Как разоряется охранный бизнес и причем тут экс-глава МВД Тургумбаев?

cover Вооружённый экипаж частного охранного предприятия

О том, как "благие" намерения главы МВД усилить безопасность охраняемых объектов привели к разорению многих частных охранных предприятий страны, рассказывает Orda.kz

Представители небольших частных охранных предприятий Алматы жалуются на ужесточение МВД лицензирования их деятельности. Они вынуждены нести дополнительные расходы для того, чтобы соответствовать новым требованиям контролирующего ведомства. А это не по карману большинству из них, поскольку охранный бизнес в Казахстане переживает кризисные времена. В итоге, они вынуждены закрываться или работать себе в убыток.

Таким образом, намечается тенденция монополизации охранного рынка страны. Кто-то очень хочет, чтобы со временем определённый круг крупных охранных организаций занял весь сегмент рынка, поэтому загодя расчищает им дорогу от конкурентов.

Об этом нашим журналистам рассказали руководители тех частных охранных предприятий, кто на своей шкуре испытал все «прелести» новых Правил выдачи лицензии на право занятия охранной деятельностью, утверждённых приказом министра внутренних дел Ерлана Тургумбаева от 28 марта 2020 года №261.  

Наши журналисты разбирались в деталях и сути конфликта.

Хотели как лучше…

По словам наших собеседников, до 2018 года в Казахстане существовала чёткая градация охраняемых объектов и разделение зоны ответственности за состоянием их безопасности. Так, особо важные государственные и стратегические объекты, к которым относятся правительственные учреждения, предприятия космической отрасли, узлы связи и т.д. охраняли специализированные охранные подразделения органов внутренних дел.

За сохранность имущества остальных объектов, например, финансовых учреждений, торгово-развлекательных центров, складских баз производственных предприятий и торгово-розничных сетей, образовательных учреждений, точек общепита и сервиса отвечали частные охранные предприятия (ЧОП - прим.авт).

Однако 4 года назад часть особо важных государственных объектов стали передавать в конкурентную среду. Те же здания акиматов, прокуратуры и судов стали охранять не ведомственные охранные подразделения МВД, а частные охранные предприятия. ЧОПы это делали с превеликим удовольствием, поскольку они получали стабильные заказы, а значит и прибыль.

Будни сотрудника частного охранного предприятия. Фото twitter.com

Но все эти изменения необходимо было юридически закрепить, поэтому МВД на правах контролирующего органа стало разрабатывать новые Правила выдачи лицензии на охранную деятельность для ЧОПов. Следить за неукоснительным соблюдением Правил уполномочен отдел по контролю над охранной деятельностью МВД, поскольку именно он выдаёт, приостанавливает и отзывает лицензии у ЧОПов. Его территориальные подразделения, фактически, отслеживают на местах деятельность ЧОП, состояние их материально-технической базы и выполнение требований Закона.

«Помните нашумевший инцидент с тележурналистом, которая хотела попасть в здание акимата, минуя пост охраны, для проведения съёмок? Охранник тогда вынес её на руках, несмотря на протесты и возмущение журналиста. Так вот, отдел по контролю над охранной деятельностью МВД лишил в итоге работодателей незадачливого секьюрити лицензии за грубое нарушение установленных правил работы охранных предприятий», – говорит директор охранного предприятия «Ред Драгон security» Денис Лазарев.

Денис Лазарев. Фото из личного архива

Несмотря на подобные единичные инциденты, у владельцев ЧОПов до поры до времени не было особых претензий к работе своих кураторов. Всё потому, что для получения разрешения на охранную деятельность требовалось немногое.

«Ещё 5 лет тому назад владельцу ЧОПа достаточно было иметь лицензию и персонал, который прошёл соответствующую подготовку, а если Договор предполагал вооружённую охрану, то служебное оружие. Поэтому ЧОПы у нас плодились, как грибы после дождя, и при правильной организации работы они успешно вели свой бизнес в конкурентной среде», – говорит  гендиректор ТОО «Спец-Кузет» Нариман Тохсунов.

Всё стало меняться весной 2020 года, когда министр внутренних дел Ерлан Тургумбаев подписал приказ, который ужесточил лицензирование охранной деятельности ЧОПов в рамках усиления мер по обеспечению антитеррористической безопасности.

