Как Казахстан может заработать на реконструкции КПП «Верхний Ларс»
На Евразийском конгрессе – 2023 в Сочи подписали меморандум для расширения инфраструктуры КПП «Верхний Ларс» Северная Осетия – Алания.
Мероприятие прошло с 8 по 9 июня в Сочи. В нём приняли участие представители правительств, бизнеса, экономического и научного сообществ. Евразийский банк развития (ЕАБР) подготовил для стран-участниц ЕАЭС рекомендацию по проектам трансграничного государственно-частного партнёрства. Первый из них будет реализован между Казахстаном и Кыргызстаном: 85 км дорога между Алматы и озером Иссык-Куль.
Международный автомобильный пункт пропуска (МАПП) и прилегающая к нему транспортно-логистическая инфраструктура – это важные элементы автодорожного коридора «Север – Юг», который входит в Евразийский транспортный каркас. Сегодня это единственный сухопутный маршрут для Армении. Именно он обеспечивает торгово-экономические связи республики с другими государствами – членами ЕАЭС. КПП "Верхний Ларс" находится на границе между Россией и Грузией.
Также через пункт пропуска «Верхний Ларс» перевозят грузы между Беларусью, Грузией, Россией и Турцией. Объёмы сильно выросли за последний год.
Фонд технического содействия Евразийского банка развития (ЕАБР) намерен выделить на грантовой основе деньги для разработки технико-экономического обоснования (ТЭО), чтобы расширить погранпереход. Меморандум подписали на Евразийском конгрессе – 2023 в Сочи замгендиректора АО "Кавказ.РФ" Николай Гончаров и зампредседателя правления ЕАБР Денис Ильин.
На пункте пропуска появится безопасная стоянка на 350 автомобилей, отель, модульное офисное здание для оказания таможенных услуг и сервисов, зон технического обслуживания для автомобилей, автозаправочные станции, зоны для зарядки электромобилей, туристического информационного центра, магазины и кафе. Кроме того, планируется возвести многофункциональный оптовый распределительный центр для хранения продовольственной продукции.
"Трансграничная зона "Верхний Ларс" предназначена для повышения качества обслуживания и безопасности водителей, пассажиров, транспортных средств, грузов, которые перевозятся по маршруту. Будут более современные, более безопасные паркинги. Как известно, "Верхний Ларс" по погодным условиям зимой закрывается на несколько дней, машины не пропускают через погранпереход. Им нужно где-то стоять. Естественно стоять в создаваемой трансграничной зоне не специальных площадках гораздо эффективнее, чем стоять вдоль дорог под снегом и дождём, как для грузов, так и водителей", – сообщил корреспонденту Orda.kz руководитель Центра интеграционных исследований ЕАБР Александр Забоев.
Что выиграет Казахстан?
Ожидается, что реконструкция транспортно-логистического хаба приведёт к росту объёмов торговли, международных объёмов перевозок и транзита и росту доходов бизнеса за счёт расширения спектра и повышения качества оказываемых услуг. А также создаст в регионе дополнительные рабочие места. По мнению Александра Забоева, от проекта реконструкции в первую очередь выиграют перевозчики Казахстана и Армении.
"Заехать казахстанские перевозчики по нынешнему маршруту в Армению не смогут из-за того, что маршрут проходит через Республику Азербайджан. И там погранпереходы фактически закрыты, и грузы на Армению не пропускаются. Тут есть и экономическая составляющая. Так, турецкие грузы идут через транскаспийский маршрут. Насколько будет выгодно возить через Верхний Ларс, надо будет посчитать по расстоянию и затратам. Прямым эффектом станет развитие прямой связанности Казахстана и Армении в рамках ЕАЭС", – объяснил Александр Забоев.
Наша страна может получить дополнительные вливания за счёт трансграничной зоны.
"Через Казахстан ездят кыргызские перевозчики. Они проходят территорию страны транзитом. Соответственно, если они осуществляют перевозки в Армению, это будет иметь для них такой же эффект. А для Казахстана целых два: создание более благоприятных условия для сообщения с Арменией через Верхний Ларс и для кыргызско-армянского транзита".
Ожидается, что до 15 июня на пункте пропуска введут в эксплуатацию четыре дополнительные полосы движения. Всего работать будет 39 полос, из которых 15 предназначены для грузовиков.
Лента новостей
- Авария на водопроводе: Семей столкнулся с перебоями водоснабжения
- Алматинские спасатели потушили пожар в многоэтажном жилом доме
- Токаев провел телефонный разговор с президентом Финляндии Александром Стуббом
- Минобороны России сообщило о начале учений по подготовке и применению ядерного оружия
- 42 дня без воды. Жители предгорных районов Алматы требуют ввести режим ЧС
- Похороны президента: тысячи иранцев прощаются с Ибрахимом Раиси
- Улучшение системы оповещения об угрозе ЧС и льготные тарифы для людей с инвалидностью: Токаев подписал закон
- Ученик седьмого класса школы-гимназии № 31 совершил героический поступок
- Катар основательно заходит на рынок Казахстана
- Тюркский инвестиционный фонд официально запущен
- Новые детали и опечатки следствия: журналист Адилбеков остаётся за решёткой
- В Актау людей с инвалидностью принуждали просить милостыню
- Казахские традиции «салбурын» и «беташар» хотят включить в список ЮНЕСКО
- В Шымкенте разрушается единственный скейт-парк
- Пенсионер умер в самолёте из-за сильной турбулентности
- Протест незрячих в Астане: участники акции написали заявления в Генпрокуратуру
- Токаев дал поручения новому акиму Мангистауской области
- Спектакль «Шинель»: как Гоголь кукловодом стал
- Шестеро пакистанцев пытались сбежать из Кыргызстана в Казахстан
- Чиновники оставили сирот без квартир в Жамбылской области