«Это акт политического террора!» — близкие Алтынбека Сарсенбаева о его убийстве

cover Фото: tarlan.kz

13 февраля 2006 года в Талгарском районе Алматинской области нашли тела политика Алтынбека Сарсенбаева, его охранника Бауржана Байбосына и водителя Василия Журавлёва. Официально виновников убийства нашли и осудили. Но у тех, кто близко общался с Сарсенбаевым, до сих пор остаётся много вопросов. Orda.kz пообщалась с близкими убитого политика и узнала, что они думают о событиях февраля 2006 года и о том, что за этим последовало. 

Правозащитница Маржан Аспандиярова: «Фальсификаторы ещё живы»

Маржан Аспандиярова с 2006 года представляет потерпевшую сторону. За 18 лет у неё накопилось много вопросов и к следствию, и к суду. Причём, по её словам, чем дальше, тем этих вопросов больше. 

Маржан Аспандиярова. Фото: Orda.kz

«Изначально сама квалификация преступления была неграмотная и, мягко говоря, некорректная. Потому что это было не просто политическое убийство — это был акт терроризма. Его совершили с целью устрашения населения, с целью устранения видного государственного и общественного деятеля. Это момент я считаю ключевым. Потерпевшая сторона заявляла об этом и в феврале 2006 года, и до сих пор настаивает на том, что это был акт политического террора. 

Все эти годы мы ставили вопрос о необходимости переквалификации. Потому что в этом случае должны и само следствие идти по-другому, и отрабатываться другие версии. И тогда будет уже совсем другой круг причастных лиц, и исход дела был бы другой.

Но мы не наивны. Мы понимаем, что в таком государстве, в каком мы живём, это невозможно в принципе. По крайней мере, при действующем режиме. Я не оговорилась. Ведь что режим Назарбаева, что режим Токаева — здесь ничего не меняется. Грамотный, квалифицированный пересмотр этого дела в точном соответствии с требованиями закона может быть только тогда, когда на это будет политическая воля. Сейчас этой политической воли нет. И я подозреваю, что в обозримом будущем вряд ли она появится. 

Часть преступников, которые организовали и тщательно спланировали это зверское преступление, и те, кто сфальсифицировали это уголовное дело, уже ушла из жизни. Но кое-кто из фальсификаторов ещё жив.

И пока они есть, им невыгодно, чтобы это дело было раскрыто так, как всё обстояло на самом деле».

Булат Абилов: «У Алтеке было полно планов»

Бизнесмен и политик Булат Абилов, вспоминая месяцы, предшествующие убийству Алтынбека Сарсенбаева, говорит, что ни он, ни его окружение не думали, что такое может произойти. Даже несмотря на странную смерть Заманбека Нуркадилова в ноябре 2005 года. Официально политик покончил с собой, хотя эта версия до сих пор у многих вызывает сомнения. 

Булат Абилов. Фото: Orda.kz

«Тогда ситуация была очень тяжёлая, острая. Мы понимали, что Назарбаев просто так власть не отдаст. Думали, что будут, возможно, какие-то протесты. Но что произойдёт такая трагедия, никто не думал. Даже когда с Заманбеком Нуркадиловым это случилось. Вначале, конечно, была версия самоубийства. Но потом, когда узнали, — три пули в себя: две в грудь, одна в висок... Мы поняли, что за этим стоит власть. Мы все версии обсуждали и тогда сразу исключили Рахата Алиева. Рахат был трусливый человек, у него на это духа не хватило бы.

Но тогда ни у кого не было мысли, что дальше будут репрессии, что будут политические убийства. И Алтынбек, я думаю, не допускал такого. Он был полон сил, энергии, улыбался. Он занялся здоровьем, сел на диету, постройнел сильно, постоянно ходил пешком, на выходные шел в горы. То есть у Алтеке было полно планов. Супруга Салтанат, дети — все были счастливы.

Никакой угрозы ни он, ни мы, никто не чувствовали. Мы думали, что с Заманбеком такая трагедия произошла, а дальше четыре-пять лет затишье политическое: выборов президентских не будет, парламентские тоже не скоро. И что такая трагедия может произойти с Алтынбеком, он даже вообще не подозревал, иначе он мог по-другому себя вести».

Галымжан Жакиянов: «Он выбрал путь мученика»

Ещё один соратник Алтынбека Сарсенбаева Галымжан Жакиянов высказался по поводу его смерти на своей странице в Facebook.

Галымжан Жакиянов. Фото: Facebook

 «В 2013 году я встречался с агентами Федерального бюро расследований США в Бостоне. Речь шла о смерти Алтынбека. Из этой встречи я узнал, что ФБР тщательно расследовало это преступление и передало результаты в Казахстан. А старое и новое руководство страны до сих пор молчат о результатах расследования.

Алтынбек знал, что авторитарный режим не приведёт к процветанию страны. Поэтому всегда был против несправедливой политической системы. Он выбрал путь мученика. 

В нынешней ситуации невозможно дать школе имя Алтеке, поставить памятник Заманбеку Нуркадилову и дать справедливую оценку их роли и места в истории независимого Казахстана. Свидетели, которые знают правду, до сих пор боятся рассказать об этом. Это показывает, что авторитарная система в Казахстане осталась неизменной.

Только при реальных политических переменах в стране будут раскрыты преступления, связанные с Заке и Алтеке, и даны юридическая, политическая и историческая оценки. Только тогда можно сказать, что путь к правосудию открыт. Такое время не может наступить без активного участия гражданского общества».

Читайте также: 

Лента новостей

все новости