Экономика Казахстана обогнала Россию и Китай. Почему казахстанцы не стали богаче?

cover Фото: Elements.envato.com

На прошлой неделе Международный валютный фонд поделился прогнозом, который произвёл эффект разорвавшейся бомбы: в 2025 году Казахстан обойдёт Россию, Китай и других соседей по ВВП на душу населения. Но значит ли это, что казахстанцы стали богаче россиян и китайцев? И почему при росте экономики простые граждане не обязательно богатеют?

Об этом в интервью Orda.kz рассказал финансовый аналитик Андрей Чеботарёв.

По данным МВФ, в 2025-м ВВП на душу населения в Казахстане достигнет 14,77 тыс. долларов. Это больше, чем в России (14,26 тыс.) и Китае (13,69 тыс.). Новость о том, что Казахстан обошёл РФ и КНР, наделала шуму — её даже российский олигарх Дерипаска прокомментировал, а казахстанцы в соцсетях возмущаются, что не увидели в своих кошельках никакого экономического роста. Давайте сразу проясним: в чём разница между ВВП на душу населения и подушевыми доходами населения с учётом паритета покупательной способности? И что у нас на самом деле растёт — ВВП или доходы?

— ВВП на душу населения — это то, сколько производит экономика в среднем на человека, по ценам, «уравненным» через паритет покупательной способности. Этот показатель включает всё: прибыль компаний (даже не выплаченную людям), государственные расходы, инвестиции, амортизацию, доходы иностранцев внутри страны.

А подушевые доходы населения — это то, сколько денег получают люди, обычно как располагаемый доход домохозяйств: зарплаты, пенсии, пособия, проценты, дивиденды за вычетом налогов и взносов. Сюда не входят корпоративные нераспределённые прибыли и часть «государственного» выпуска.

Первый показатель — то, сколько должны получать люди в идеально сбалансированной экономике. Второе — сколько они реально получают. Разрыв между богатыми и бедными, ленивыми и работящими, удачливыми и неудачливыми как раз проходит по этим цифрам. ВВП на душу населения — это среднее «всё на всех». Подушевые доходы — это реальность.

То, что Казахстан опережает соседей по ВВП на душу населения, не означает, что все казахстанцы стали богаче россиян или китайцев.

Прогноз МВФ оптимистичен — но ведь это пока только прогноз. Может ли так получиться, что во втором полугодии 2025-го рост казахстанской экономики замедлится, показатели по ВВП на душу населения ухудшатся, и карета превратится в тыкву?

— То, что отражено в прогнозе МВФ, по другим оценкам — уже свершившийся факт. По ВВП на душу населения мы обошли всех в СНГ, кроме прибалтийских стран. И ничего такого случиться уже не может, чтобы этот прогноз не исполнился.

Конечно, если начнётся Третья мировая, если Китай нападёт на Тайвань или какой-нибудь ещё «чёрный лебедь» прилетит — тогда всё может быть, но в этом случае плохо будет всем, и нам уже будет далеко не до ВВП на душу населения. Других ситуаций, способных изменить этот прогноз, я не вижу. Разве что полное прекращение войны в Украине, снятие всех санкций с России и резкий рывок её экономики — но это тоже выглядит практически нереально.

Не секрет, что рекордный рост ВВП, про который любит напоминать правительство, обусловлен вливанием бюджетных денег в инфраструктурные проекты в двух-трёх отраслях. Насколько это качественный способ стимулирования экономического роста?

— Да, рост нашей экономики обеспечен скорее государственным сектором, нежели частным. У нас так называемый государственный капитализм, доля государства в экономике составляет более 50 %. Это делает нашу экономику, по сути, «государственно-рыночной».

Это достаточно качественный рост, так как государство подменяет собой частный сектор в тех отраслях, где он сейчас просто не может ничего делать — например, реализовывать большие инфраструктурные проекты в строительстве. Вообще в мире много спорят о том, должен ли частный бизнес строить большие инфраструктурные объекты или это всё же задача правительства. Так что это нормально, такая модель тоже есть. Китайская экономика из года в год доказывает, что можно быть государственным капитализмом и прекрасно себя чувствовать, устойчиво и долгосрочно расти.

Многие казахстанцы теперь задаются вопросом: если у нас так растёт ВВП и вообще всё прекрасно, почему население страны этого не чувствует? Если вкратце — почему экономический рост не всегда означает, что все мы совсем скоро заживём как в Токио, ну или хотя бы как в Москве?

— Когда идёт неравномерное распределение выручки и доходов, то получается, что ВВП на душу населения не совпадает с реальными доходами населения. Но не стоит расстраиваться: везде в мире так.

В любой стране разница между богатыми и бедными (или ленивыми и трудолюбивыми) достаточно велика. Нигде в мире нет полного равенства и общества, которое получает ровно столько ВВП на душу населения, сколько формирует. Потому что ВВП образуется не только за счёт малых и средних предприятий, но и за счёт крупного бизнеса, у которого есть небольшая прослойка бенефициаров, получающих сильно больше денег от этого бизнеса, чем все остальные. Такая ситуация везде в мире, это называется капитализм, и в этом, в принципе, ничего плохого нет.

Наша цель — снижать неравенство между богатыми и бедными, между трудолюбивыми и ленивыми, и добиваться, чтобы реальные доходы населения старались приблизиться к ВВП на душу населения.

Минфин, Минэкономики и прочие государственные ведомства теперь будет бравировать тем, что мы, мол, обгоняем и Россию, и Китай. В какой степени это заслуга правительства?

— Это прямая заслуга правительства, поскольку у нас государственный капитализм, который тратит огромные деньги на то, чтобы наша экономика росла. Другой вопрос в том, что есть и другие виды капитализма. Есть указ президента о либерализации рыночной экономики, о снижении доли государства в экономике.

Главное — не стоит забывать, что у таких трат денег есть и обратная сторона медали. Она называется «инфляция». А инфляция у нас растёт в основном на так называемом фискальном импульсе: на тех самых деньгах, которые правительство выделяет для роста экономики. Да, наша экономика растёт — но вместе с ней растёт и инфляция.

Читайте также:

Лента новостей

все новости