Как избавиться от фальсификаций на выборах и референдумах – юрист

cover

После прошедшего референдума и скандалов с вбросами и фальсификациями на нём, известный юрист Сергей Уткин специально для Orda.kz написал колонку о том, как можно легко и не сильно затратно для бюджета раз и навсегда избавиться от фальсификаций на любых выборах.

Сергей Уткин:

После объявления референдума я уже писал о важности проверки списков избирателей, в особенности после голосования, поскольку главные фальсификации итогов выборов и референдумов в нашей стране происходят путем приписок количества проголосовавших граждан. Вот поспрашивайте в своем окружении людей, которых не заставляли голосовать в связи с их работой, ходили ли они на последний референдум, и вы с удивлением узнаете, что подавляющее большинство не ходило, хотя в официальной статистике всё выглядит с точностью до наоборот. Если у кого есть знакомые члены участковых избиркомов, можете спросить у них, какими нелегальными способами они увеличивают количество проголосовавших.

Сергей Уткин. Фото с личной страницы facebook

В общем, проблема для нас очень актуальная. Фактически, все выборы и референдумы в нашей стране с начала независимости фальсифицируются, и нет никакой реальной возможности выявить и доказать эти фальсификации, потому что законодательно специально создаются условия для фальсификаций.

Президент Токаев вроде бы на каждом углу говорит про Новый Казахстан, ждёт реальных предложений для улучшений, возродил Курултай и т.д. Давайте ещё раз попробуем подсказать ему решение проблемы с подтасовкой количества проголосовавших граждан, на этот раз не раскрывая никаких персональных данных (ИИН и адрес проживания).

Сейчас избиратель при получении бюллетеня расписывается в бумажном списке, а рядом ставит роспись член участковой избирательной комиссии, выдавший бюллетень. Списки никогда никому не предъявляются (даже суду), а через несколько месяцев уничтожаются. Чтобы концы в воду, чтобы никто и никогда не смог проверить, были ли подтасовки с количеством проголосовавших. А подтасовки – колоссальные. Если ситуация останется такой и далее, то все перемены Нового Казахстана останутся только декларациями, никакие реальные партии и кандидаты никогда не смогут победить на выборах, всё будет как прежде, только в новой обёртке.

Но у нас ведь всё переходит в электронный формат, и пандемия ускорила эти процессы многократно. Согласитесь, что Интернет, в т.ч. мобильный, практически в каждом населенном пункте Казахстана – это реальность уже почти на 99%.

Поэтому бумажные списки избирателей уже можно отменить. Центризбирком должен заказать программное обеспечение, которое будет объединять все участковые избиркомы. У каждого члена участкового избиркома должна быть своя электронно-цифровая подпись. Регистрация избирателей, получающих бюллетени для голосования, должна быть электронной.

При регистрации избиратель обязательно фотографируется (как это делают в ЦОНах). В программном обеспечении фиксируется точное время регистрации и остаётся фото избирателя, а также, естественно, ФИО члена избиркома, зарегистрировавшего избирателя с использованием своей электронно-цифровой подписи. И так по всем избирательным участкам, при этом сведения в реальном времени стекаются в Центризбирком.

Для обеспечения этих действий у каждого члена участковой избирательной комиссии должен быть компьютер (ноутбук) с веб-камерой, либо смартфон (соответствующее приложение должно быть разработано и для мобильных телефонов). Согласитесь, что задача вполне выполнимая.

Для обеспечения прозрачности, сведения о количестве проголосовавших должны быть доступны на интернет-ресурсе ЦИК в реальном времени в разрезе по каждому участку и в совокупности.

Списки избирателей (только ФИО) в алфавитном порядке должны публиковаться на интернет-ресурсе ЦИК в разрезе по каждому участку за 15 дней до голосования, как это предусмотрено законом, при этом никакие персональные данные (ИИН и адрес проживания) не раскрываются.

В ходе голосования напротив каждого проголосовавшего избирателя в реальном времени автоматически появляется время регистрации (получения бюллетеня) и ФИО члена избиркома, выдавшего ему бюллетень. Любой гражданин посредством сети Интернет может отслеживать количество проголосовавших на любом избирательном участке, а также в целом в районе, городе, области, стране по состоянию на любой момент времени.

В настоящее время ЦИК уже обеспечивает каждому гражданину поиск избирательного участка по ИИН на интернет-ресурсе. После того, как гражданин проголосовал, на этом же ресурсе при вводе ИИН дополнительно должны автоматически появляться сведения о времени регистрации (получения бюллетеня), ФИО члена избиркома, выдавшего бюллетень, а также фото избирателя в момент регистрации и специальная отметка о том, если избиратель голосовал не на участке, а по месту жительства (например, инвалиды и т.п.). Указанные сведения на интернет-ресурсе должны храниться постоянно и быть общедоступны до следующих выборов.

Любой заинтересованный гражданин (наблюдатель) после окончания выборов может, например, обходить избирателей по месту жительства и спрашивать у них – голосовали ли они. Если избиратель желает – он может назвать свои ФИО, по которым можно проверить на данном избирательном участке через интернет-ресурс ЦИК проголосовал этот гражданин или нет, а если проголосовал – то во сколько по времени. Сам гражданин посредством введения своего ИИН может увидеть свою фотографию в момент получения бюллетеня и сведения о том, голосовал ли он на избирательном участке, либо по месту своего проживания.

Затраты на разработку подобного программного обеспечения будут ничтожны по сравнению с общими затратами на проведение любых выборов и референдумов, также необходимо учесть, что исключаются затраты на изготовление бумажных списков избирателей, их хранение и уничтожение. Приобретение компьютеров, веб-камер и смартфонов может вообще не потребоваться, поскольку у каждого члена избиркома наверняка имеется, как минимум, свой смартфон с подключенным мобильным Интернетом. Можно лишь предусмотреть какую-то небольшую компенсацию из бюджета за использование членом избиркома своего устройства и Интернета.

Подобный способ может навсегда отучить наши избиркомы фальсифицировать количество проголосовавших избирателей, что нам в настоящее время крайне необходимо. Напротив, отказ от внедрения чего-то подобного, будет свидетельствовать о сохранении негласной системы фальсификации выборов и референдумов, санкционируемой с самого верха. Кстати, негласное присутствие кураторов из КНБ на каждом избирательном участке тоже свидетельствует о централизованной системе фальсификаций.

Заведомым критикам и борцам за конфиденциальность сразу хочу ответить, что законом гарантируется тайна волеизъявления на выборах, но само участие гражданина в выборах или неучастие – тайной не является.


Комментируй, делись мнением у нас в Facebook!

Получай оперативные новости дня в свой смартфон: подпишись на Orda.kz в Telegram.


Лента новостей

все новости