Идёт жестокая игра — экологи требуют от казахстанских властей раскрыть информацию по Каспию

cover Фото: pixabay

В Астане прошёл медиафорум «Голос Каспия», на котором эксперты заявили, что в Казахстане сегодня нет достаточно информации о соглашениях с нефтедобывающими компаниями, которые касаются экологической части, сообщает Orda.kz. Даже через суд активистам не удалось добиться ответов от госорганов.

Экологическая информация по Каспию закрыта

Сооснователь глобального экологического движения Save the Caspian эколог Вадим Ни отметил, что крупные корпорации, добывающие нефть на Тенгизе, Кашагане и Карачаганаке, не подотчётны правительству Казахстана.

«Мы сегодня все больше и больше убеждаемся в этом. Для нас это основные месторождения. Две трети нефти добывается на этих месторождениях. И соглашения заключены в далёких 90-х годах — по Тенгизу в 1993-м году, по Кашагану и Карачаганаку в 1997-м году. И все эти три соглашения являются конфиденциальными, секретными документами, даже в министерствах. И даже в самих компаниях для работы даются отдельные листочки, если нужно поработать с соглашением. И только по этому листочку можно работать»,сказал Вадим Ни.

Экологи тоже не имеют информации к этим соглашениям, несмотря на то, что там прописаны экологические требования. 

«И мы не знаем, насколько они сопоставимы, совместимы с требованиями экологического законодательства. Идут суды (арбитражные суды по Кашагану — прим. авт.), и мы не знаем до конца, а есть ли у наших государственных органов основания выдвигать там исковые требования на миллиарды долларов? Сами международные арбитражи проходят в других странах и переходят в сферу международного частного права. Они закрыты для нас. И только через Международный консорциум журналистов-расследователей мы получаем отдельную информацию о том, что Казахстан судится с компаниями в Женеве и Лондоне. И дальше переводим эти материалы и узнаём те крупицы информации, которые добыли журналисты из других стран»,добавил он.

Вадим Ни подчёркивает, что, согласно Орхусской конвенции, экологическая информация должна быть открытой и доступной для общества. В этом международном документе подробно прописаны обязательства государств по обеспечению прозрачности и свободного доступа к экологической информации.

«Она не может госсекретом. А соглашения (с нефтедобывающими компаниями — прим. авт.) заключались при участии государства. Это не было соглашением казахстанской частной компании с зарубежной».

В январе 2025 года Вадим Ни подал запрос от движения Save the Caspian Sea на получение доступа к экологическим условиям в соглашении о разделе продукции. Однако получил отказ от министерств экологии и природных ресурсов и энергетики. 

«В отказе было указано, что правительством даны гарантии о сохранении конфиденциальности соглашений о разделе продукции и Министерство энергетики не может обеспечить их публичное раскрытие без письменного согласия другой стороны. На момент запроса они письменное согласие не запрашивали, но позже я подал в суд, когда рассматривалось дело в первой инстанции, они такой запрос сделали и получили отказ».

Суд Вадиму Ни тоже отказал. Даже не стал рассматривать иск.

«Не просто я проиграл дело, оно не было принято судом к рассмотрению. То же самое произошло в апелляционной инстанции. Ничего не изменилось. Апелляционная инстанция не признала право на доступ к информации. 11 августа кассация отказала в рассмотрении иска».

Идёт жестокая игра

По словам сооснователя Save the Caspian Sea Галины Черновой, невозможно отрицать катастрофическое влияние на Каспий деятельности нефтедобывающих компаний.

«Ущерб экосистеме большой и непоправимый. Мы поднимаем этот вопрос, но нас пока не слышат. Но пора уже считаться серьёзно, а не по-детски, поскольку идёт игра жестокая, и надо эти условия игры менять. Тюлени, птицы, рыбы, растительность, в том числе водная — практически все природные системы Каспийского моря подвергаются фатальному воздействию и истреблению»,отметила Галина Чернова.

При этом на Каспии нет ни государственного экологического мониторинга, ни станций наблюдения, хотя бы за островами Кашагана.

«Ладно, не всю акваторию покрыть, но хотя бы за островами Кашагана, чтобы мы могли иметь свои данные, а не те, которые представляет сегодня компания в рамках производственного и экологического контроля. Нет постов экологических, но хотя бы разовые замеры надо проводить, чтобы знать, что происходит на море и с точки зрения выбросов, и с точки зрения сбросов».

По мнению участников движения Save the Caspian Sea, пора вводить межгосударственный мониторинг, прежде всего в акватории северного и северо-восточного Каспия.

«Также необходимо введение особого режима природопользования с обязательным использованием именно международной практики и международного законодательства. Ну и, конечно же, раскрытие соглашения о разделе продукции (с нефтедобывающими компаниями — прим. авт.). Мы требуем сегодня, чтобы открыли хотя бы экологическую часть, потому что по законам страны нашей экологическая информация не может быть тайной и закрытой, если она не касается обороны и государственных секретов. Вся экологическая информация, особенно имеющая отношение к состоянию здоровья нации, должна быть непременно открыта и быть в общедоступном пользовании».

Читайте также:

Лента новостей

все новости