Из одного кармана в другой?  Что происходит с земельными участками в Алматы и при чём здесь А-parking.

cover Фото из открытых источников

В Алматы складывается неоднозначная ситуация с земельными участками, переданными ранее в аренду для нужд предпринимателей. В последнее время местные власти изымают ранее арендованные  предпринимателями земли и передают их оператору платных парковок. Такой процесс связан с необходимостью пополнения городского бюджета для строительства новых многоярусных парковок в городе. Как трансформировалась эта система, читайте в материале Orda.kz.

До 2022 года практически все парковки города были сосредоточены в одних руках. Фактическими бенефициарами были братья Боранбаевы. В 2016 году акимат Алматы внедрил два вида платных парковок: тротуарные и площадочные. Тротуарные парковки, расположенные вдоль дорог и улиц, принадлежали единому оператору платных парковок A-parking (ТОО «Алматы Спецтехпаркинг Сервис»). 70% доли участия в «Алматы Спецтехпаркинг Сервис» принадлежали ТОО «RR2», оставшиеся 30 % – акимату Алматы.

В начале марта 2023 года Марата Принбекова и Мухтара Базарбаева, бывших хозяев алматинских парковок, приговорили  к пяти и шести с половиной годам лишения свободы. Суд установил, что подсудимый Принбеков, являясь директором ТОО «Алматы спецтехпаркинг сервис», в группе лиц по предварительному сговору с подсудимым Базарбаевым похитил денежные средства в особо крупном размере на сумму более 225 млн тенге. Это было сделано путём присвоения и растраты средств от сбора за автопарковку.

Базарбаев, в свою очередь, являясь гендиректором ТОО «AlanParking», похитил 190 млн тенге, поступившие от сбора площадочных автопарковок. В результате преступных действий государство недополучило дивиденды в размере 30 % от полученной прибыли компаний. Общая сумма превысила 436 млн тенге.

Главного фигуранта и организатора преступления Мурата Боранбаева объявили в международный розыск. Мурат Боранбаев, брат олигарха Кайрата Боранбаев, согласно информации на сайте госзакупок, был руководителем ТОО «AlanParking» в 2017 году.

25 апреля 2022 года пресс-служба акимата Алматы распространила информацию о том, что владельцы компаний сами выступили с предложением вернуть 70 % доли в ТОО «Алматы спецтехпаркинг сервис» и 100 % доли в ТОО «AlanParking» в собственность города. С этого дня весь доход от парковок направят в бюджет города. Однако переоформление заняло больше года…

В конце марта этого года Кайрата Боранбаева осудили на восемь лет лишения свободы. А его земли изъяли и передали в новую структуру алматинского акимата – A-parking. Но это коммунальное предприятие всё так же передало управление частному подрядчику. Как при этом распределяется прибыль и куда уходят деньги народу неизвестно. То есть ничего особо не изменилось.

Из рук в руки

Дело не только в том, что государство по-прежнему не будет особо зарабатывать на полученных парковочных зонах, так как управление ими всё равно отдают частникам. На сегодняшний день жители Алматы платят за парковку своего авто 200-300 тенге в день, но с передачей земельных участков, плата для граждан вырастет в разы. То есть землю, изъятую у одних предпринимателей, передают  другим. Те устанавливают свои тарифы и хоть и работают в единой информационной системе, изрядную долю прибыли оставляют себе. Сейчас на всех парковках A-parking действует почасовая оплата. Поэтому каждый житель Алматы, приехавший на работу на своём автомобиле должен ежедневно платить за своё авто 800 тенге и выше. Получается произошёл передел рынка, но не его переформатирование.

Законодательные инициативы

Платные парковки в Казахстане хотят начать регулировать законом. Об этом в кулуарах Мажилиса в октябре обмолвился депутат Асхат Аймагамбетов. По его словам, частные лица не должны получать исключительную выгоду от платных парковок во вред государству и населению. Поэтому скоро депутаты представят новый регулирующий законопроект. 

Парламентарии изучают международный опыт в этой сфере. Скоро законопроект представят в Мажилисе, возьмут в работу и начнут обсуждать.

«Эту систему необходимо регламентировать законодательно. Это должно быть: а) в пользу граждан, б) в пользу государства добавил Асхат Аймагамбетов.

Кроме того, депутат ответил на вопрос о том, изменится ли стоимость парковок.

«Здесь должен быть дифференцированный подход. Если говорить о Париже, Лондоне и других городах … Дифференцированный подход. Одно дело, когда есть места с высоким спросом, там стоимость обычно бывает выше, а в других местах – ниже. Потом, есть определенные социальные группы. Для них тоже другие цены бывают и есть места возле домов, для жителей которых тоже должен быть особый подход. Здесь нужен определенный правовой подход», - пояснил Асхат Аймагамбетов.

Читайте также: 

Лента новостей

все новости