«Согласно этим изменениям, частные охранные предприятия теперь делятся на две категории. Компании первой категории отвечают за безопасность объектов, уязвимых в плане обеспечения антитеррористической безопасности. К ним относятся, например, нефтеперерабатывающие заводы, морские порты, учебные заведения. Компании второй категории охраняют все остальные объекты», – говорит Тохсунов.  

Нариман Тохсунов. Фото из личного архива

Для того, чтобы получить разрешение на охрану объектов первой категории, владельцы ЧОПов должны за свой счёт укрепить собственную материально-техническую базу, чтобы в час Х отразить нападение террористов, экстремистов или организованных преступных группировок. Проблема в том, что позволить себе это могут далеко не все из них, потому что охранный бизнес в Казахстане в последние годы находится в состоянии стагнации.

«Как работали ЧОПы, охранявшие объекты первой категории, в 2018-2019 годах? Они находили себе партнёров на субподряд и в случае возникновения ЧП привлекали группы быстрого реагирования других компаний. А после выхода тургумбаевского приказа владельцы ЧОП обязаны теперь иметь на своём балансе не менее двух автомашин, пультовую охрану и закрытый канал радиосвязи для охраны каждого объекта 1-й категории», – говорит Лазарев.

Получилось как всегда

Необходимо отметить, что в момент выхода приказа главы МВД в 2020 году в стране был объявлен карантин из-за разразившейся пандемии коронавируса. Он длился почти 3 месяца, а затем на смену ему пришли локдауны. Бизнес за время вынужденного простоя нес колоссальные убытки, сотни компаний закрылись, поэтому у ЧОПов стало меньше заказов.

«Во время локдауна 2020 года я, например, потерял 4 объекта. Мы испытывали проблемы со сменой сотрудников, работающих вахтовым методом. Нам нужно было за свой счёт кормить ребят, проживающих в Алматинской области и тех, кто остался на объектах в других регионах страны, обеспечивать им проезд. Надо было платить зарплату всем сотрудникам, при том, что многие объекты задерживали оплату охранных услуг по несколько месяцев. Я просил тогда своих заказчиков разделить расходы напополам. Те отказались, поэтому я расторг контракты с ними», – говорит Лазарев.

Такая же участь ждала многих его коллег. Они стали меньше зарабатывать, а посему не имели возможностей улучшить свою материально-техническую базу. В какой-то момент кураторы из МВД пошли тогда навстречу владельцам ЧОПов, отложив исполнение приказа главы ведомства на 2021 год. Возникла передышка, однако радоваться льготному периоду секьюрити пришлось недолго.

Фрагмент подготовки сотрудника охранного предприятия МВД. Фото inbusiness.kz

Весной прошлого года отдел контроля МВД установил сроки для обновления лицензий тем из них, кто с 2018 года стал охранять объекты первой категории. До 1 сентября 2021 года они должны были подтвердить своё право на занятие специфической деятельностью. Вот тогда-то у ЧОПов наступила чёрная пора: те из них, что не смогли найти дополнительные средства для усиления охраняемых объектов, вынуждены были закрыться.

Мы попросили наших собеседников привести пример в подтверждении их слов о том, что требование главы МВД ударило по их бюджету.

«Простой пример. ЧОП по договору охраняет некий объект, попавший в перечень объектов, уязвимых в террористическом отношении. Если раньше, согласно договорным требованиям клиента, на ночную смену заступало два вооружённых сотрудника, которым достаточно было отслеживать обстановку по камерам системы видеонаблюдения и с определённой периодичностью совершать обходы охраняемой территории, то год назад всё изменилось. Теперь согласно тургумбаевскому приказу, охранная компания должна иметь охранный пульт и не менее двух автомашин с вооружёнными экипажами», – говорит Лазарев.

Фишка в том, что договор между ЧОПом и хозяевами объектов не предусматривает дополнительных затрат на содержание пультовой охраны и вооружённых экипажей. Администрация большинства объектов не соглашается делить с владельцами ЧОПов напополам расходы на усиление охраны, поэтому те расторгают с ними договоры. Оставшиеся хозяева объектов, кто соглашается взять на себя часть расходов на усиление охраны своих объектов, не понимают, зачем надо было ломать уже сложившуюся и достаточно эффективную систему безопасности? Потянуть в наши дни дополнительные расходы под силу не каждому предпринимателю.  

«Смотрите: пульт сигнализации стоит сегодня около 2 миллионов тенге, а автомобиль не меньше 7-10 миллионов тенге. Если у владельца небольшого ЧОПа насчитывается несколько объектов 1-й категории, то он должен выделить на усиление охраны каждого из них минимум 10 миллионов тенге. К примеру, у него 4 объекта в Алматы и области. Значит, он должен выложить 40 миллионов тенге, как минимум! Поэтому я подозреваю, что своим приказом генерал Тургумбаев лоббировал интересы крупных охранных организаций. Например, тех, что аффилированы с крупными строительными компаниями или находятся под крылом мощных финансово-промышленных групп. Они-то могут позволить себе тратить десятки, а то и сотни миллионов тенге на улучшение своей материально-технической базы, а мы нет», – говорит Лазарев.

Система видеонаблюдения в частном охранном предприятии. Фото rt-dc.ru

Интересно, что, по словам наших собеседников, солидные охранные предприятия, стоящие на защите безопасности банков второго уровня, в негласный список лоббируемых организаций не входят.

«Всё объясняется очень просто: коммерческие банки, как правило, принадлежат крупным финансово-промышленным группам, у которых есть собственные охранные агентства. Сами банки обычно не имеют своих охранных предприятий, поскольку в состав их учредителей нередко входят иностранцы. А по Закону РК «Об охранной деятельности» иностранным гражданам запрещено владеть, быть соучредителем или сотрудником ЧОПа в Казахстане», – поясняют собеседники.

Мы полюбопытствовали у них состоянием их дел. Откровенничать согласился Денис Лазарев. Он рассказал, что начал заниматься частной охранной деятельностью в 2014 году. Было время, когда у него в подчинении было 120 человек и 16 охраняемых объектов. Сейчас осталось 12 штатных сотрудников и всего 3 объекта.  

«В лучшие годы мы охраняли складские базы производственных предприятий в Алматы и области, подрядную организацию нефтеперерабатывающего завода в ЮКО, подразделения крупной иностранной компании и ряд других предприятий. Годовой оборот моего предприятия составлял тогда 60 миллионов тенге. Сейчас я планирую свернуть свой бизнес, поскольку он не приносит былой хорошей прибыли», – говорит Лазарев.

По его признанию, он понёс огромные убытки именно в последние 2 года, когда за свой счёт улучшал состояние материально-технической базы своего предприятия для того, чтобы получить выгодный контракт на охрану серьёзных объектов. Если бы он не выполнил требования новых Правил, и взял при этом под охрану такие объекты, то курирующие структуры МВД спокойно могли отозвать его лицензию. Вернуть её, по его признанию, крайне сложно.

«Теоретически любой владелец ЧОПа, у которого отозвали лицензию, может написать жалобу на имя начальника городского или областного Департамента полиции или прокурора, и даже подать иск в суд. Но на деле никто так не поступает, поскольку это нудное, тягомотное и, в конечном итоге, бессмысленное занятие. Никто не будет разбираться с твоей проблемой, и требовать от МВД возобновить лицензирование твоего предприятия, потому что это никому не нужно. Вся беда в том, что у нас к вопросам обеспечения безопасности относятся по остаточному принципу!».

Однако владельцы небольших ЧОПов не собираются без боя сдавать свои позиции. Они создали в Алматы инициативную группу, которая в настоящее время готовит обращение к депутатам мажилиса Парламента. В этом обращении они просят народных избранников внести изменения и дополнения в действующий с осени 2000 года Закон РК «Об охранной деятельности».

«Мы хотим, чтобы законотворцы помогли нам избавиться от железных тисков дискриминационного разделения охранных компаний по категориям. Мы просим аннулировать ведомственные приказы, подписанные  генералом Тургумбаевым, потому что видим за ними скрытое лоббирование интересов крупных охранных агентств. Хотя Ерлана Тургумбаева сняли с должности министра внутренних дел 25 февраля 2022 года, тем не менее, его приказы остаются в силе. Только аннулировав их, народные избранники помогут частному охранному бизнесу средней руки не разориться окончательно», – говорит Денис Лазарев.

От редакции

В следующем выпуске мы продолжим рассказ о проблемах владельцев небольших частных охранных предприятий. Расскажем о том, почему в ходе январских погромов большая часть объектов торговли подверглась грабежам мародёров, несмотря на наличие собственных служб безопасности, и почему казахстанские школы остаются уязвимыми к нападению, несмотря на все усилия МОН защитить их от чрезвычайных ситуаций.

Комментируй, делись мнением у нас в Facebook!

Получай оперативные новости дня в свой смартфон: подпишись на Orda.kz в Telegram.

Лента новостей

все новости