Грузоперевозчики Шымкента жалуются на новые правила, ограничивающие их работу

cover Фото Александра Фролова

Казахстанские грузоперевозчики боятся остаться за бортом. Сегодня они собрались в Шымкенте, чтобы рассказать о своей проблеме. Без работы, по их словам, могут остаться тысячи предпринимателей по всей стране.

Бизнесмены просят пересмотреть изменения, которые внесли в действующие правила допуска автомобильных перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок грузов, и применение разрешительной системы автомобильных перевозок в Республике Казахстан в международном сообщении, передаёт корреспондент Оrda.kz.

По этим правилам прибывший в РК новый автотранспорт, работающий на территории республики менее одного года и не имеющий подтверждающих товарно-транспортных накладных за предыдущие два года, не сможет получить карточку, которая позволит выехать за рубеж.

Фото: Александра Фролова

«Малый бизнес, мелкие компании, водители, имеющие собственные транспортные средства, которые сами и шофёры, и бухгалтеры, и механики, не хранили два года документы. Они их брали у разных фирм. Второе – человек продал машину, новые номера, у него нет истории двух лет. И что он дальше будет делать? Придётся ездить по Казахстану. Нужно переработать приказ. Я считаю, что это ограничение необходимо отменить. Наш президент говорил о поддержке малого бизнеса, в этом приказе мы поддержки не видим», – говорит Валерий Лавров, представитель транспортной компании.

По словам грузоперевозчиков, новые машины оснащены системой AdBlue и будут убыточными, работая внутри Казахстана. Предприниматели уверены, что их компании лишатся контрактов, государство потеряет налог на прибыль, местные транспортные компании освободят рынок для иностранных коллег и занятость отечественных перевозчиков снизится больше чем на 40%.

"Эти правила ущемляют права грузоперевозчиков и нарушают конституционные законы. Сейчас нас волнуют правила касательно международных перевозок и касательно машин, привезённых в республику. Они оснащены AdBlue и будут вынуждены простаивать в Казахстане два года. В нашей стране убыточно работать, потому что мы берём перевозки от экспедиторов, с пятых, шестых, седьмых рук. И перевозки предоставляются в такой ценовой политике, чтобы нам хоть куда-нибудь было выгодно поехать", – говорит Оксана Степанова, директор компании по грузоперевозкам.

Возмущение у перевозчиков вызвал и пункт, который касается тех собственников автомобилей, которые в связи с изменением обстоятельств расторгли договор аренды с автотранспортными компаниями более чем два раза за шесть месяцев. В таком случае автотранспорт лишается права получать карточку допуска с применением ИБР.

Фото: Александра Фролова

По словам перевозчиков, этот приказ противоречит нормам Конституции РК, Предпринимательского кодекса и Закона Республики Казахстан «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью». Потому что собственник автотранспорта имеет право заключить договор аренды на тех условиях, которые ему выгодны, и с тем, с кем ему выгодно и удобно. И сделать это он может любое количество раз. Ограничения на свободу и право на ведения бизнеса попадает в группу убыточного бизнеса.

Также некоторые документы для работы перевозчикам теперь придётся заверять нотариально. Это бумаги, которые выдают госорганы либо лицензированные организации. Предприниматели недоумевают: зачем делать двойную работу, за которую к тому же придётся платить?

В итоге только в одном Шымкенте грузоперевозчики нашли поддержку у более чем 120 коллег, которые подписались под открытым письмом на имя главы государства, генерального прокурора, министров индустрии и инфраструктурного развития, юстиции и Агентства по защите и развитию конкуренции.

«В приказе министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан указан пункт об электронной копии нотариально заверенного подтверждения экологического класса безопасности. Речь идёт о евросертификации машины (Евро 4, Евро 5 и т. д.). Ранее данный документ не требовался. Евростандарт оценивали по году автомашины. Купить документ можно у дилеров компаний Volvo, Daf и т. д., только в Российской Федерации. Транспортные компании вынуждены будут выкупать сертификаты согласно пункту изданного указа (стоимость сертификата начинается от 50 000 тенге). Сфера международных перевозок – затратный бизнес, и вкладывать финансы в сферу чужих интересов не является прерогативой транспортных компаний», – пишут грузоперевозчики в официальном письме на имя главы государства.

Предприниматели также просят изменить сроки выдачи иностранных бланков-разрешений (ИБР). По их словам, бланки иностранных разрешений должны выдавать, как и в других странах, на один год.

«Машины выезжают в дальнее зарубежье и не должны быть привязаны к офису, чтобы успеть в срок 50 или 100 дней доставить ИБР. Международные перевозки длятся более двух месяцев. В эпоху сложных межгосударственных отношений часто происходит закрытие границ, очереди иногда километровые, плюс погодные условия – всё это осложняет работу перевозчиков. А теперь ещё добавляется срок использования ИБР. Просим изменить это решение", – говорят предприниматели.

В приказе также указано, что одно и тоже юридическое лицо не может иметь более одной компании, хотя, если не имеется задолженности перед государственным органом, можно открывать компании с одним и тем же или другим видом деятельности. На рынке РК предприниматель может производить продукцию и одновременно осуществлять международную доставку груза. То есть у одного юридического лица могут быть две и более компаний.

«Мы просим оставить единые карточки допуска, потому что автотранспорт многих компаний работает на рынке предложений, и перевозка грузов осуществляется часто в разных направлениях. Автомашины невозможно привязать к одной стране. Просим внести изменения в приказ, в пункт оформления свидетельства о периодической проверки тахографа. В приказе указано, что при оформлении тахографа необходимо указывать в пункте "собственник автомашины" наименование транспортной компании, на которой машина стоит на аренде. Считаем, что инициатива сотрудников, кто выносил предложения, направлена на монополизацию отечественного рынка автомобильных перевозок и лоббирование интересов определённых компаний", – говорят грузоперевозчики.

Меж тем в министерстве индустрии и инфраструктурного развития считают, что новые правила лишь улучшат работу грузоперевозчиков, многие выйдут из теневого бизнеса, не будет фактов мошенничества.

«Упрощение процесса оказания государственной услуги по выдаче разрешений повлекло за собой развитие разного рода мошеннических действий со стороны недобросовестных перевозчиков. Они, получая эти документы, осуществляли их дальнейшую перепродажу, что привело к искусственному дефициту разрешений. Приказом министра была создана рабочая группа, в которую вошли представители палаты предпринимателей, Союза транспортников Казахстана, где больше 500 перевозчиков, Союз международных автомобильных перевозчиков, там больше 300 перевозчиков, и совместно были разработаны поправки. Раньше, чтобы получить разрешение, было три документа, сейчас их 13. Поправки позволят исключить дефицит иностранных разрешений и убрать недобросовестные компании с рынка, а также убрать теневой рынок иностранных грузоперевозок. Мы разъяснительную работу проводим, доводим. Возможно, некоторые перевозчики не понимают некоторые нормы приказа», – рассказал Жасулан Маралбаев, руководитель управления комитета транспорта Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан.

По словам представителя министерства, в ближайшие дни в регионы направят дополнительную информацию для разъяснения новых норм. А несогласные с новшествами предприниматели уже направили письмо с подписями в Администрацию президента.

Напомним, изменения в правилах допуска перевозчиков к международным автомобильным перевозкам грузов и правила применения разрешительной системы автоперевозок начали действовать в Казахстане 20 февраля.

Нововведения распространяются на отечественных и иностранных перевозчиков. В частности, поправки устанавливают сроки действия карточек допуска на автотранспортные средства. Кроме того, иностранные компании, которые временно ввезли свой транспорт на территорию РК, на допуск к международным перевозкам рассчитывать не могут.

Автор: Александра Фролова

Лента новостей

все новости