Как получившие госпомощь банки могут "купить" право на выплату дивидендов – эксперт

cover Коллаж Orda.kz

Главный редактор FINANCEKaz, экономист Андрей Чеботарёв специально для Orda.kz написал о том, что не так с выплатой дивидендов банками Казахстана, и почему этот вопрос касается каждого из нас

Андрей Чеботарёв:

Эпопея с банками в РК продолжается: финансовые институты, которые получили в своё время миллиарды тенге господдержки, всё ещё борются за возможность начислять себе дивиденды с прибыли за «хорошую» работу. И, судя по всему, государство не прочь им в этом помочь.

Напомним, о чём речь. Казахстанские банки получили от государства «на оздоровление» триллионы тенге. Скажем, экс-мажилисмен Канат Нуров упоминал 9 трлн тенге с 2009 года, в том числе – из Нацфонда. А в докладе Агентства по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) указано, что только в рамках программы повышения финансовой устойчивости отдельных банков, которая направлена на поддержку БВУ РК, с 2017-го по 2021 годы было списано стрессовых активов на сумму почти в 7 трлн тенге. Теперь правление этих банков стремится начислить себе дивиденды с прибыли, полученной в том числе с государственных денег. Неплохо устроились.

Фото: Андрей Чеботарёв/личный архив

Причём ни о каких точных суммах «помощи» и графиках погашения речи нет. Журналистам удалось лишь выяснить в кулуарах Парламента у Мадины Абылкасымовой, главы АРРФР, о каких банках вообще идёт речь.

«Это "Евразийский банк", "Банк Центркредит", "Нурбанк", "АТФ Банк" и "Цесна Банк". Кроме того, средства господдержки сохраняются на балансе у Halyk Bank в результате сделки, которая произошла по приобретению "Казкоммерцбанка"», – пояснила Абылкасымова.

То есть, с учетом ликвидаций, перекупок и поглощений, речь про сегодняшние Jýsan Bank, Halyk Bank, Нурбанк, Евразийский и БЦК. Заметим, это только банки, которые получали господдержку по программе финансовой устойчивости, утверждённой Нацбанком в 2017 году. А Нуров говорил про выделение средств и в более ранний период.

Тем временем, в том, что касается дивидендов для этих банков, АРРФР предлагало разные варианты управления ситуацией, один страннее другого. То предлагалось начислять дивиденды лишь с 50% прибыли, то не учитывать прибыль, полученную за счёт госсредств. Хотя понять, за счёт каких именно средств тот или иной тенге прибыли – нереально.

Теперь появился очередной проект: регулятор предлагает вообще не согласовывать с АРРФР выплату дивидендов! Суть такова: если у банка есть какой-то объём госпомощи, он должен разово вернуть часть этих средств в размере, пропорциональном доле полученного дисконта (дохода от получения льготных денег) в своём собственном капитале. Сумма должна быть не менее 10% от госпомощи, но не более 66%.

Что это значит? Что можно «купить» себе право на выплату дивидендов, вернув досрочно лишь часть льготных денег, полученных от государства, а остаток – лишь в 2040-х годах. Еще проще: получив миллиарды, а то и триллионы, можно, так уж и быть, вернуть небольшую честь денег обратно государству, а на остальной сумме продолжать зарабатывать, уже ни перед кем не отчитываясь.

И казалось бы, что в этом такого? Но дело в том, что понятия «деньги государства» на самом деле не существует. Это наши с вами деньги. Скажем, за 2022 год три четверти доходов бюджета были получены за счёт налоговых отчислений. Так почему наши деньги сначала отдаются на льготных условиях банкам по всяческим программам повышения финансовой устойчивости и прочее, а потом банки на этих деньгах делают себе прибыль и хотят выплачивать дивиденды?

Заметим, население и бизнес страны никто не кредитует под мизерные проценты, это прерогатива банков – получателей господдержки. Кредиты для населения и честных предпринимателей остаются в Казахстане очень дорогими.

И дело даже не в том, что очередной предлагаемый АРРФР закон опять не лучший из лучших. И не в том, как именно надо разделить, с каких средств банки могут выплачивать себе дивиденды, а с каких – нет. Почему просто вообще не запретить выплату любых дивидендов, пока банки не вернут деньги государству? И главное, если банки такие прибыльные, что хотят дивидендов, почему бы не потребовать вернуть все деньги, полученные от государства, в бюджет прямо сейчас, досрочно?

Напомним: в Казахстане, как и во всём мире, сейчас тяжёлая кризисная ситуация, премьер-министр прогнозирует, что в 2023 году дефицит бюджета составит 2,7% к ВВП, или 3,2 трлн тенге. Минфин хочет занять в этом году 5,7 трлн тенге за счёт выпуска государственных ценных бумаг (ГЦБ) почти на триллион больше, чем планировалось ранее. ГЦБ – это именно заем, и государство занимает деньги отнюдь не под льготные ставки, по которым эти деньги получали банки.

Ситуация просто абсурдная. Скажем, часть госпомощи банкам предоставлена в виде размещения средств под 0,1% годовых (на долгие годы, до 2040-х). При этом само государство занимает деньги через гособлигации в том числе у этих же банков! Причём по рыночным ставкам, то есть сейчас около 17% годовых. Напомним, мы всё ещё ведём речь про средства налогоплательщиков.

Так почему в этой ситуации с банков не требуют вернуть долги, а переписывают раз за разом варианты закона, который так или иначе позволит им выплачивать себе дивиденды?

Похоже, АРРФР изо всех сил старается создать для банков, получивших госпомощь, условия, которые позволят им эту самую госпомощь не возвращать.

Лента новостей

все новости