«ГОК»: нравы казахстанского «бизнеса»

cover

В Алматы прошёл единственный показ всех четырёх эпизодов мини-сериала «ГОК» – уникального для Казахстана проекта. Его цель – вызвать общественный резонанс вокруг ситуации с Обуховским горно-обогатительным комбинатом.

Что за сериал? Несколько короткометражных фильмов, рассказывающих о попытках рейдерского захвата крупного месторождения полезных ископаемых в Северо-Казахстанской области.

Кто в ролях? Жан Байжанбаев, Азиз Бейшеналиев, Дулыга Акмолда, Сергей Уфимцев, Роман Жуков, Еркен Губашев, Еркебулан Дайыров, Гани Кулжанов, Анатолий Креженчуков.

О чём? Группа лиц, включающая в себя местных чиновников, иностранных олигархов и сотрудников правоохранительных органов, предпринимает многократные попытки захватить горно-обогатительный комбинат. Сотрудники комбината во главе с директором с говорящей фамилией Добронравов всеми силами отстаивают предприятие.

Кому и зачем смотреть? Всем, кто планирует строить бизнес в Казахстане. Желание делать это отбивается практически моментально.

Собственно, в чём уникальность проекта «ГОК»? Отечественный кинематограф можно условно поделить на три сегмента: коммерческий (с ним всё понятно), авторский (закрывает нашу потребность кем-нибудь гордиться) и имиджевый (сюда входят картины, которые не смотрит никто, кроме родственников создателей и работников министерства культуры и спорта – и не факт, что добровольно).

Проект Олжаса Баялбаева отличается от всего вышеперечисленного тем, что открывает новый жанр – публицистического кино. Ведь «ГОК» основан не просто на реальных событиях, а на событиях актуальных – конфликт вокруг Обуховского горно-обогатительного комбината всё ещё не закрыт.

И надо отдать должное заказчикам проекта. Привлечь внимание общественности к проблемам конкретного бизнеса посредством веб-сериала – решение, как минимум, креативное и неординарное. Судя по комментариям и количеству просмотров, основная цель достигнута: историей ГОКа заинтересовались даже те, кто понятия не имеет, чем занимаются подобные предприятия.

Но есть ли в этой публицистике собственно кино? Да, есть. Если отвечать развернуто, то кино это всё ещё казахстанское.

«ГОК», несмотря на то, что максимально абстрагируется от привычных отечественному зрителю жанров и заходит на территорию политических триллеров, не избежал типичных для нашего кино штампов. Так, например, никуда не денешься от сцен в банях. Если верить локальным сценаристам, все коварные персонажи реализуют свои самые грязные дела исключительно в парилках, саунах и хамамах. Видимо, здесь заложено символическое отмывание грехов. Но это не точно.

В то же время нельзя не отметить, что сама история написана цельно, сюжетные линии с множеством персонажей доведены до логического завершения, а это в нашем кино случается нечасто.

Кроме того, режиссёр Олжас Баялбаев привлёк к съёмкам проекта крепкий актёрский ансамбль. Нельзя не выделить работы Азиза Бейшеналиева, Романа Жукова и Еркена Губашева, продемонстрировавшего филигранное владение русским матом.

История проекта «ГОК» завершилась на четвёртой картине, но события в реальной жизни Обуховского горно-обогатительного комбината куда интереснее любого фильма, и весьма любопытно, сможет ли кино повлиять на реальность?

Лента новостей

все новости