Почему многие алматинцы переплачивают за потреблённую электроэнергию и как с этим можно бороться, разбиралась Orda.kz.

Обман потребителей

Общественники Алматы отмечают резкий рост жалоб потребителей на незаконную деятельность управляющих компаний, которые годами обманывают их, завышая тарифы на электроэнергию.

«Такая проблема существует, в основном, в дачных кооперативах, расположенных в пригороде Алматы, и в некоторых новостройках мегаполиса. Она возникла из-за того, что застройщики в своё время не передали на баланс энергопередающего предприятия «Алатау жарык компаниясы» местные линии электропередач, трансформаторные подстанции и общедомовые приборы учёта электроэнергии. Управляющие компании в лице КСК тоже не заключили с предприятием договоры. В итоге жильцы многоквартирных домов не смогли открыть лицевые счета на оплату коммунальных услуг, и это им вышло боком», – говорит член комиссии ЖКХ при совете ветеранов Алматы Владимир Малишевский.

Как обманывают потребителей электроэнергии: кто виноват и что делать
Владимир Малишевский. Фото из личного архива

Лицевой счёт ЖКХ – это электронный идентификатор, который отражает все операции по оплате коммунальных услуг и других взносов на содержание и благоустройство многоквартирного дома. Он присваивается при вводе дома в эксплуатацию и закрепляется за определённым адресом независимо от смены владельца или изменения состава семьи.

По сути, это абонентский номер потребителя. Если у него есть лицевой счёт, то это значит, что он официально является клиентом предприятий – поставщиков коммунальных услуг, и платит им по утверждённым тарифам. Если счёта нет, то никто не гарантирует, что собранные средства уйдут по назначению, и что тарифы не будут завышены.

Как обманывают потребителей электроэнергии: кто виноват и что делать
Лицевой счёт на оплату коммунальных услуг. Фото автора

По словам Малишевского, для того, чтобы открыть лицевые счета в ТОО «Алатау жарык компаниясы» (АЖК), жители новостроек должны установить электросчётчики с удалённой передачей данных. Самый дешёвый такой прибор стоит сегодня от 50 тысяч тенге, что весьма накладно для бюджета многих семей. Отказаться от их установки они не могут, потому как это требование компании-монополиста.

«Я полагаю, что даже если потребители и установят эти электросчётчики, то проку от них будет мало. Дело в том, что в Алматинском регионе Автоматизированная система коммерческого учёта электроэнергии работает пока не в полном объёме. Поэтому раз в месяц сотрудники АЖК по старинке продолжают обходить квартиры многих потребителей, чтобы записать показания электросчётчиков вручную. Когда автоматизированная система заработает на всю мощь, тогда и будет толк от дорогостоящих приборов учёта».

Любопытно, что проблема отсутствия лицевых счетов у тысяч жителей алматинских новостроек всплыла буквально недавно, во время перехода кооперативов собственников квартир в объединения собственников имущества. Когда новые органы управления стали принимать документы у бывших председателей КСК, чтобы перезаключить договоры с коммунальными предприятиями, тогда и выяснилось, что счетов нет. Теперь стороны разбираются, кто и как начислял тарифы, и куда уходили собранные средства.

Раньше на эту проблему никто не обращал внимания. Эксперты даже не могут оценить её масштабы, поскольку процесс перехода КСК в ОСИ продолжается. Они поначалу предполагали, что отсутствие лицевых счетов актуально только для жителей новых микрорайонов Алматы, появившихся после присоединения в 2014 году к южной столице части территории Алматинской области. Мол, новые районы всё ещё застраиваются, коммуникации там не везде проведены. Соответственно, договоры с монопольными предприятиями, отвечающими за обеспечение населения питьевой водой, канализацией, светом и теплом, не заключены и т.д.

Однако вскоре выяснилось, что проблема с отсутствием лицевых счетов есть и у жителей старых районов города.

