«Как я скажу, так и будет»: адвокат журналиста Адилбекова заявил о давлении со стороны правоохранителей

cover Фото Orda.kz

Очередное судебное заседание по делу журналиста Данияра Адилбекова и нефтетрейдера Ерлана Саудегерова прошло в Астане. Адвокат Адилбекова пожаловался на давление правоохранителей при следствии, а также на то, что семье Адилбековых так и не вернули имущество, не относящееся к делу, сообщает Orda.kz.

«Как я скажу, так и будет»

Адвокат журналиста Адильжан Маутканов заявил, что сотрудники, которые вели следствие, давили на его подзащитного.

«Сотрудники правоохранительных органов, которые были включены в МСОГ (межведомственная следственно-оперативная группа) в открытую говорили мне и моему клиенту: "Почему вы пишете жалобы, кто вы такие? Вы ничего не сможете добиться". Был один сотрудник, который говорил: "Как я скажу, так и будет"», утверждает Адильжан Маутканов.

Прокурор Данияр Кайдаров поинтересовался, может ли адвокат подтвердить эти доводы. Адильжан Маутканов ответил, что жалобу сразу написали и отправили в прокуратуру. Однако целый месяц обращение не могли зарегистрировать. Это сделали только после обращения адвоката в Генпрокуратуру и аппарат президента. 

«Только спустя месяц зарегистрировали, пошли в ИВС, и сказали: “Извините, срок хранения видеозаписей месяц”. Кто виноват в этом? У прокурора должны быть все копии наших жалоб и ходатайств в надзорном производстве. И он обязан это знать», сказал адвокат.

Прокурор ответил, что пока доводы адвоката ничем не подтвердились.

«Не возвращают телефоны и автомобиль»

Адвокат также указал на то, что у семьи Адилбековых при обыске забрали имущество, не относящееся к делу. К примеру, автомобиль и телефоны супруги и дочери. 

«На телефоне дочери установлены только детские игры. Там нет сим-карты. Это объясняла супруга. Но они были изъяты», сказал Маутканов.

Судья Асель Мукушова спросила, вернули ли эти телефоны.

«Нет. Мы просили вернуть, нам не возвращают. Несмотря на отсутствие сведений, что на них имеются следы какого-либо правонарушения. Машина незаконно помещена на штраф-стоянку. Её не возвращают. Говорим: отдайте хотя бы телефон ребёнка. Не отдают», ответил он.

«Следователь при обыске представилась медиком»

Сам Данияр Адилбеков, как выяснилось, не присутствовал во время обыска его квартиры. В момент, когда приехали правоохранители, он находился в паркинге.

«Сотрудники КНБ мне заявили, что мои конституционные права ограничены на данный момент. И что моё присутствие при обыске мой же квартиры не требуется. После этого сотрудники КНБ и МВД, а именно Айжан Сартбаева, обманным путём проникли в мой дом. Сартбаева не представилась сотрудником полиции моей супруге. Она представилась медработником. Как только супруга открыла дверь, они ворвались в мою квартиру», сказал Адилбеков.

Телефоны у супруги и дочери, по словам адвоката, отобрали сразу.

«Не давали никому позвонить, нарушив право Данияра на защиту. Там находились не просто сотрудники полиции и КНБ, а сотрудники двух центральных ведомств. Причём не простые исполнители, а начальники. Моему клиенту не дали поучаствовать в протоколе обыска его же квартиры. Множество сотрудников, которые прекрасно знали, что в доме находились два человека — супруга и маленькая дочь. И сколько народу туда забежало», сказал Адильжан Маутканов.

«Я как-будто бесправный человек»

Во время заседания второму подсудимому Ерлану Саудегерову стало плохо, у него повысилось давление. Как заявляли его адвокаты, у мужчины есть ряд диагнозов, среди которых сахарный диабет и гепатит. Ему вызвали скорую, помощь ему оказали на месте. После обеда он смог дальше участвовать в заседании. Однако он также заявил, что его права нарушаются.

Фото: Orda.kz
Фото: Orda.kz
«Судя по тому, что здесь происходит, я вообще какой-то бесправный человек. Не могу понять, по какому закону мы всё это обсуждаем. Мои адвокаты пытаются доказать и указать на явные нарушения закона. Прокурор говорит, что всё по-другому. Я нахожусь в СИЗО почти полгода. Мне разъясняли мои права, я их читал, но читал одно, а в зале происходит совершенно другое» заявил Ерлан Саудегеров.
Фото: Orda.kz
Фото: Orda.kz

По делу также допросили журналиста Болата Абилкасимова, которому в прошлом принадлежал телеграм-канал «Дикая орда». Он продал его в декабре 2023 года за 3,5 млн тенге Данияру Альжанову, который также упоминается в деле. На канале в тот момент, по словам Абилкасимова, было около девяти тысяч подписчиков. Причину продажи он объяснил тем, что ему нужны были деньги.

Дело против журналиста Данияра Адилбекова было возбуждено в марте 2024 года. На него написали заявление сразу три человека — журналистка Гульжан Ергалиева, арабский инвестор столичного аэропорта Юсуф Рашед Альджаудер и вице-министр энергетики Ерлан Аккенженов. Поводом для всех заявителей стали публикации Адилбекова в анонимном телеграм-канале «Дикая орда». Одно из обвинений в его адрес — ложный донос о коррупционном преступлении на вице-министра энергетики Ерлана Аккенженова. За это Адилбекову грозит до восьми лет лишения свободы. Позже по этому делу задержали информатора Ерлана Саудегерова, который и стал источником информации о вице-министре. Полную информацию о деле Адилбекова можно прочитать здесь.

Читайте также:

Лента новостей

все новости