Госконтракты и страх перед проверками: как акимы подчинили себе маслихаты

cover

Официально маслихаты – представительные органы, выражающие волю народа, которую должны исполнять чиновники. Но в жизни всё вышло наоборот. Orda.kz разбиралась с экспертами, почему

В столице Казахстана на днях состоялся первый республиканский форум депутатов маслихатов всех уровней партии Amanat, в котором приняли участие около двух тысяч человек.

Одним из основных спикеров выступил председатель партии Amanat Ерлан Кошанов. Он упомянул важность взаимодействия акиматов и маслихатов, особо подчеркнув, что они не конкуренты, а партнёры:

«Именно депутаты маслихатов выбирают акима области. Формируют ревизионные комиссии. Утверждают программы развития территорий и бюджеты. Это значит, что маслихаты наряду с акиматами несут ответственность за качество жизни в регионах. Отчёты перед маслихатами, утверждение программ и бюджетов не должны быть формальными. На местном уровне нужны дискуссии. В них депутаты могут отстаивать интересы своих избирателей».

Однако в Казахстане уже давно сложилось и утвердилось мнение, что маслихаты для акиматов это и не конкуренты, и не партнёры, а одно из подведомственных подразделений, членов которого созывают, когда нужно утвердить годовой бюджет или одобрить очередной проект, разработанный аппаратом акима.

Также нередко можно услышать, что депутатами маслихата позволяют стать только лояльным и проверенным людям, которые не будут задавать лишних вопросов. Иной раз избраться в маслихат удаётся действительно принципиальным, идейным активистам, общественным деятелям, борцам за правду, а также учёным, экспертам, опытным хозяйственникам. Но это почти никогда не меняет расстановку сил.

Почему так происходит, корреспондент Orda.kz узнал у экспертов.

Путаница в определении

Эксперт в сфере вопросов местного самоуправления (МСУ) и ЖКХ, член Общественного совета СКО Сергей Худяков обратил внимание на то, что ни в одном законе РК не написано, что маслихат является органом местного самоуправления (МСУ). Однако есть хитрая формулировка, согласно которой самоуправление гражданами осуществляется непосредственно, а также через сходы, собрания и маслихаты. То есть гражданами через маслихаты, а на маслихатами от имени граждан.

«Но на самом деле маслихаты входят в систему государственных органов местной исполнительной власти согласно Конституции. А на этом уровне все решения принимает аким с аппаратом. А члены маслихата большую часть времени заняты личными делами, и проблемы своего муниципалитета обсуждают только, когда их созывают на сессии, и чаще всего поддерживают затеи акима», – отметил собеседник.

И получилось, что исполнительная власть взяла на себя полномочия представительной власти и право принимать решения и навязывать свои решения депутатам всех уровней, заключил Сергей Худяков.

Маслихатчики сидят на гостендерах

Также своим мнением поделилась член Ассамблеи народа Казахстана, лидер движения «Қазақстан біздің шаңырағымыз» Акбопе Абылкасымова.

Он отметила, что маслихат согласно Конституции является представительным и выборным органом. И согласно закону о МСУ должен выражать волю населения и, стало быть, по задумке законописцев, является органом местного самоуправления.

Официально маслихат акиму совершенно не подчиняется. Что касается неофициального, то причин несколько.  

«Во-первых, в маслихате сидят люди, зарабатывающие на расходах госбюджета. Те же застройщики, имеющие миллиардные контракты, скажем, на строительство дорог или ремонты зданий. Налицо конфликт интересов: о каком представлении интересов народа может идти речь, когда личная заинтересованность человека может повлиять на процесс принятия решения? Естественно, ни о какой», – считает Акбопе Абылкасымова.

Во-вторых, в маслихатах до сих пор доминирует партийное представительство. И партийная дисциплина требует от членов следования курсу руководства, то есть как сказал руководитель филиала, так и голосуют партийщики, за редким исключением. Руководители же филиалов с акимом стараются не ссориться.

Почему? Потому что у акима города достаточно большой рычаг в руках. Это зачастую тесные связи и возможность попросить об услуге председателя городского суда, прокурора, начальника санэпидемнадзора или налоговой службы. Эти люди способны "закошмарить" проверками или устроить прочие неприятности предпринимателю или управляющему предприятием, не говоря уже о простых гражданах. Поэтому, хоть аким и беспартиен сейчас, партийные функционеры с ним портить отношения не хотят.

«Чтобы добиться независимости маслихатов от акиматов, я считаю, необходимо 100% состав маслихатов выбирать по одномандатным округам. В требования к кандидатам в депутаты включить подтверждение отсутствия контрактов с госорганами в течение последних пяти лет. И увеличить количество депутатов минимум в два раза. Работа депутата маслихата общественная, поэтому большой нагрузки на госбюджет не будет», – сказала собеседница.

По словам Акбопе Абылкасымовой, чем больше депутатов, тем тяжелее на каждого найти "выход" и, скажем, "попросить" проголосовать так, как нужно акиму города. Большим плюсом увеличения количества депутатов до 150 человек в маслихате Алматы будет возможность поделить город на достаточно мелкие участки. И депутату будет легче выполнять предвыборные обещания, и жителям спрашивать с него. Ну и главным условием, конечно, является проведение честных выборов, тогда депутаты маслихатов будут действительно независимыми.

Лента новостей

все новости