Голоса детей смывают в грязный унитаз: почему ученики радуются мылу и туалетной бумаге в школьных санузлах Казахстана

cover Коллаж Orda.kz

Недавно в Казнете распространилось видео, на котором ученица из Актау с удивлением рассказывает, что в день приезда комиссии в школьном туалете появились туалетная бумага и жидкое мыло. После этого старшеклассница сообщила о давлении со стороны руководства учебного заведения. В отделе образования Актау же отрицают все обвинения, заявляя, что в школе регулярно выставляются средства гигиены. Orda.kz решила выяснить, закупила ли школа гигиенические средства в этом году и  почему наличие туалетной бумаги стало праздником для учеников.

Туалетная бумага и мыло для комиссии

27 сентября cтаршеклассница общеобразовательной школы №3 в Актау в соцсетях опубликовала видео о том, что в школьном туалете появились мыло и туалетная бумага к приходу комиссии. Девочка говорит о том, что раньше в учебном заведении не было средств личной гигиены. История стара как мир. Особенно для казахстанских школ. Ведь в комментариях к посту участники обсуждения подтвердили, что в их школах тоже нет туалетной бумаги.

Однако в отделе образования Актау думают иначе. После ролика ученицы в ведомстве заявили, что видео было снято «ради шутки» и фразы девочки не соответствуют действительности. 

«С целью поддержания чистоты и выполнения санитарных норм в школьных туалетах и школьной столовой регулярно выставляются чистящие средства (жидкое мыло, туалетная бумага). Ученица, снявшая видеозапись, признала, что сделала это ради шутки», – ответили в ведомстве.

Как итог: девочку заставили написать объяснительную, отстранили от предметной олимпиады, а также пригрозили её родителям штрафом и проблемами на работе. 

 

Комитет по защите детей при министерстве образования заступился за школьницу. Сообщается, что представители комитета связались с мамой девочки и заверили, что не допустят нарушения её прав. В госоргане также напомнили руководству школы, что в Казахстане несовершеннолетние имеют право на свободу слова и выражение своего мнения. 

«Все руководители организаций образования должны чётко это знать и помогать детям развивать их социальную активность. Методы запрета, запугивания, угроз недопустимы в воспитательном процессе!» – заявили в комитете. 

Жаңа Қазақстан начинается с жаңа туалета

Айжан Мадиходжаева, автор проекта Toile, который демонстрирует состояние школьных туалетов в Казахстане, называет школьницу из Актау героиней, голос которой руководство учебного заведения пытается смыть в унитаз:

«Девочка из Актау – наш герой! Потому что не молчит  в тряпочку, а громко говорит о своих базовых правах. Жаңа Қазақстан начинается в какой-то степени с жаңа туалета: ведь детям, которые ходят в плохие туалеты, легко внушить – вы не заслуживаете достойных условий жизни, ваш голос можно смыть в грязный унитаз».
Айжан Мадиходжаева / Фото из личной страницы в Facebook
Айжан Мадиходжаева / Фото с личной страницы в Facebook

Мадиходжаева также считает, что комфортные туалеты влияют на академическую успеваемость детей и общую культуру поведения:

«Такой инцидент – прежде всего, следствие разрухи в головах у директоров школ и акимов. Такие управленцы и от образования,  и от местных органов не понимают, что комфортные и удобные туалеты влияют на академическую успеваемость, способны в какой-то мере гасить детскую агрессию, повышать общую культуру поведения. Ну и формировать навыки гигиены, конечно». 

В 2017 году Айжан Мадиходжаева вместе с Дией Батеновой основали Рeremena.media – специализированное СМИ в сфере образования в Казахстане. 

Фото: Toile / Большинство фотографий были сделаны в период с июля по декабрь 2022 года
Фото: Toile / Большинство фотографий были сделаны в период с июля по декабрь 2022 года

Одним из их крупных проектов стала кампания Toile, которая разоблачает состояние школьных туалетов в стране. Любой желающий может анонимно отправить фотографию школьного санузла, который позже будет участвовать в «конкурсе». Худшие из худших определяются голосованием.

«В нашей стране до сих пор нарушается право детей справить физиологическую нужду в чистых, безопасных и достойных условиях. И это стало толчком для нас – создать целый медийный проект на такую неудобную и мутную тему. С самого детства дети привыкают, что их комфорт и безопасность не являются приоритетом. Если вы спросите у детей: «Выберите, что вам больше нужно: интерактивная доска или новый современный туалет», то они выберут второе. Мы убеждены, что в XXI веке в развитом государстве дети должны иметь реальную возможность справить нужду в цивилизованных условиях, обеспечивающих уважение их человеческого достоинства», – говорит Айжан Мадиходжаева.

Туалетная бумага за 44 тенге: в госучреждениях экономят на базовом комфорте детей

Соосновательница Toile Дия Батенова добавляет, что неподдельное удивление старшеклассницы из Актау – не сюрприз в нынешних казахстанских реалиях: 

«Если вдруг сегодня во всех государственных школах Казахстана появzтся туалетная бумага и мыло, мы увидим у тысяч детей такую же бурную, шоковую реакцию, как у старшеклассницы из Актау. Смешно, но такие базовые и копеечные гигиенические средства – это предмет роскоши, по мнению администрации школ».
Дия Батенова / Фото из личного архива
Дия Батенова / Фото из личного архива

Примечательно, что в Казахстане с 2020 года действует подушевое нормативное финансирование государственных школ, согласно которому учебное заведение получает средства в зависимости от количества учеников. В этот норматив также входят расходы на покупку туалетной бумаги и мыла для учащихся. Однако непонятно, почему этих денег не хватает, чтобы обеспечить всех учеников предметами личной гигиены. 

