Поездка Алматы – Иссык-Куль сократится до 85 км и обойдётся всего в 2500 тенге

cover Фото Orda.kz

На Евразийском конгрессе-2023 в Сочи представители Казахстана и Кыргызстана рассказали о договорённостях насчёт первого трансграничного государственно-частного партнёрства в ЕАЭС

В мероприятие, которое прошло с 8 по 9 июля, приняли участие представители власти, бизнеса, научного и экспертного сообществ из стран – участниц ЕАЭС. Площадка стала местом для рассмотрения вопросов функционирования внутреннего рынка, создания и развития транспортной инфраструктуры в государствах союза в направлениях «Восток – Запад» и «Север – Юг».

На заседании Евразийского межправительственного совета, где принял участие премьер-министр Алихан Смаилов, подписали 14 документов и рассмотрели 22 вопроса:

  • торгово-экономического сотрудничества стран-участниц;
  • развития транспортной инфраструктуры;
  • цифровизации грузовых железнодорожных перевозок;
  • реализации климатической и цифровой повестки в рамках ЕАЭС.

Корреспондент Orda.kz также побывал на площадке. Кроме двух выставочных залов, где представлены стенды различных IT, медицинских, туристических и промышленных компаний, были экспозиции и в национальном стиле. Сладости, текстиль, продукты питания и улыбчивые представители страны, которые отвечали на 1000 и 1 вопрос.

Отметим, что от Казахстана корреспондент Orda.kz нашёл только одну экспозицию Карагандинского фармацевтического комплекса, где производили Спутник V. В программе было заявлено ТОО "Проммашкомплект", но найти его стенд не получилось.

Фото Orda.kz

Трансграничные государственно-частные проекты и что они представляют

Сотрудники Евразийского банка развития (ЕАБР) представили на конгрессе своё видение реализации проектов, когда два или более государства совместно участвуют в развитие общей инфраструктуры. В мире существует несколько десятков трансграничных ГЧП в сфере транспорта, водно-энергетического комплекса и телекоммуникаций. У каждого из них при реализации и последующем использовании были недостатки. Именно их проанализировал ЕАБР, чтобы предложить участникам ЕАЭС свои рекомендации.

Фото Orda.kz

"У трансграничных ГЧП есть обязательный критерий: трансграничная инфраструктура из-за пересечения границ. Когда включается международный аспект, бизнес становится сложнее. Можно было бы сделать два ГЧП и подтянуть их на границе, и так структурировать проект. Но весь мировой опыт, который мы проанализировали, указывает на то, что добавленная стоимость трансграничных ГЧП настолько велика, что имеет смысл пойти на дополнительные сложности. В межправсоглашении решаются вопросы дальнейшей эксплуатации. Иначе одна сторона построит свою часть инфраструктуры, а вторая нет. Такое уже случалось и имело неприятные последствия", – рассказал главный экономист ЕАБР Евгений Винокуров.

Трансграничная инфраструктура:

  • Устраняет разрывы и «узкие» места, обеспечивает связанность
  • Создаёт условия для транзита, движения товаров и услуг
  • Требует большого объёма инвестиций
Фото Orda.kz

Мировые примеры проектов трансграничных ГЧП

Скоростная железнодорожная магистраль: Китай – Лаос

Проблемы по проекту: при реализации крупных проектов странам с доходами ниже среднего надо осторожно брать на себя финансовую нагрузку. В случае с Лаосом долг настолько вырос, что это привело к снижению суверенного кредитного рейтинга государства. В эксплуатацию дорогу сдали 3 декабря 2021 года, она обошлась в 5,965 млрд долларов.

Автомобильный мост через реку Амур: Китай – Россия

Проблемы по проекту: ускорение процедур внутреннего согласования. Россия и Китай подписали соглашение по строительству моста через реку 26 июня 1995 года, а дополнительный протокол – 3 сентября 2015 года. В итоге в эксплуатацию объект сдали только 31 мая 2021 года. Его стоимость составила 300 млн долларов.

Гидроэлектростанция Нам-Теун 2: Лаос – Таиланд

Проблемы по проекту: уделять особое внимание социальным и экологическим аспектам при реализации проектов трансграничных ГЧП. Кроме того, необходимо обговаривать всё с местными жителями, которых непосредственно затрагивает новый объект. При строительстве гидроэлектростанции жителям пришлось переехать, но это сделали позже, чем следовало. Подобные вопросы стоило решать заранее. Ввели в эксплуатацию Нам Теун 2 в августе 2010 года. Он обошёлся в 1,3 млрд долларов. ГЭС производит 1070 МВт, в том числе 995 МВт для экспорта в Таиланд и 75 МВт для внутреннего использования.

Восточно-африканская железная дорога: Кения – Уганда – Руанда

Проблемы по проекту: необходимо реалистичное прогнозирование грузопотоков на уровне ТЭО. Из-за неправильной оценки экономистов, дорогу проложили только по территории Кении. Из 1500 км построили 729 км. Стоимость проекта должна была составить 15 млрд долларов.

Западноафриканский трубопровод: Нигерия, Бенин, Того и Гана

Проблемы по проекту: проект доказал возможность реализации модели трансграничного ГЧП в сфере трубопроводного транспорта. Он обошёлся в 950 млн долларов. Ввели в эксплуатацию в 2012 году.

Огромные плюсы трансграничных ГЧП рождают и существенные риски: правовые, коммерческие, финансовые, политические и экологические.

"Если национальные проекты ГЧП реализуются в рамках одного государства и регулируются его законами, то в трансграничных мы получаем разное законодательство. Как правило, в таких проектах заинтересованы государства, у которых есть задача связать свою инфраструктуру с региональной международной сетью. Они появляются в странах, которые являются членами одного интеграционного образования. Разрабатываемый нами продукт ЕАБР для трансграничных ГЧП приведёт к тому, что в нашем портфеле появится много таких проектов", – сообщила директор по проектам ГЧП ЕАБР Светлана Маслова.

Фото Orda.kz

ЕАБР предложил странам-участникам ЕАЭС семь руководящих принципов для трансграничных ГЧП:

  1. Обеспечивать принятие политических решений и планирование трансграничных ГЧП с учётом
    приоритетов регионального сотрудничества.
  2. Поддерживать согласованность национальных планов развития трансграничной инфраструктуры.
  3. Создавать специальный правовой режим для трансграничных ГЧП на международном и национальном уровнях.
  4. Учреждать двусторонние и многосторонние институциональные механизмы для сопровождения трансграничных ГЧП.
  5. Работать в партнёрстве с региональными организациями и международными банками развития, чтобы повысить эффективность трансграничных ГЧП.
  6. Обеспечивать большую финансовую устойчивость и снижать уровень рисков в трансграничных ГЧП.
  7. Поощрять и поддерживать трансграничные ГЧП, привносящие наибольший вклад в достижение целей устойчивого развития.

Для столь масштабных проектов предлагается и нетривиальное решение по финансовому вопросу. Из-за разных валют у стран могут быть сложности со взаиморасчётом. Поэтому директор по проектам ГЧП ЕАБР Светлана Маслова предложила учесть опыт реализации автомобильной платной дороги Мазамбик – ЮАР.

"Как правило, вопрос волатильности двух валют принимает на себя частный партнёр. Из-за разной платёжеспособности населения частный партнёр для пользователей со стороны ЮАР установил более дорогой тариф и субсидировал плату за проезд для пользователей из Мазабик. Таким образом удалось обеспечить спрос на автомобильную дорогу и состыковать валюты", – пояснила Маслова.

Первый трансграничный ГЧП в ЕАЭС и путь через горы

Уже много лет идут разговоры о новой дороге через горы, которая свяжет Алматы и озеро Иссык-Куль. По всей видимости, стороны наконец-то договорились. Как рассказал на Евразийском конгрессе председатель правления АО "Казахстанский центр государственно-частного партнёрства" Самат Сагындыков, вместо 465 км, добраться до озера можно будет, проехав всего 85 км.

Фото Orda.kz

"Консультанты Азиатского банка развития (АБР) провели юридический, финансовый и технический скрининг проекта. Ориентировочные затраты – более 160 млн долларов, а при условии прокладки тоннеля – более 600 млн долларов. Пока проект на стадии разработки, проходят двухсторонние встречи. Буквально на прошлой неделе делегация нашего центра выезжала в Кыргызстан. Точные сроки я не могу сказать. Объём инвестиций зависит от сложности проекта. Это горный регион, поэтому есть несколько вариантов. Как в конечном итоге будет проходить маршрут ещё не определено", – сообщил Сагындыков.

По словам директора «Центра государственно-частного партнёрства» при национальном агентстве по инвестициям при президенте Кыргызской Республики Санжарбека Болотова, немаловажную роль в решении построить новую дорогу сыграл АБР. Именно финансовое учреждение выступило нейтральной стороной для объединения усилий по проработке вопросов.

Фото Orda.kz

"У нас состоялась встреча делегаций по обсуждению деталей проекта. Состоялся выезд наших транспортных организаций по приоритетному маршруту, который был определён. Большую роль сыграет опыт Казахстана по проекту БАКАД, который позволит учесть минусы и плюсы в реализации крупных транспортных проектов", – поделился Болотов.

По предварительным данным, кроме километража снизится и стоимость поездки. В зависимости от типа транспорта добраться из Алматы до озера Иссык-Куль можно будет за 2500 тенге. Скорость проезда тоже будет разная – 30 км/ч для горной местности и 150 км/ч на основном пути следования. Представители ЕАБР уже высказали намерение финансово участвовать в строительстве.

Для закрепления намерений о трансграничных ГЧП на бумаге подписали меморандум. Со стороны Казахстана выступил Самат Сагындыков, от Кыргызстана Санжарбек Болотов, а от ЕАБР – заместитель председателя правления Денис Ильин. Ещё одним подписантом стал исполнительный директор автономной некоммерческой организации «Национальный центр развития государственно-частного партнерства» (Россия) Артём Володькин.

Фото Orda.kz

БАКАД и два перспективных проекта

Также казахстанские представители на Евразийском конгрессе рассказали о реализации проекта БАКАД в Алматы и Алматинской области. В эксплуатацию дорогу сдадут во II квартале 2023 года. Эксперты прогнозируют, что ежедневно по БАКАД будут проезжать около 40 тысяч автомобилей. По данным Самата Сагындыкова, заём составил 585 млн долларов. Деньги предоставили Евразийский банк развития, Европейский банк реконструкции и развития и Исламский банк. Стоимость проезда составит от 200 до 2500 тенге за одну поездку. А вот ежемесячный абонемент обойдётся в 1750 тенге.

Одной из важных тем, которую поднимает Евразийский банк развития, остаётся транспортная логистика в Евразии. По данным заместителя председателя правления ЕАБР Дениса Ильина, помимо БАКАД финучреждение участвовало в возведении аэропортов Туркестан и Алматы и строительстве пункта пропуска Нур Жолы на границе с КНР.

Среди перспективных для ЕАБР проектов, два из трёх касаются Казахстана. Это закупка 50 новых тепловозов для КТЖ и железная дорога Аягоз – Бахты.

Лента новостей

все новости