«Меня больше всего беспокоит тот факт, что жертвами обстоятельства стали сотни семей, кто купил малогабаритные квартиры в домах по улице Казыбек- би 125, 125-1,2,3. Люди годами оплачивали счета-квитанции, которые им приносили из местного КСК. Потом они узнали, что всё это время платили ТОО «АлматыЭнергоСбыту», но у них нет там лицевых счетов, поскольку их КСК об этом не беспокоилось. Вполне вероятно, что им завышался как объём потребляемой электроэнергии, так и её стоимость. Сейчас жильцам придётся за свой счёт установить новые приборы учёта электроэнергии с дистанционной передачей данных».

Мы поинтересовались у эксперта, какая проблема с оплатой за свет существуют тогда в дачных кооперативах. Его ответ нас ошарашил.

«Смотрите: в черте города практически все трансформаторные подстанции и линии электропередач переданы на баланс АЖК. Это означает, что потребители должны платить за свет по тарифу, установленному государством. Однако многие председатели правлений дачных кооперативов выставляют собственникам участков счета с завышенными тарифами. При этом они умудряются ещё и продавать электроэнергию на сторону, не имея на то никаких прав. Это прерогатива энергоснабжающей организации, у которой есть соответствующая лицензия. В таких случаях я советую потребителям обращаться с жалобой в территориальный департамент атомного и энергетического надзора Алматы».

К сожалению, ушлых дельцов, зарабатывающих за счёт других, в Алматы сейчас пруд пруди. Наш собеседник подтверждает это.

«Действительно, в нашем городе работает много посредников, которые незаконно занимаются перепродажей электроэнергией в новых микрорайонах. Например, в Северном кольце, что находится перед центральном барахолкой. Местные жители новостроек вынуждены пользоваться их услугами, так как другой альтернативы у них пока нет. Для того, чтобы лишить посредников нелегального источника доходов, необходимо за счёт застройщиков передать все электросети на баланс ТОО «Алатау жарык компаниясы», а местную котельную на баланс ТОО «Алматытеплокоммунэнерго». Этот процесс должен проконтролировать акимат и Управление энергоэффективного инфраструктурного развития города».

Конечно, можно попытаться найти управу на недобросовестных председателей дачных кооперативов и посредников за необоснованное повышение тарифов и обман потребителей в суде, но добиться справедливости будет сложно. Любой адвокат, который будет представлять их интересы, приведёт свой главный аргумент. Дескать, собственников квартир и дачных участков никто же не заставлял платить им по счетам. Они это делали добровольно!

«Истцам-потребителям нужно доказать в ходе судебных заседаний, что ответчик намеренно вводил их в заблуждение и обманывал со счетами. Увы, одними свидетельскими показаниями им не обойтись: необходимо провести кучу экспертиз и пригласить специалиста-энергетика, который своими доводами сломал бы линию защиты ответчика».

Как обманывают потребителей электроэнергии: кто виноват и что делать
Фото kvartirniiremont.ru

Для того, чтобы не попасть на крючок к посредникам и не столкнуться с неприятными сюрпризами в виде неработающего лифта, засоров в туалете и душных технических помещений, потенциальным покупателям новых квартир необходимо сначала выяснить, а выполнил ли застройщик все технические условия.

«Узнайте, ввёл ли он в строй все необходимые инженерные коммуникации и заключил ли договоры с предприятиями, отвечающими за газо- и теплоснабжение, канализацию, бесперебойную подачу воды и электроэнергии. Поинтересуйтесь, как в доме работает система вентиляции, сигнализации и пожаротушения. Только получив всю исчерпывающую информацию о техническом состоянии дома и правоустанавливающих документах, вы можете смело покупать недвижимость. Не забудьте сразу же открыть лицевой счёт на оплату коммунальных платежей, иначе вам придётся переплачивать за свет, газ и воду».

По поводу оплаты квитанции за свет, эксперт советует следующее.

