В ближайшее время АИ-92 вполне может подорожать до 175-180 тенге за литр, считают эксперты.

А если бензин продолжит дорожать, известно, что вслед за ним в цене вырастет практически все – от транспортных услуг до продуктов питания передает Orda.kz со ссылкой на Azattyq Rýhy.

Несколько месяцев назад жители столицы заправлялись самой ходовой маркой АИ-92 по 150 тенге за литр. Сейчас на заправках ее отпускают по 170 тенге. Это максимальная цена по стране.

В Петропавловске стоимость популярной марки близка к столичной – 169 тенге. В Алматы скачок был не такой существенный – цены поднялись на 13 тенге. Сейчас АИ-92 стоит 163 тенге за литр.

В остальных регионах цены тоже подскочили до 10 тенге, по данным Агентства по защите и развитию конкуренции.

После волны возмущения в Министерстве энергетики поспешили внести хоть какую-то ясность. Объяснить, почему казахстанцам теперь придется больше тратиться на бензин, они так и не смогли, подчеркнув, что запасы топлива в стране находятся «на достаточно комфортном уровне».

-На сегодняшний день насчитывается 254 тысячи тонн остатков бензина на нефтебазах и нефтеперерабатывающих заводах. Этого достаточно для покрытия 25-дневной суточной потребности. По дизельному топливу – около 330 тысяч тонн, – сказал вице-министр энергетики Асет Магауов.

Цены, по словам экономистов, растут по объективным причинам. Во-первых — это инфляция, которая за последние годы по официальным данным выросла до 9%. В реальности эта цифра еще больше. Во-вторых, растут отпускные цены на заводах, перерабатывающих нефть. Большую часть комплектующих мы импортируем, а они соответственно дорожают. Плюс повышение прошлогодних акцизов повлияло на рост. Их подняли почти в 2.5 раза. Все это накладывается на себестоимость, перечисляет основные причины экономист Арман Байганов.

С другой стороны на проблему смотрит председатель президиума Союза нефтесервисных предприятий Казахстана Рашид Жаксылыков.

-Мы закончили реконструкцию всех трех наших нефтеперерабатывающих заводов. Все проекты, связанные с нефтедобычей или переработкой нефти происходят благодаря инвестиционным деньгам. Правительство не вкладывается туда. То есть инвесторы должны возвращать потраченные деньги и поэтому оптовые цены растут.

Виновными в том, что казахстанцам придется доплачивать за лишний литр, по словам экспертов могут быть и россияне. В России бензин дороже на 40%. Если у нас ходовая АИ-92 стоит сейчас уже 170 тенге за литр, то у них цены доходят до 250 тенге.

-Когда слишком большая разница, люди в приграничных районах начинают у нас заправляться. И возникает дефицит топлива. Нелегальная торговля, контрабанда обязательно будет при такой разнице в стоимости, – уверен Арман Байганов.

Прогноз на ближайшие 4 года у аналитиков совсем неутешительный. Бензин, по их мнению, продолжит дорожать и остановится лишь тогда, когда ценники сравняются с российскими.

-Есть соглашение в рамках ЕврАзЭС, на которое подписалось наше любимое правительство. По этому соглашению к 2025 году у стран, входящих в Таможенный союз, будут одинаковые цены на бензин. То есть примерно цена будет у нас такой же, как и в России. Поэтому мы потихоньку стремимся к этому рубежу. Я в этом кавардаке не понимаю всего одну вещь – позицию Министерства энергетики. Почему они не выходят и не разъясняют это? Почему они не говорят, что есть такие обязательства? Вышли бы и сказали: «По такому-то соглашению надо выполнять такие-то обязательства, цены будут расти, готовьтесь». И все. А они постоянно миллион причин придумывают, лишь бы уклониться от прямого ответа. Они должны народу это четко объяснять. Но, к сожалению, диалог министерства с населением на очень слабом уровне. Вся беда в этом, – подытожил Рашид Жаксылыков.

Напомним, что Казахстан по дешевизне бензина занимает 8-е место в мире. 170 тенге за литр АИ-92 — это дешевле чем у соседей – Туркменистана, Кыргызстана, России и Узбекистана.

Поделиться: