Дорогая парковка в центре Алматы: почему местные жители должны платить, как все?
Жители домов и сотрудники предприятий, возле которых организовали платные парковки, возмущаются, что теперь они должны платить за них, как и все, а ведь это чертовски дорого. Корреспондент Orda.kz выяснял, когда вернут льготный режим и что предлагают жители и эксперты.
Уже много лет транспортный коллапс, высотная застройка, дефицит социальной инфраструктуры и загрязнение воздуха — самые главные проблемы Алматы.
Несколько лет назад городские власти попытались несколько снизить остроту одной из них и объявили о создании платных парковок в центральных районах города с почасовой оплатой. Оператором новой системы стала частная компания AParking, вроде как принадлежавшая богачу Кайрату Боранбаеву.
После того как у Боранбаева начались проблемы с законом, неприятности возникли и у руководителей фирмы AParking — их арестовали. Люди восприняли это как сигнал, что больше за стоянку можно не платить, и оказались правы. Но это была временная халява.
С 11 сентября 2023 года заработали платные парковки в Медеуском районе. Это 12 зон с 4828 парковочными местами. Из них 360 — для людей с инвалидностью, и 470 мест — с дифференцированным тарифом 150 тенге в час (район центрального рынка). С 11 декабря запустили платные парковки в Алмалинском районе, это 27 зон с 6504 парковочными местами. Из них 454 — для людей с инвалидностью. До остальных районов пока не добрались: как объяснили в компании «Алматы паркинг», задержки произошли по вине недобросовестного подрядчика.
Не всем это понравилось. Так, алматинка Римма, живущая в районе улиц Панфилова — Маметова, рассказала корреспонденту Orda.kz, что раньше у нее было резидентское соглашение, по которому она платила шесть тысяч за полгода. И по 10 тысяч платили те, кто в этом районе работал. Потом все платить перестали. Недавно парковки снова стали платными, причем жители и работающие в районе должны платить, как и все прочие. По словам Риммы, в день у нее набегает около 1000 тенге, в месяц — 30 тысяч, а в год — более 350 тысяч.
«Так получилось, что я сейчас осталась без дохода. Откуда мне взять такие деньги? В своем дворе оставлять машину тоже проблематично, потому что там узенькие проезды и нельзя преграждать путь скорой помощи и пожарным. Мне кажется очень несправедливым, что жители Алмалинского, Медеуского, Бостандыкского районов должны платить за наличие авто, а люди, живущие в Жетысуском, Турксибском, Алатауском районах, пользуются муниципальной землей бесплатно. Это, наверное, дискриминация по месту жительства с наличием авто? На этот вопрос должны ответить юристы», — сказала Римма.
Она и ее соседи обращались к руководству парковок с просьбой восстановить резидентские соглашения, но там ответили, что вопрос рассматривается. Но когда это произойдет — неизвестно.
Также в редакцию Orda.kz обратилась алматинка Алёна из Алмалинского района. Она возмущена, что новый оператор увеличил жителям их дома оплату в 33 раза!
«Я живу на улице Наурызбай батыра, ежедневно завожу будильник на восемь утра, чтобы запустить в приложении оплату парковки авто у моего дома за день с 8 до 19 часов. Почасовым тарифом 100 тенге с моей машины около дома к концу месяца новый оператор снимает с меня 33 000 тенге. Кто бы поверил, что алматинцы будут тосковать по старой парковочной компании AParking, к которой и у них самих, и у государства была куча претензий?» — рассуждает Алёна.
Старый оператор оформлял с жителями прилегающих к платным парковкам домов резидентские соглашения, как практикуют во всем мире. Автовладелец подтверждал свой адрес документами и платил шесть тысяч тенге каждые шесть месяцев. Однако новый оператор отказывается продавать ежемесячный абонемент на парковку. В кол-центре «Алматы паркинга» отвечают, что акимат не выдал разрешение. Круг замкнулся, куда обращаться жителям — непонятно.
Редакция обратилась с запросом в «Алматы паркинг» и узнала следующее: «Алматы паркинг» руководствуется законом РК, нормативно-правовыми актами и постановлениями акимата города Алматы. Сейчас льготы в виде абонементов и резидентских соглашений эти постановления не предусматривают. Вопрос «находится в разработке», так как необходимо определить понятия «резидентское соглашение» и «абонементы», ввести на законодательном уровне льготу для определенных категорий граждан и установить тариф. Вносить изменения или дополнения в законодательство коммунальное государственное предприятие «Алматы паркинг» не имеет полномочий. Принятие документа запланировано на следующий год после внесения соответствующих изменений в законодательство.
Своим мнением о сложившейся ситуации поделился и председатель Независимого автомобильного союза (НАС) Эдуард Эдоков. Он отметил, что во всех крупных городах количество автотранспорта в центральных районах почти всегда превышает их ёмкость и возможность припарковать каждую машину, не мешая другим. Поэтому платные парковки создаются не для зарабатывания денег, а для снижения транспортной нагрузки в конкретных районах. Это мировая практика.
«Я какое-то время жил в Испании, и там в городах стоимость часа парковки в городе составляла около 20 центов на окраинах и три евро в центре — это довольно приличная сумма. В центре Лондона час стоянки доходит до 10 фунтов стерлингов», — рассказал председатель НАС.
Необходимы также и резидентские соглашения, это тоже мировая практика. Но они не должны стоить так дешево, как прежде. Разумная плата за возможность каждый день неограниченное время парковаться возле дома — 10–15 тысяч тенге в месяц, добавил эксперт.
В акимате Алматы нам сообщили, что платные парковки в оставшихся районах городах должны заработать до конца этого года. Что же касается вопроса о резидентских соглашениях, то сейчас он находится на рассмотрении маслихата, и когда будет принято окончательное решение, в горадминистрации точно сказать не могут.
Читайте также:
- «Как сардины в банке»: алматинцы жалуются на переполненный общественный транспорт и его состояние
- Закат парковочной саги, аресты и Кайрат Боранбаев
- В Казахстане холодно, энергосистема не выдерживает. Что предлагают эксперты?
Лента новостей
- Начальника полиции Жамбылской области генерал-майора Арманбека Баймурзина окончательно уволили, приказ подписан в пятницу
- В Алматы мужчина обвинил участковых в вымогательстве
- Двое детей в реанимации в критическом состоянии после ДТП в Актау
- Новые правила регистрации по месту жительства утвердили в Казахстане
- Главные события этой недели в обзоре Orda News
- «Соперник сыграл великолепно, но вряд ли он ещё раз это повторит» — Бублик о своём поражении
- Кубок Дэвиса: Бублик сенсационно проиграл 247-ой ракетке мира
- Пискулька, мухоловка и прочая птичья братия. Кого обнаружили на берегах Или бёрдвотчеры
- Несмотря на запрет, ещё 500 тонн российской пшеницы пытались ввезти в Казахстан
- «Из меня делают коррупционера»: Самат Ергалиев выступил в суде с последним словом
- Двойное убийство в Туркестанской области: подозреваемый не работал преподавателем
- Токаев подписал указ о награждении орденами призёров Паралимпиады и их тренеров
- Бороться с диверсионными группами будут тренироваться военные запаса в Астане
- Шестиклассник нанёс ножевые ранения ровесникам в Павлодаре
- Сирень зацвела в сентябре на востоке Казахстана
- Водитель на иномарке влетел в автобусную остановку в Алматы
- Не тот участок вернули? Как в Алматы отчуждают землю, проданную родственниками Назарбаева
- Земли стоимостью свыше 497 млн тенге возвращены государству
- В Великобритании заключённых освобождают раньше срока из-за переполненных тюрем
- В Национальном олимпийском комитете рассказали о столице Азиады-2025