«В нашем городе существуют 2 вида тарифов для населения: средне отпускной и дифференцированный. Последний делится на 3 уровня потребления. Так вот потребитель сам решает, по какому тарифу он будет платить. Для этого ему достаточно заглянуть на сайт ТОО «Алматыэнергосбыт» и выбрать приемлемый для себя вариант».

Эксперт советует гражданам по всем фактам нарушения прав потребителей обращаться в антимонопольное ведомство и параллельно в общественные организации по защите прав потребителей. Сотрудники Комитета по регулированию естественных монополий проверят деятельность монополиста и по итогам проверки жалобы внесут предписание об устранении выявленных нарушений. А юристы общественного объединения в судебном порядке могут взыскать с виновного компенсацию за материальный и моральный ущерб.

Непопулярные меры

Некоторые общественные деятели выступают за снижение тарифов на коммунальные услуги для населения, считая их завышенными. Мол, малоимущим семьям нелегко даётся оплата. Галопирующая инфляция съедает их скромные доходы, поэтому порой из-за этого у них образуется задолженность за коммуналку. Эксперты не разделяют такого мнения.

«В Казахстане на сегодняшний день установлены одни из самых низких в странах-участницах СНГ тарифы на электроэнергию для населения. Дальше снижать их уже некуда, иначе наши энергетические компании разорятся. Понятное дело, что дешёвые тарифы у нас установлены для уменьшения нагрузки на плечи простых граждан, но всё равно, так больше продолжаться не может. Я, например, выступаю за поэтапное повышение тарифов, поскольку в мировой практике энергооснабжающие компании продают электроэнергию потребителям по одинаковой цене».

По словам Малишевского, его позицию разделяют практически все его коллеги, а также госорганы. Во втором полугодии 2022 года в Алматы, ЗКО и Костанайской области планируется запустить пилотный проект по постепенному повышению тарифа. Смысл его в том, чтобы со временем отменить дифференциацию тарифов между 3 группами потребителей – населением, малым и средним бизнесом, и бюджетными организациями, чтобы все в будущем платили одинаково.

«На первом этапе предполагается повысить тариф для бытовых нужд населения на 10%. Правда, для социально-уязвимых слоёв населения предусмотрено введение дотаций от государства. В квитанции на оплату коммунальных услуг в графе «электроэнергия» будет указана пометка, что они относятся к льготной категории потребителей. Каким будет размер дотации пока неизвестно, поскольку механизм субсидирования всё ещё прорабатывается». 

Как обманывают потребителей электроэнергии: кто виноват и что делать
Для социально-уязвимых слоёв населения планируется введение дотаций за потребление электроэнергии. Фото news.myself.com

Как долго и насколько успешно будет работать программа субсидирования коммуналки для малообеспеченных граждан никто из специалистов-энергетиков прогнозировать не берётся. Они помнят, как 6 лет назад в Алматы провалилась госпрограмма по бесплатной замене электросчётчиков для населения. Ответственность за это они возлагают на менеджеров АЖК, которые не справились с поставленной задачей.

«Не стоит забывать также о том, что в любой госпрограмме заложены определённые коррупционные риски. Кто-то из нечистых на руку чиновников может воспользоваться возможностью незаконно обогатиться за счёт бюджетных средств, поэтому мы с осторожностью даём оценки результативности той или иной госпрограммы».

Кстати, общественники до сих пор не могут нигде получить разъяснений по поводу проблемы перебоев со светом в районах точечной, уплотняющей застройки. При строительстве любого жилого комплекса застройщик получает определённые мощности электроэнергии в АЖК, которые должны хватать для его бесперебойного обеспечения. Однако в реальности зачастую выходит так, что после введения в эксплуатацию новостройки жители окрестных домов периодически остаются без света. Он внезапно гаснет, и они на пару часов лишаются одного из главных благ цивилизации. Почему так происходит, никто из ответственных лиц комментировать не берётся.

