Жителям Актау предложили судиться с домофонными компаниями

cover

В Мангистауском антимонопольном ведомстве сочли, что в Актау домофонные компании абонентскую плату с жителей собирают незаконно и нарушают при этом самый главный закон страны - Конституцию РК.

Корреспондент Orda.kz выяснила, что правовые отношения между жильцами и компанией прекращаются сразу же после установки и ввода в эксплуатацию оборудования и ни о какой абонентской плате не может быть и речи.

Устанавливать домофоны в подъездах актауских многоэтажек начали в 2010 году. Кодовые замки, на которые двери запирали до этого, модными были недолго. Они не отличались надёжностью, очень быстро три заветные цифры становились достоянием всех желающих их знать. Да и угадать их труда не составляло - кнопки «входа» чернели от постоянного прикосновения пальцев. Зашедшие на рынок домофонные компании, в начале их было всего две, пользовались большой популярностью, жители месяцами ждали очередь на установку специальной тяжёлой и соответствующей последнему слову цифровой техники, оборудованной двери. При оформлении договора они отдавали деньги за монтаж и гарантировали ежемесячную абонентскую плату.

Радость от чистого подъезда без непрошенных гостей длилась недолго. При небольшой просрочке оплаты компании отключали абонента от услуги. Самые технически подкованные выясняли в интернете, что существует так называемый мастер-код для открытия домофона определённой компании, выпустившей оборудование. Позже конторы, которые устанавливали и обслуживали домофоны, нашли возможность закрыть этот доступ. Должники не могли попасть в собственную квартиру и вынуждены были платить. Особо принципиальные просто отрезали домофон от электричества.

Ещё одной проблемой стал доступ в квартиры сотрудникам экстренных служб.

  - Я - пенсионерка, живу одна. Давление так скачет, что не могу встать с кровати. Вызываю скорую - они звонят по соседям. А люди разные: кого дома нет, кто не поднимает, а кто и вовсе трубку бросит и не откроет дверь, - сетует жительница Актау Галина Дмитриевна.

Она была в числе жителей, которые ещё в 2017 году обошли местные газеты. Журналистам представители компаний заявили, что дать отдельные ключи представителям 101, 102 и 103 невозможно. Якобы мастер-ключа у них нет, а делать на каждую квартиру и передавать десятки тысяч копий невозможно.

Проблема не решалась, а продолжала долгие годы беспокоить жителей. Некоторые подъезды отказывались от услуги и покупали новую дверь и индивидуальные аудио и даже видео-домофоны. В случае поломки, которые, к слову, случались даже не каждый год, они вызывали мастера на час.

Ситуация обострилась, когда абонентской платы (видимо, после того, как компании потеряли клиентов, перешедших на собственное оборудование) стало недостаточно. В несколько раз увеличившееся количество компаний подняли ежемесячную оплату и стали взимать отдельно за «сложный ремонт». Например, за замену трубки.

  - Внуки вырвали трубку, баловались. Мастер попросил оплатить замену. Я думала хитрит он, обманывает. Позвонила сразу в администрацию и меня огорошили, что я должна ему деньги. Как так? Я же плачу абонентскую плату. Так мне объяснили, что раз сама сломала, это уже моя вина и надо заплатить за починку, - возмущается Галина Дмитриевна.

Неожиданное и долгожданное решение поступило от регионального департамента агентства по защите и развитию конкуренции. В ведомстве сообщили:

«Домофонные компании обогащались, устанавливая дополнительные требования, нарушая конституционные права граждан и злоупотребляя их доверием».

  - При поломке обслуживающая компания устраняет её и взимает плату за фактически оказанную услугу. Принцип установки и обслуживания домофонной системы не отличается от таких видов услуг, как установка бойлера для нагрева воды или кондиционера. Однако домофонные компании, вводя потребителей в заблуждение, помимо установки системы, заключали договоры на обслуживание, при этом установив абонентскую плату, как коммунальные службы, - говорится в сообщении.

При этом, антимонопольщики заметили, что коммунальные службы в отличие от домофонных компаний несут расходы, связанные с производством. А вот электроэнергию за работу домофона оплачивают сами жители.

  - Антимонопольный орган внёс акт антимонопольного реагирования, подлежащий исполнению в течение 30 календарных дней. В противном случае в отношении домофонных компаний будет проведено расследование, по результатам которого последует конфискация монопольного дохода с наложением крупного штрафа. Если установится, что их деятельность сопряжена с извлечением дохода в крупном размере, материалы будут направлены в правоохранительные органы для производства досудебного расследования, - сообщили в ведомстве.

Антимонопольщики предложили жильцам требовать восстановления прав «путём переговоров или обращения в суд с исковым заявлением».

Orda.kz следит за развитием ситуации в Актау.

Лента новостей

все новости