Из России с любовью: зачем казахстанским городам «санкционные» светофоры?

cover Фото: Elements.envato.com

В начале марта мы рассказывали о том, что четыре казахстанских города — Актобе, Костанай, Павлодар и Усть-Каменогорск — закупили в России около полутора тысяч светофоров. Производитель устройств, холдинг «Швабе», находится под западными санкциями. Orda.kz решила узнать, зачем акиматы покупают «санкционные» светофоры в России.

Мы направили запросы в акиматы городов, которые, по данным российской корпорации «Ростех», в 2024 году получили светофоры от Уральского оптико-механического завода (входит в холдинг «Швабе», который с 2022-го находится под санкциями ЕС и США). Нас интересовало, сколько устройств купил каждый город, были ли альтернативы их закупке и есть ли риски в связи с тем, что производитель светофоров под санкциями.

В двух акиматах нам заявили, что никаких светофоров у российского холдинга не покупали. По крайней мере, если речь идёт именно об УОМЗ. В акимате Актобе ограничились лаконичным сообщением, что закупок российских светофоров в 2024 году не было. Власти Усть-Каменогорска дали чуть больше подробностей: конкурс на установку светофоров состоялся, поставщик провёл работы в семи местах, но устройства производства УОМЗ при этом не закупали. Ответ на вопрос, кто недоговаривает — акиматы двух городов или же российская корпорация, — оставляем на усмотрение читателей.

В акимате Костаная объяснили, что в 2023 году в городе решили заменить старые светофоры новыми, причём соответствующими высоким требованиям по цене и качеству. В расчёт брали устойчивость к зимним морозам и летней жаре. Но в технической спецификации указали только нужные характеристики, а у какого конкретно предприятия покупать оборудование, решал подрядчик.

Видимо, вот и ответ на вопрос, почему покупать надёжные и устойчивые к температурам светофоры приходится в России: отечественных аналогов за сравнимые деньги поставщики не нашли.

«За 2024-2025 годы на сегодняшний день в Костанае поставщики, которых определили по госзакупкам, закупили и установили 426 пешеходных панелей и 449 транспортных панелей», — сообщили в акимате Костаная.

Аппарат акима Костаная не стал уточнять, сколько из установленных светофоров — российские.

Самыми честными оказались власти Павлодара: они без обиняков рассказали, сколько светофоров производства «Швабе» установили в городе за прошлый год.

«В 2024 году подрядная организация ТОО «KazTransSignal» установила 266 светофоров, из них транспортных трёхсекционных — 147 штук, пешеходных двухсекционных — 108 штук, дополнительных секций — 11 штук, производства АО «ПО «УОМЗ» холдинга «Швабе», — говорится в ответе акимата Павлодара на наш запрос.

При этом павлодарские власти уточнили, что напрямую закупок «санкционных» светофоров не проводили: акимат указал при госзакупке технические требования, а где приобретать соответствующее им оборудование, решал частный подрядчик.

Так что и оценивать санкционные риски в связи с покупкой российских светофоров должны частные организации — государственным структурам никакие проблемы из-за таких закупок не угрожают.

Светофоры из РФ кажутся безобидным приобретением. Но только 13 % продукции, которую выпускает производящий их завод в Екатеринбурге, имеют гражданское назначение. А знаменито предприятие оборудованием для военной техники.

О том, какие казахстанские компании попали под санкции Евросоюза за сотрудничество с Россией, мы рассказывали в конце февраля.

Читайте также:

Лента новостей

все новости