Как обманывают потребителей электроэнергии: кто виноват и что делать
Фото vedtver.ru

Идти на такую непопулярную меру, как увеличение тарифов, властям приходится ещё и потому, что техническое состояние городских распределительных станций находится в плачевном состоянии. Многие трансформаторы работают слабо, они не выдерживают нагрузок, особенно в жаркий сезон, поэтому так часто у нас происходят скачки электроэнергии. Государству необходимо вложить колоссальные средства в модернизацию энергетической инфраструктуры: нужно построить новые турбины, электросети, котлы и трансформаторы.

«Если мы не будем вкладываться в развитие энергетической инфраструктуры, то у нас никогда не решатся проблемы со световыми коллапсами. Блэкаут, который произошёл в конце января текущего года в Алматы, повторится тогда неоднократно. Во избежание подобных ЧП  необходимо наращивать объёмы энергомощностей, а для этого сначала нужно привести в порядок всю техническую базу».

Как обманывают потребителей электроэнергии: кто виноват и что делать
Электросети в Казахстане нужно модернизировать. Фото kroosp.ru

Специалисты-энергетики также обращают внимание на «загрязнённость» городских электросетей. Именно поэтому они советуют потребителям отключать на ночь гаджеты, компьютеры, звуковые колонки и телевизоры, а не оставлять их в спящем режиме с включённой кнопкой.

Многие пользователи соцсетей жалуются на подорожание электросчётчиков. Цены на эти приборы поднялись за последние 5 лет минимум в 2 раза. С чем это связано?

«Всё кругом дорожает, электросчётчики в их числе, тем более, что большая часть из них производится за пределами нашей страны. В Алматы есть только одно предприятие, которое выпускает такие приборы. Это компания «Сайман». Так вот комплектующие она закупает за рубежом, отсюда и увеличение стоимости её продукции».

А вот экспертов волнует проблема слабого общественного мониторинга над деятельностью компаний-монополистов в сфере ЖКХ. Они предлагают его усилить, иначе в противном случае компании продолжат работать исключительно в собственных интересах.

«По Закону каждый монополист должен проводить общественные слушания по итогам своей работы и по проблемным вопросам. Они так и делают, обещая в ходе встреч с активом города учесть все пожелания потребителей и решить проблемные вопросы. Но в итоге выполняют только часть своих обещаний, поскольку они практически никому не подчиняются. Де-юре их может контролировать антимонопольное ведомство, но де-факто никто, так как их деятельность не прозрачна и закрыта для простых граждан. Необходимо, чтобы общественность активно и постоянно контролировала работу предприятий-монополистов».

Комментарии АО «Алатау жарык компаниясы»

Наши журналисты направили редакционный запрос на имя председателя правления АО «Алатау жарык компаниясы» Абая Асылова, чтобы выяснить алгоритм действий потребителей для открытия лицевых счетов в этой энергопередающей организации и заодно разобраться в обоснованности критики её деятельности.  

Полученные из пресс-службы предприятия ответы мы публикуем тезисно, понятным и доступным читателю языком.

Итак, прежде чем открыть лицевой счёт в АЖК, потребитель должен сначала узнать, переданы ли на баланс данного предприятия электрические сети в округе. Затем заключила ли управляющая компания в лице КСК, ОСИ или простого товарищества договор с ТОО «АлматыЭнергоСбыт». Если эти условия соблюдены, тогда всё хорошо, если нет, то нужно разбираться, почему их нарушили.

В свою очередь, КСК или ОСИ должно установить в жилом доме головной прибор коммерческого учёта электроэнергии и открыть лицевые счета всем жильцам. Потом управляющая компания опломбирует электросчётчики жильцов, снимает с них показания и передаёт данные в ТОО «АлматыЭнергоСбыт». Тех потребителей, кто не открыл лицевые счета или задолжал за свет, она вправе отключить от электроснабжения.

