ИИ-директор «Самрук-Казына» стала причиной обращения в Генпрокуратуру

cover Фото: «Самрук-Казына»

Впервые в истории казахстанский фонд «Самрук-Казына» включил искусственный интеллект в совет директоров — теперь вокруг этого решения разыгралась юридическая буря. Ассоциация инвесторов предупредила: если ИИ не имеет законного статуса, все решения совета директоров могут оказаться под угрозой. О том, почему SKAI стала причиной обращения в Генпрокуратуру, объясняет Orda.kz.

Неожиданное пополнение команды топ-менеджеров «Самрук-Казына» произошло в начале октября этого года. За это время сгенерированная девушка SKAI (Samruk-Kazyna Artificial Intelligence) успела выступить перед президентом Токаевым, а также стать причиной насмешек, когда не смогла правильно произнести слово «тенге» на совещании с премьером Бектеновым.

Но сейчас разговоры об искусственном интеллекте SKAI перестали быть предметом шуток и превратились в серьёзную дискуссию о возможных последствиях такого назначения. Ассоциация инвесторов казахстанского фондового рынка QAMS уже направила в Генпрокуратуру официальный запрос с просьбой разъяснить правовые риски. Эксперты предупреждают: Казахстан может столкнуться с большой юридической проблемой, которая затронет интересы инвесторов и повлияет на сделки фонда.

Что хочет выяснить QAMS?

Ассоциация просит Генпрокуратуру дать ответы на несколько вопросов:

  • Может ли искусственный интеллект рассматриваться как физическое лицо — а значит, обладать правами, обязанностями и ответственностью?
  • Можно ли «наделить» ИИ правосубъектностью подзаконным актом? Достаточно ли постановления правительства, чтобы обойти положения законов?
  • Легитимны ли решения совета директоров, если в голосовании участвовал ИИ? Можно ли признать такие решения недействительными из-за участия субъекта, которого закон не признаёт?

9 октября «Самрук-Казына» уведомил биржу KASE, что в совет директоров избран независимый член — искусственный интеллект SKAI.

«В ответе на запрос QAMS фонд („Самрук-Казына“ — прим. авт.) ссылается на решение единственного акционера — правительства РК. И это решение принято на основании пункта 1 статьи 8 Закона „О Фонде национального благосостояния“. Поскольку письмо „Самрук-Казына“ не содержит ответов по существу поставленных вопросов, QAMS обратилась за разъяснениями в Генпрокуратуру»,разъясняют в ассоциации.

Что это значит для инвесторов?

В QAMS утверждают, что если правовой статус ИИ не определён законом, появляется целый список рисков.

  • Неясно, будут ли решения совета директоров «Самрук-Казына» считаться законными.
  • Сделки могут оспорить, если при их принятии учитывался голос того, кого закон не признаёт участником.
  • Для нынешних и будущих владельцев ценных бумаг фонда и его дочерних компаний возрастут регуляторные риски.

По этому поводу высказался и финансовый аналитик Арман Батаев. Он считает, что действующее законодательство Казахстана не допускает участия искусственного интеллекта в органах управления.

По его словам, ИИ не является субъектом права — ни физическим, ни юридическим лицом.

«Правосубъектность имеют физические лица (граждане и иностранцы) и юридические лица (организации). ИИ, программа, алгоритм или цифровая система не относятся ни к одной из этих категорий. Нормы ГК РК, Закона „О хозяйственных товариществах“, Закона „Об акционерных обществах“, Закона „О национальном управляющем холдинге Самрук-Казына“ предполагают, что член совета директоров — физическое лицо. Следовательно, ИИ не может иметь гражданские права и обязанности, не может нести ответственность и не может быть легально назначен членом совета директоров», считает эксперт.

Кроме того, решения совета директоров могут признать недействительными, если учитывался голос искусственного интеллекта. 

«ИИ не может: голосовать, нести ответственность, выполнять фидуциарные обязанности (duty of care, duty of loyalty). Поэтому его голос фактически является юридическим нулём. Если голос ИИ был учтён при формировании кворума или большинства, то решение может быть признано: ничтожным — если решение принято органом в незаконном составе; оспоримым — если ИИ повлиял на результат голосования»,подчёркивает Батаев.

Арман Батаев настаивает на том, что включение SKAI в совет директоров «Самрук-Казына» может привести к юридическим конфликтам, материальным претензиям и риску отмены решений на уровне суда.

Тем временем новоиспечённого ИИ-директора «Самрук-Казына» научат правильно выговаривать «тенге».

Читайте также:

Лента новостей

все новости