Как отказаться от абонентской платы за домофон, рассказали в АЗРК

cover

От ежемесячной оплаты за обслуживание домофонов можно отказаться. О том, как это сделать, подробно рассказали в Агентстве по защите и развитию конкуренции.

Вопрос приобретения услуг по техническому обслуживанию домофонов должен коллективно приниматься самими жильцами, подчеркнули в ведомстве:

"В соответствии со статьей 42-1 Закона «О жилищных отношениях» (далее – Закон) собственники квартир, нежилых помещений на собрании рассматривают вопросы и принимают решения, связанные с содержанием общего имущества объекта кондоминиума. Собрание созывается по инициативе совета дома, доверенного лица простого товарищества, по требованию ревизионной комиссии, по требованию не менее 10% собственников квартир, нежилых помещений либо по инициативе жилищной инспекции".

То есть собственники квартир на таком собрании могут инициировать вопрос о том, чтобы перейти с абонентской платы на разовую, в случае поломки домофона.

Кроме того, согласно пункту 22 Правил, председатель объединения собственников имущества или доверенное лицо простого товарищества, либо управляющий многоквартирным жилым домом, либо управляющая компания ежегодно выносят вопросы о перезаключении договора с действующим субъектом сервисной деятельности или выборе нового субъекта сервисной деятельности на собрании путем электронного голосования через объект информатизации ЖКХ или в бумажном виде.

Однако в ведомстве поясняют, что на практике такие договоры заключаются персонально с каждым владельцем квартиры:

«Заключение таких договоров ставит в невыгодное положение собственников квартир, когда оборудование домофона не переходит в их собственность, а техническое обслуживание с абонентской платой включается в договор при установке домофона, что в итоге обходится дороже, чем сам домофон. Тогда как, согласно пункту 23 Правил, услуги по установке и техническому обслуживанию домофонного оборудования разделены. Согласно пункту 24 Правил, на каждый вид услуг по содержанию общего имущества объекта кондоминиума заключается отдельный договор с субъектами сервисной деятельности. При этом срок договора составляет не более одного года».

Контроль за соблюдением этого закона и правил подпадает под компетенцию  жилищной инспекции, которая выносит обязательные для исполнения предписания (представления) по устранению нарушений и составлению протоколов об административных правонарушениях (пп. 5 п. 1 статьи 41-2 Закона).

Вместе с тем в случае наличия условий договора, нарушающих права потребителя при его заключении, потребитель имеет право на возмещение убытков, нанесённых ему домофонной организацией в связи с использованием последним преимуществ своего положения (статья 8-1 Закона «О защите прав потребителей»).

Результатом действий домофонной организации может также  являться ограничение конкуренции на этом рынке услуг.

На основании коллективного заявления действия домофонной организации – навязывание заключения соглашения или иные действия, препятствующие смене домофонной организации – могут быть рассмотрены АЗРК на предмет соответствия законодательству в области защиты конкуренции, в том числе на предмет наличия признаков злоупотребления доминирующим положением.

Поводом для обсуждения этого вопроса стала новость о том, что в Актау компанию, предоставляющую услуги по установке и обслуживанию домофонов, уличили в недобросовестной конкуренции и навязывании услуг. В антимонопольном департаменте Мангистауской области сочли, что в Актау домофонные компании незаконно собирают абонентскую плату с жителей и нарушают при этом самый главный закон страны – Конституцию РК.

Лента новостей

все новости