Проблема удорожания заключается в резком сокращении грузопотока и санкций Евросоюза в отношении Беларуси и России.

Почему растут цены на грузоперевозки?

Тарифы на автоперевозку грузов из Европы в Казахстан подорожали вдвое с начала войны в Украине, передаёт «Хабар 24». Расходы на перевозку отражаются на себестоимости товаров, что влияет на рост инфляции.

Казахстан импортирует широкий спектр товаров из стран Евросоюза, начиная с фармацевтической продукции и заканчивая оборудованием. По словам представителя логистической отрасли Оксаны Сорокиной, до событий в Украине перевозка одной фуры из Германии в Казахстан обходилась примерно в пять тысяч евро, теперь же цена начинается от 10 тысяч евро и выше.

Причина в резком сокращении грузового автотранспорта. Раньше по маршруту Германия – Казахстан могли работать перевозчики из пяти стран. Теперь из-за санкций Евросоюза товары в Казахстан могут доставлять только казахстанские грузоперевозки. Фурам из России и Беларуси запрещён въезд на территорию Евросоюза.

Около 30% казахстанских компаний прокладывают новый маршрут – через Грузию или Турцию. Это дольше и дороже, но существуют и другие риски, делится информацией Сорокина.

Но, несмотря на сложившуюся ситуацию, это шанс для Казахстана стать новым крупным логистическим хабом, в обход России. Вот только для растущих объёмов грузоперевозок в стране не хватает автопарков. По мнению эксперта, в перспективе стоит принять меры в виде льготных условий для таможенной очистки, а также лизинга на покупку новых машин. Но больше всего логистический бизнес нуждается в двусторонних и трехсторонних разрешениях: своего рода визы для транспорта, дающей разрешение на въезд и грузоперевозку в других странах.

«Запросов на Европу стало на порядок больше. Госорганам нужно увеличивать квоты и эффективнее их распределять», – считает Сорокина.

Логисты также опасаются демпинга со стороны российских и белорусских компаний, которые уже зашли на наш рынок. Казахстанские бизнесмены считают, что для них нужно ужесточить правила.

«Если они будут заходить по старому принципу: открывать здесь компании, машины на временной регистрации и водитель с гражданством России или Беларуси. Элементарно, если у меня с грузом что-то случится, в том числе из-за водителя, как я его буду привлекать к ответственности, если он не гражданин РК? Нужно этот момент тоже ужесточить для компаний, которые сюда заходят. Чтобы полностью оформляли регистрацию, чтобы не менее 70% водителей были гражданами Республики Казахстан», – утверждает Оксана Сорокина.

Как повлияет нефтяное эмбарго на Казахстан?

Цены на нефть растут, так как рынок резко реагирует на заявления Еврокомиссии о новых пакетах санкций. Многие страхуются перед возможным введением нефтяного эмбарго на шесть месяцев.

Уже к концу этого года Европа планирует полностью отказаться от нефтепродуктов из России. При таком решении Казахстан также может понести существенные убытки.

«Ситуация не так проста. По трубопроводу КТК наша страна транспортирует около 80% экспортных объёмов. Сорт CPC Blend состоит примерно на 90% из казахстанской нефти и на 10% из сырья российского происхождения. Если речь будет идти о полном запрете экспорта нефти из Каспийского трубопроводного консорциума, пострадает в первую очередь экономика Казахстана. Есть надежда, что Запад, возможно, смирится с тем, что небольшие объёмы Москва будет продавать через эту систему», – пишет эксперт нефтегазовой отрасли, автор Telegram-канала Energy Analytics Абзал Нарымбетов.

Абзал Нарымбетов также указал, что операторы КТК не будут отделять нефть из российских месторождений от казахстанских только для того, чтобы покупателям было легче избежать рисков, что делает казахстанскую нефть кандидатом на введение санкций.

Поделиться: