Из них свыше 22 млн в качестве компенсации имущественного вреда и 10 млн в качестве компенсации морального вреда. Алмалинский районный суд Алматы вынес решение в мою пользу по имущественному вреду в марте 2023 года, однако деньги я получил только в августе. Минфин затягивал их выплату под любыми предлогами. 

Довольны ли вы решением суда в части компенсации вреда?

— Нет, недоволен, потому что изначально я просил 100 млн тенге за моральный вред. Суд удовлетворил мой иск частично, ограничившись одной десятой. Поэтому я подал исковое заявление в Верховный суд для пересмотра размера компенсации. 

А почему вы потребовали именно 100 млн тенге?

— Да потому что я на протяжении пяти лет незаконно пребывал сначала в статусе подозреваемого, потом обвиняемого, а затем осуждённого. Меня признали виновным в том, чего я не совершал! После освобождения из колонии я каждый месяц в обязательном порядке отмечался в службе пробации МВД, и для меня это было унизительно. Я 20 лет отдал службе в прокуратуре, а меня облили грязью, посадили, ещё и по-чёрному распиарили в СМИ как оборотня в погонах. Писали, что у меня есть четыре коттеджа в Алматы и пять автомобилей представительского класса, хотя это было враньё. 100 млн тенге — это мизерная цена не только моих страданий, но и моих родных — отца, жены и наших четверых детей. Я мог бы попросить больше, но знаю, что нереально в нашей стране получить разумную компенсацию. Мы не в США живём, и не в Западной Европе, где оправданные граждане получают миллионы долларов и евро за годы, проведённые за решёткой.

Знаете, многим вашим товарищам по несчастью везёт не так, как вам, прокурору. Каждый день их испорченной жизни суды оценивают в среднем в две тысячи тенге, поэтому и размер компенсации морального вреда не превышает пяти миллионов. Простым гражданам трудно тягаться с бюрократической машиной. Это вы как профессиональный юрист с многолетним стажем работы можете успешно бороться с ней, зная её слабые стороны, а другим это не дано.

— Я тоже столкнулся с чиновничьей бюрократией, пока дожидался выплаты компенсации. Обратил внимание на интересный подход нашего государства в делах такого рода. Как вы знаете, далеко не всех подозреваемых заключают под стражу на время ведения следствия. Некоторых отпускают под залог движимого или недвижимого имущества. У человека забирают квартиру стоимостью, к примеру, 100 млн тенге, чтобы в случае его бегства компенсировать расходы на розыск и т. д. Вот и выходит, что рабочий день членов следственно-оперативной группы оценивается приблизительно в 100 тыс. тенге. Однако когда речь заходит о выплате гражданам компенсации за незаконное привлечение к уголовной ответственности, то методика расценок меняется кардинально. Тогда сутки испорченной жизни оцениваются, как в моём случае, в пять с половиной тысяч тенге. Что за странные двойные стандарты?! Я задавал этот вопрос в Алматинском городском суде, но так и не получил вразумительного ответа.

Цена судебной ошибки

В 2023 году СМИ писали, что чернокожий американец Ронни Лонг получил 25 млн долларов компенсации за то, что отсидел в тюрьме 44 года по ложному приговору. Его в своё время признали виновным в изнасиловании белой женщины. Лонг освободился в 2020 году и три года добивался справедливости. В итоге его полностью оправдали и выплатили рекордную в истории США компенсацию. В Казахстане оправданные граждане судятся месяцами, а не годами, но зато они получают скромные суммы компенсаций. Почему так выходит, как вы думаете?

— Полагаю, проблема в том, что у нас нет нормативного постановления Верховного суда об определении суммы морального вреда оправданным гражданам. Из-за того, что нет такой методики расчёта, суды первых двух инстанций и выносят решение о выплате несоразмерных перенесённым страданиям деньги. Если бы я, к примеру, был гражданином США и потребовал бы свои 200 тысяч долларов (эквивалент 100 млн тенге в долларах — прим. авт.) в качестве компенсации морального вреда, то меня бы высмеяли. Сказали бы: ну что это за деньги? Я бы увеличил там размер иска в 100 раз! Но только не здесь, в Казахстане! Даже в России можно получить солидную компенсацию, это я знаю точно. 

Заседание суда в США. Фото Bangkokbook.ru 

Всё-таки непонятно, почему у нас человек должен бегать по судам и выбивать положенные по закону деньги.

— Я тоже понять не могу, почему у нас граждане должны доказывать в судах, что перенесли стресс и шок, пока незаконно сидели в тюрьме. Определять сумму компенсации должен единолично суд, однако проблема в том, что в этот процесс часто вмешивается Министерство финансов. Это оно с 2021 года является администратором бюджетной программы по выплате компенсаций. Я считаю, что мнение Минфина вообще не должно учитываться. 

Хорошо, что вы пояснили роль Минфина, а то многие граждане ошибочно полагают, что иск о возмещении морального и имущественного вреда надо подавать на правоохранительный орган, который незаконно вёл расследование их уголовного дела.

— Так проблема в том, что представители Минфина нередко затягивают и судебное разбирательство, и выплату денег. Они часто пытаются оспорить решение районных судов о взыскании компенсации, добиваясь её уменьшения, потом месяцами тянут с переводом денег. В июле 2023 года я попросил горсуд Алматы вынести частное постановление на имя министра финансов РК, чтобы прекратить практику издеваться над нашими гражданами. Мы и так подверглись унижению, пока добивались отмены обвинительных приговоров. А нам приходится доказывать, что Минфин обязан нам выплатить деньги по решению суда. 

А нельзя ли в случае затягивания перевода денег подать иск на Минфин за невыполнение решение суда?

— Теоретически можно, однако на практике трудно добиться наказания виновных. Минфин обосновывает задержку с выплатой бюрократическими проволочками. Мол, ему сначала нужно подать на имя главы Кабмина заявку на изменения в расходной части республиканского бюджета. Премьер-министр должен рассмотреть её и подписать соответствующее постановление правительства. Оно потом направляется в Минюст. Там составляется заявка и спускается государственным судебным исполнителям. А они уже перечисляют деньги на счета оправданных граждан. Возникает только один резонный вопрос: а почему меня должна волновать вся эта бюрократия? Гражданский кодекс гласит, что за каждый день просрочки выплаты компенсации пострадавший должен получать сумму, которая зависит от ставки рефинансирования Нацбанка. В 2023 году эта ставка составляла 16,5 % годовых. Однако никто не торопится оплачивать эту просрочку!

Советы юриста

Какую ошибку допускают граждане, когда обращаются в суды за возмещением вреда?

— Они подают объединённый иск о возмещении морального и имущественного вреда. Это распространённая ошибка, так как нужно отдельно обращаться с заявлением в районные суды по уголовным делам о возмещении имущественного вреда и отдельно — с иском в райсуд по гражданским делам о возмещении морального вреда. Имущественный ущерб восстанавливается совершенно в другом порядке, чем моральный. 

Так вы получили рекордные 32 млн тенге только потому, что подали отдельно заявление и иск?

— Не только поэтому. Я добился восстановления по прежнему месту работы — это очень важный и принципиальный момент! Понимаете, если истец из числа госслужащих не захочет вернуться на прежнюю работу, то он, соответственно, получит гораздо меньше денег, чем ему полагается по закону. Ему подсчитают только непродолжительный отрезок времени, начиная с момента задержания и увольнения с работы, как только началось следствие. Я же восстановился в городскую прокуратуру и получил там справку о неполученной за последние пять лет заработной плате, отпускных и пособий по оздоровлению. На её основании, а также на основании постановления Верховного суда от 2022 года районный судья принял решение о возмещении мне 22 189 340 тенге.

22 млн тенге недополучил Виктор Тихонов за время изоляции от общества

Почему же тогда иск о возмещении морального вреда рассматривается районным судом по гражданским делам месяцами? Разве нет точных сроков рассмотрения таких категорий дел?

— Сроки есть. В течение месяца такие категории дел рассматриваются. Проблема в том, что представители Минфина, повторяюсь, затягивают процесс. Они в ходе судебных заседаний часто заявляют отвод истцам по надуманным основаниям. Например, говорят, будто бы не являются ответчиками. Мол, ответственность должны нести те правоохранительные органы, которые незаконно привлекли истцов к уголовной ответственности. Но это неправда. Суды тоже нередко «футболят» граждан, придираясь к тому, что иски, мол, были составлены неправильно, не по адресу и т. д. Я как прокурорский работник могу отстоять свои права. Мой родной брат Женя как адвокат может помочь мне в этом. Но вот другие граждане, не имеющие юридического образования, не могут бороться до конца. У них нет денег на оплату услуг адвокатов на всех стадиях судебных разбирательств, и не хватает терпения и нервов, чтобы пройти все эти круги ада!

Вы знаете, сколько человек оправдали в 2023 году по стране? Вы же работаете в прокуратуре и имеете доступ к ведомственной информационной базе.

— Я слышал, что оправдали порядка 150 человек. Это неплохой показатель, учитывая маленький процент оправдательных приговоров в целом, но и не повод для радости. Что касается вашего второго вопроса, то я уже не имею никакого отношения к надзорному органу. Я вернулся в Алматинскую городскую прокуратуру 10 января 2023 года, а спустя 10 дней уволился по собственному желанию. 

Это был своего рода демарш, потому что руководство и коллеги не поддержали вас в сложное время?

— Я уже тогда знал, что мне предстоит потратить много времени на судебные разбирательства по поводу выплаты компенсаций, поэтому и ушёл. Так оно и вышло: я весь 2023 год провёл в судах. 

Отголосок «Хоргосского дела»

Каково вам пришлось в местах лишения свободы? 

— Я прошёл это испытание, потому что точно знал, что ни в чём не виновен, и что рано или поздно добьюсь правды. Это внутреннее убеждение и настрой на победу помогли мне в трудные минуты.

Вы простили своих бывших следователей, прокурора и судью, по вине которых вы оказались за решёткой?

— Я их не простил. Осенью 2023 года я подал заявление в Антикоррупционную службу РК, которое в итоге было перенаправлено в Генпрокуратуру. Спецпрокуроры проводят сейчас досудебное расследование по статье 412 УК РК — «Привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности», статье 416 УК РК — «Фальсификация доказательств» и статье 418 УК РК — «Вынесение заведомо неправосудного приговора». Я признан потерпевшим. Но в уголовном деле пока нет ни одного подозреваемого, хотя я открыто указал фамилии, имена и должности всех, кто незаконно посадил меня за решётку. 

Можно ли сейчас говорить, что вас намеренно упекли за решётку за то, что вы в 2017 году вышли на след киллеров по делу о заказном убийстве сотрудника таможни Медета Жамашева в 2012 году? Оно имеет непосредственное отношение к знаменитому «Хоргосскому делу № 1», и сейчас, кстати, рассматривается в специализированном межрайонном суде по уголовным делам Алматы.

— Я не могу комментировать этот вопрос именно потому, что это дело рассматривается сейчас в суде. 

А следователь, которого незаконно осудили вместе с вами в 2018 году, добился оправдательного приговора?

— Да, Ерлана тоже полностью оправдали. Он вернулся на службу в полицию и, как я слышал, получил компенсацию морального вреда в размере пяти миллионов тенге. 

От редакции

Мы продолжим освещать тему выплат компенсаций оправданным Верховным судом граждан. Расскажем истории граждан, пытавшихся отсудить у государства солидные компенсации, и поделимся мнениями адвокатов, как можно решить эту проблему.

Читайте также:

Самый гуманный суд в мире? Почему больше всего оправдательных приговоров именно у присяжных;

Дело о развращении малолетней: оправданному мужчине выплатят 66 миллионов тенге в Актобе

Лента новостей

все новости