К примеру, актауская школа №3, в которой училась девочка, в мае 2023 года закупила ряд гигиенических средств на сумму почти 240 тысяч тенге. По сравнению с другими закупками школы – это копейки. 

Так, за 240 тысяч тенге образовательное учреждение закупило:

  • 3 000 штук однослойной туалетной бумаги без втулки за 44 тенге;
  • 400 штук хозяйственного мыла за 98 тенге;
  • А также мыльницы, вёдра, пакеты и другие хозяйственные принадлежности. 
Скрин из сайта goszakup.gov.kz
Скриншот из сайта goszakup.gov.kz

Договор с поставщиком был заключён на год. Выходит, что ежемесячно на учащихся и персонал школы приходится по 250 штук туалетной бумаги. Более того, если учитывать, что детей в каникулярное время нет в школе, то средств гигиены должно хватать на всех. Но их выставляют только в момент визита ревизора.

«За время работы нашего проекта Toile, мы убедились, что прятать бумагу и мыло на складах и доставать их оттуда по большим «праздникам» вроде приезда комиссии – повсеместная практика. Думаю, поэтому вся общественность на стороне ученицы из Актау – мы все понимаем, что в госучреждениях часто экономят на базовом комфорте детей», – говорит Дия Батенова.

Каков портрет усреднённого туалета в казахстанской школе?

Основательницы Toile в разговоре с корреспондентом Orda.kz отметили, что за год работы проекта выявили несколько схожих проблем, которые создают усреднённый портрет казахстанских школьных туалетов. 

«Казахстанские школы стали закрытыми учреждениями, с которыми невозможно выстроить коммуникацию и запросить данные о состоянии туалетов. А картина во многих из них удручающая. В городской школе это унитазы, стоящие в ряд. В лучшем случае между ними будет перегородка, дверей с замком нет или же замки вырваны. Обычно унитазы подтекают, сиденья сломаны. В туалетной комнате будут две-три раковины, но не будет зеркала, сушилки для рук, мыла. В сёлах это, как правило, уличные туалеты с дыркой в земле – грязные, холодные и без умывальников», – говорит Дия Батенова. 

Согласно закону об образовании «ответственность за создание здоровых и безопасных условий обучения и воспитания в организациях образования возлагается на их руководителей». То есть ответственность за состояние туалетов несёт директор школы. 

Это значит, что учащиеся и их родители могут самостоятельно обратиться к школьному главе письменно через канцелярию. После чего заявитель вправе обжаловать полученный ответ (или его отсутствие ответа, а также другие формы бездействия) в управлении образования.

«В некоторых школах сложилась обстановка – дети не хотели присылать фотографии. Они считают, что это позор для школы, хотя это показатель плохих менеджерских качеств директора. Мы видели плохие туалеты в Алматы, Шымкенте и Астане, но хорошие – в Арысе. Это зависит не от размера города или его бюджета, а от того, какие приоритеты выбирает руководство конкретного образовательного учреждения», – поясняет Батенова.

В школах Казахстана всё ещё есть уличные туалеты

В 2019 году казахстанскую общественность шокировала история изнасилования семиклассницы в школьном уличном туалете в Таразе. В СМИ сообщалось, что в здании учебного заведения функционировал всего один внутренний туалет, который чаще всего был закрыт. Поэтому дети были вынуждены бегать в уличный. Доступ к нему при этом имели все прохожие. 

Преступление вызвало широкий общественный резонанс. Акима Тараза Кайрата Досаева  освободили от должности. Должностей лишились также начальники областного и городского отделов образования, директор школы, во дворе которой произошёл инцидент. Президент Касым-Жомарт Токаев объявил замечание акиму Жамбылской области Аскару Мырзахметову.

В том году члены межведомственной комиссии по защите прав детей заявили, что в Казахстане действуют 2 352 школы с уличными туалетами (на то время это составляло одну треть всех школ страны). Наибольшее число было зафиксировано:

  • в Туркестанской области – 541 школа (60% от общего числа школ в регионе);
  • в Жамбылской области – 264 школы (59,7%);
  • в Алматинской области – 415 школ (54,6%).

После инцидента в таразской школе бывший министр образования и науки Асхат Аймагамбетов дал поручение до 2021 года полностью ликвидировать дворовые школьные туалеты и обустроить их в учебных заведениях. 

Но по сей день в Казахстане дети продолжают справлять нужду в уличных туалетах. 

«На сегодня, согласно информации местных исполнительных органов, надворные санитарные узлы сохранились только в 10 школах Туркестанской области. До конца 2023 года эти школы планируют завершить строительство внутренних санитарных узлов. Этот вопрос находится на особом контроле министерства просвещения», – ответили на официальный запрос Orda.kz в Комитете по охране прав детей.

Как стоит расценивать слово «только» перед официальной статистикой – неясно. И может ли это отражать заинтересованность госорганов в завершении строительства внутренних санузлов – тоже. 

Но без ответа остаются два вопроса: не построили ли внутренние туалеты только для галочки и не будут ли они все время закрыты, как в случае с семиклассницей из Тараза.

Читайте также:

Лента новостей

все новости