Хищение ГСМ в воинских частях: десять лет запросил гособвинитель для подсудимых
Фото: Orda.kz
В Военном суде Акмолинского гарнизона начались прения по громкому делу о хищениях ГСМ в воинских частях Нацгвардии. В преступлении обвиняются пять человек. Мнения сторон выслушал корреспондент Orda.kz
Первым выступил гособвинитель. Он объяснил схему, по которой в трех воинских частях, расположенных в Ильинке, похищали топливо, предназначенное для военной техники. На скамье подсудимых пять человек. Это начальник управления тыла, заместитель командира части по тылу, двое заведующих складом и отопительным центром. Четверо из них обвиняются по статье 189 ч. 4 п. 2 «Присвоение или растрата вверенного чужого имущества» в группе лиц по предварительному сговору в особо крупном размере. Один - за халатность, повлекшую тяжкие последствия.
По материалам дела, они организовали поставки авиатоплива из нефтебазы воинской части в отопительный центр и частные АЗС. Водители получали со склада ГСМ больше, а сжигали — меньше. Излишек нигде не учитывался, поскольку документы подделывались.
«Доводы стороны защиты о том, что в отопительном центре недостачи выявлено не было, являются несостоятельными, поскольку Сексенбаев, заливая авиационное топливо, использовал талоны ГСМ как излишки, то есть осуществлял хищение. Свидетель рассказал о нахождении талонов в отопительном центре в большом количестве», — сообщил прокурор Дулат Сериков.
Хищение топлива происходило три года. Но особенно большой размах дело приняло в период с 2019 по 2022 год, когда списывались большие объемы. Общий ущерб - почти 500 миллионов тенге. По словам прокурора, вина подсудимых доказана полностью аудиозаписью разговоров, показаниями водителей, журналами учёта заездов и выездов, показаниями свидетелей. Поэтому он просит суд назначить четверым подсудимым по 10 лет лишения свободы. Актанову, обвиняемому в халатности, — пять лет.
«Учитывая личность подсудимых, характер уголовного правонарушения, считаю, что для исправления необходимо назначить наказание, связанное с лишением свободы. К смягчающим обстоятельствам следует отнести ранее несудимость, наличие малолетних детей. К обстоятельствам, отягчающим наказание, следует отнести совершение уголовного правонарушения лицом, нарушившим присягу», — отметил гособвинитель.
Из пяти подсудимых двое полностью отрицают вину – начальник службы ГСМ войск Национальной гвардии РК Нуржан Джаксыбаев и заместитель командира части по тылу Актанов. Они ссылаются на предвзятую работу следователей, которые по их словам, увели из орбиты уголовного преследования основных фигурантов дела.
«Согласно пункту 13 должностных обязанностей, заместитель командира бригады по тылу Актанов не реже двух раз в год должен проверять наличие материальных средств. Оперировать тем, что он не выявил своевременно недостачу ГСМ на складе, необоснованно. Кроме него, склад ГСМ ежемесячно проверялся начальником службы ГСМ Дьяченко. Но здесь мы не видим, что Дьяченко привлекают за халатность, хотя он непосредственно этими вопросами занимался. Он счастливый свидетель. К тому же причина невыявления недостачи ГСМ – это поддельно-оборотная ведомость, выдаваемая бухгалтером Татымбековым для сравнения наличия ГСМ на складе с данными финансовой службы. При таких обстоятельствах вменение Актанову халатности, приведшей к хищению ГСМ, мягко говоря необоснованное», — отметил адвокат Нурушкенов.
Отметим, что изначально по делу проходило 140 человек, в том числе представители из главного командования Национальной гвардии.
«В мае они решили все концы обрубить и сделать крайним Нуржана Джаксыбаева — начальника управления тыла, потому что он начал вскрывать хищения. Однако Нуржан пришел на эту должность до фактов хищения в июле 2020 года. Кроме того, по иерархии подчиненности он восьмой. Они убрали всех людей: командиров воинских частей, замкомандиров по тылу, начальника службы, командиров батальонов, рот. Вся воинская часть знала, что все воруется и списывается. Также из дела убрали скупщиков дешевого авиационного топлива», — говорит адвокат Сырлыбаев.
Также подсудимые считают завышенными объемы похищенного топлива и сумму ущерба. Обвинение, по их словам, построено на показаниях свидетелей, которые заинтересованы в лучшем исходе для себя. К тому же выявить точную сумму ущерба практически невозможно, поскольку не было учета топлива, а документы подделывались.
Читайте также:
Лента новостей
- Пациент с приступом выпрыгнул из окна больницы в Акмолинской области
- Запретить психологам и коучам работать без лицензии хотят в Казахстане
- Алиев разрешил: казахстанское зерно впервые за 30 лет поехало в Армению
- Кто из казахстанских богачей делает состояние на квадратных метрах
- Замерзающих в Алматы лошадей эвакуируют в тёплые конюшни
- В Алматы запретили строить высотки где попало: где теперь можно?
- Топ-чиновников Минздрава наказали после ревизии
- Кто здесь хозяин? Минюст объяснил, кому принадлежат авторские права на контент ИИ
- Дал ребёнку смартфон — заплати 20 тысяч тенге штрафа
- Как на севере Казахстана «похоронили» уникальный проект и бюджетные 3,3 миллиарда тенге
- «Проморгали рак»: врачи через суд пытались забрать у матери компенсацию за смерть сына
- Лифт не работал, но двери открылись: мужчина упал в шахту в Астане
- Дженнифер Лопес и Кайрату Нуртасу запретят петь под фонограмму в Казахстане
- Певцы останутся без денег? Сенат одобрил спорный закон об авторских правах
- Тайную переписку чиновников Казахстана нашли в ноутбуках китайских хакеров
- «Налог на Google» за миллиарды: сколько перечислили иностранные компании Казахстану
- Из-за работ на Тенгизе добыча нефти резко упала в Казахстане
- «Темно в четыре дня» — устькаменогорцы вышли на митинг против перевода времени
- Биометрия и кибербезопасность: какое соглашение заключил Нацбанк с Visa
- От чего отвлекают внимание народа? ЛГБТ-активисты выступили против поправок о «пропаганде»



