Грозит ли Казахстану дефицит автогаза

cover Фото: Elements.envato.com

В Министерстве энергетики РК рассказали, почему в стране решили повысить предельную оптовую цену на сжиженный нефтяной газ (СНГ) и объяснили, почему некоторые регионы столкнулись с дефицитом этого вида топлива, сообщает Orda.kz.

Как пояснили в пресс-службе министерства энергетики в ответ на запрос Orda.kz, повышение цен на автогаз в Казахстане было необходимой мерой, поскольку сейчас производящие СНГ предприятия работают на полной проектной мощности и при этом не получают прибыли.

«В случае дальнейшего сдерживания цен на СНГ у казахстанских заводов-производителей попросту не будет возможности не только модернизировать производство СНГ, но и удовлетворить потребности внутреннего рынка, так как аварийные остановки будут влиять на производства СНГ. Более того, вследствие убыточности заводы будут всё больше терять интерес к его производству, переключаясь на более рентабельную продукцию. Из-за аналогичных причин инвесторы также не хотят вкладываться в отрасль», — сообщили в министерстве.

В Минэнерго добавили, что сократить дефицит сжиженного газа в Казахстане помог запрет на вывоз СНГ из страны. Благодаря ограничению экспорта в некоторых приграничных регионах даже наблюдается профицит автогаза. По оценкам министерства, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года за счёт запрета на вывоз СНГ удалось сэкономить 52 тыс. тонн топлива, которое распределили на внутреннем рынке.

В будущем, если Казахстан будет обеспечен достаточным объёмом автогаза, ограничение на экспорт можно будет снять — но пока об этом рано размышлять. Ведь риск дефицита СНГ сохраняется, невзирая на максимальную загрузку заводов-производителей.

«Министерство при формировании плана поставки СНГ на внутренний рынок РК с учётом предоставленных прогнозных данных заводов-производителей выделило 398 тыс. тонн на третий квартал 2024 года. При потребности внутреннего рынка в 491 тыс. тонн дефицит СНГ составляет 19 %», подсчитали в Минэнерго.

Но фактическое производство автогаза в стране выше, чем прогноз, подчеркнули в министерстве. Поэтому заводы-производители выделяют дополнительные объёмы топлива для распределения на внутреннем рынке, и есть запас сжиженного газа, который позволяет компенсировать нехватку топлива в отдельных регионах.

В Минэнерго признали, что недавно с дефицитом автогаза столкнулись Костанайская область и Уральск. Но в случае с Костанаем, по утверждению министерства, проблема была связана с паводками. Костанайской области заранее выделили дополнительный объём СНГ, но из-за наводнения местные власти не смогли своевременно расплатиться с заводом, поэтому возникли перебои с поставками. В Уральске во всём также оказалась виновата вода: размыло дорогу на Атырау, и подвоз автогаза с АНПЗ замедлился.

Кроме того, в Минэнерго ответили на вопрос Orda.kz о ценовом диспаритете между оптовым и розничным рынками при определении стоимости СНГ. Сейчас заводы-производители фактически производят автогаз себе в убыток, тогда как большинство автозаправочных сетей за счёт более высоких розничных цен благополучно на нём зарабатывают. Впрочем, Минэнерго сомневается, что все сети АЗС наживаются на востребованном виде топлива.

«Данный диспаритет мы как уполномоченный орган учитываем. Если посмотреть на текущие правила ценообразования оптовой и розничной реализации, имеется формула для определения цены. Нельзя утверждать, что розничные реализаторы всегда извлекают прибыль. На данный фактор влияет повышение экспедиторских, транспортных и других расходов», заявили в пресс-службе Минэнерго РК.

Цены на сжиженный газ в Казахстане планируют повысить с 1 июля. Это связано с тем, что сейчас заводам невыгодно производить этот вид топлива: при действующих ценах убыток с каждой тонны СНГ для предприятий составляет примерно 20-30 тыс. тенге.

Читайте также:

Лента новостей

все новости