На вопрос наших журналистов, за чей счёт должны устанавливаться дорогостоящие приборы коммерческого учёта электрической энергии, в АЖК отвечать не стали. Пресс-служба предприятия ограничилась кратким сообщением, что приборы должны быть внесены в Реестр государственной системы обеспечения единства измерений и оснащены устройствами передачи данных об объёмах потреблённой электроэнергии в АО «АЖК». Информацию о ценах на эти устройства потребителям советуют узнавать на сайтах заводов-изготовителей.

Мы интересовались, зачем АЖК требует с потребителей установку дорогих электросчётчиков с удалённой передачей данных, если на предприятии толком не работает Автоматизированная система коммерческого учёта электроэнергии? Нам пояснили, что эта система внедряется поэтапно, в соответствии с требованиями законодательства РК и инвестиционной программы АЖК. Заработает она в полном объёме, дескать, только после замены всех старых моделей приборов учёта на новые электронные. Однако в настоящее время «инвестиционная программа АО «АЖК» приостановлена». Почему она приостановлена и на какой срок, пресс-служба предприятия разъяснять не стала.  

Мы также спросили, как АЖК борется с частными предприятиями-посредниками, которые незаконно наживаются на жителях новостроек в новых микрорайонах Алматы, перепродавая им электроэнергию? Подавали ли юристы компании в суд на недобросовестных конкурентов? В пресс-службе компании сообщили, что никакой информацией о посредниках они не располагают, соответственно, никаких исков на недобросовестных конкурентов юристы АО не подавали. Нам посоветовали обращаться с этим вопросом в службу энергонадзора.  

АЖК вообще как-то выборочно, по своему усмотрению, отвечала на редакционные вопросы. Это оправдано в том случае, когда речь заходит о компетенции других предприятий. Например, «АлматыЭнергоСбыта», куда нам посоветовали обращаться для получения некоторых ответов. Но когда дело касается деятельности АЖК, то странно игнорировать вопросы редакции. Так, мы хотели выяснить причину перебоев со светом у жителей окрестных с новостройками домов, поскольку это же АЖК предоставляет определённые мощности строительным компаниям, что их возводят. Давать чёткий, понятный, подробный комментарий на предприятии не стали. Написали только, что «АЖК занимается передачей и распределением электроэнергии потребителям (независимо от принадлежности и формы собственности) согласно заключённым договорам. При этом соблюдаются все технические и технологические параметры данного процесса».

Единственная полезная для потребителей информация заключалась в совете обращаться в случае возникновения каких-либо сбоев в работе электросетей или нештатных ситуаций с жалобой в городской Контакт-центр по телефону 356-99-99.

«На основании такого обращения сотрудники РЭС в кратчайшие сроки примут меры для устранения проблемы в снабжении электроэнергией указанных абонентов», – сообщила пресс-служба предприятия.

Напоследок мы задали АЖК вопрос по поводу критики в свой адрес из-за нерегулярного и не эффективного проведения общественных слушаний. Например, когда дело доходит до повышения тарифов для населения или когда заслушиваются отчёты о проделанной АЖК работе. В пресс-службе нам ответили, что руководство компании «адекватно относится к обоснованной критике со стороны потребителей и всегда открыто к диалогу». Далее нам в деталях рассказали, как в АО прислушиваются к просьбам, замечаниям и предложениям потребителей.

Оказывается, ежегодно по итогам полугодия и года в АЖК проводятся общественные слушания отчёта об исполнении тарифной сметы и инвестиционной программы, а также о соблюдении показателей качества и надёжности регулируемых услуг. Мероприятия проводятся очно или в формате видеоконференции, и участвовать в них может любой желающий. Если у потребителя возникают вопросы, то «сотрудники АЖК дают расширенные ответы и разъяснения, как в устной, так и в письменной форме». Информация о проведённых слушаниях и итогах отчёта публикуется в СМИ и на Интернет-ресурсе компании.


Комментируй, делись мнением у нас в Facebook!

Получай оперативные новости дня в свой смартфон: подпишись на Orda.kz в Telegram.


Поделиться: