Фильм «Стальная хватка»: необычная спортивная драма, бьющая под дых

cover

До казахстанского проката добрался новый фильм режиссёра Шона Дёркина «Стальная хватка» – трагическая история рестлинг-династии фон Эрихов. В США он был показан в декабре и сразу попал в списки лучших кинокартин года, но, увы, остался вне проходящего сейчас сезона премий. Слишком уж насыщенным был 2023 год с массой яркого кино во главе с «Оппенгеймером», да и компания-производитель «А24» решила сделать ставку на другие свои проекты.

Видимо, в компании «А24» посчитали «Стальную хватку» менее перспективной и не стали её особо продвигать. Хотя и сама лента, и отличная актёрская работа Зака Эфрона вполне достойны номинаций, в том числе на главную премию – «Оскар».

Творчество канадца Шона Дёркина (он здесь также автор сценария) всегда отличалось своеобразным видением и стилем. Как нишевая парфюмерия – на ценителя, однако если «распробуете» – не оторваться. Вспоминая его предыдущие фильмы – «Марта, Марси Мэй, Марлен» с Элизабет Олсен и Сарой Полсон (история криминальной секты в духе «семьи» Чарльза Мэнсона) и «Гнездо» с Джудом Лоу и Кэрри Кун (о самонадеянном трейдере, бросившем стабильную жизнь в Америке и решившем купить замок в Англии) – легко увидеть сходство со «Стальной хваткой». 

Дёркин рассказывает душераздирающие истории рухнувших надежд, несбывшихся амбиций в мире, из которого словно навсегда ушла радость. Этот мир всегда жесток и подчинён неумолимому Фатуму, и сам режиссёр, кажется, очень страдает, видя его таким.

В этом смысле история реально существовавшего американского семейства рестлеров во главе с основателем Джеком Адкиссоном (в 1950-е, послевоенные годы для эпатажа взявшим себе для ринга образ нациста и псевдоним Фриц фон Эрих), словно ждала именно Дёркина.

У Адкиссона и его глубоко религиозной супруги Дорис родилось шесть сыновей, до старости из них дожил только один, отчего пошла легенда о «проклятии фон Эрихов». Пятеро детей под жёстким диктатом отца тоже стали профессиональными рестлерами. Но ни слава, ни деньги не принесли молодому поколению счастья... Видимо, даже для Дёркина в этой истории оказалось слишком много ужасов и смертей – в фильме у него пять братьев, а доживших до взрослых лет – четверо.

События «Стальной хватки» начинаются в 1970-е годы: два старших брата, Кевин и Дэвид, регулярно выступают на ринге в родном Техасе, у семьи своя промоушн-компания WCCW (World Class Championship Wrestling), и вроде всё идет хорошо. Но Джеку, патриарху тиранического склада, мало. «Мир вечно хочет у нас что-то отнять, а мы должны с ним бороться!» – с такой позицией он безжалостно гоняет сыновей, заставляя их тренироваться буквально с утра до ночи, морально распиная за малейший промах и вешая на них моральным грузом собственную несбывшуюся мечту – стать чемпионом мира. Со временем Джек настаивает на том, чтобы с рестлингом связали свои жизни занимавшийся другим видом спорта Керри и младший Майк, мечтавший стать музыкантом.

Когда-то Джек придумал свой фирменный рестлинг-приём – «стальную хватку». Суть его в том, чтобы в финале боя сжать череп противника пальцами, причинив ужасную боль. 

Тут просматривается довольно прозрачная метафора, вынесенная и в название фильма, – той же стальной хваткой Джек всю жизнь держал и в итоге сломал сыновей.

Также очевидно, что то самое «проклятие фон Эрихов» на самом деле проклятие токсичного, давящего и жестокого родителя, в угоду огромному эго и придуманному противостоянию с миром изломавшему психику и жизни своих детей.

Это первый, очевидный слой фильма. Но, как всегда у Шона Дёркина, есть и следующий – тема тоски и обречённости, невыносимая грусть оттого, что существуют такие отцы и дети, существует мир, где всё это возможно, оттого, что существует сама смерть.

Здесь следует отдать должное отличной сценарной проработке: старший фон Эрих не выглядит одномерным злодеем, его герой прописан, при всей своей деструктивности, объёмно и метко. Мы видим и его искреннюю неспособность увидеть собственное разрушительное начало, и его – пусть кривую – любовь к сыновьям, и боль от их потери. Надо выделить и работу Холта Маккеллани, звезды сериала «Охотник за разумом», – он в этой роли просто замечателен.

Вообще впечатляет весь актёрский состав, свежо и небанально подобранный. На днях получивший «Золотой Глобус» за сериал «Медведь» Джереми Аллен Уайт здесь играет Керри фон Эриха, британский it boy Харрис Дикинсон («Треугольник печали», «Убийство на краю света») – Дэвида фон Эриха, «английская роза» Лили Джеймс органично вписалась в роль техасской уроженки Пэм, жены Кевина фон Эриха.

Последнего Дёркин и решил сделать главным героем, душой фильма. Совершенно потрясающая, неожиданная актёрская работа Зака Эфрона. Он сумел сыграть трагедию Кевина, снова и снова видящего смерти любимых братьев, очень в духе этой киноленты – не шумно, без пафоса, и при этом невероятно пронзительно и глубоко. Можно сказать, что Кевин фон Эрих – alter ego самого режиссёра. Наблюдающий за ужасом и тьмой любящий и страдающий герой с бесконечно грустным взглядом.

В визуальном плане «Стальную хватку» опять-таки можно хвалить и хвалить. Изображение стилизовано под кино 1970-х. Снятая на плёнку зернистая сочная красота – итог второго (после «Гнезда») сотрудничества Дёркина и венгерского оператора Матьяша Эрдели, известного своей работой на оскароносной картине «Сын Саула». Эрдели здесь часто применяет свой фирменный приём: сильный расфокус в эмоционально тяжёлых моментах, передаёт нежелание героев видеть происходящее. Мастерски использует он и крупные планы, нагнетая чувство ужаса, – как во время боёв, так и в драматических сценах. Художественная постановка и монтаж также отлично работают на драматургию. Как и музыка – опять-таки не вычурная и при этом идеально созвучная истории: её написал ещё один канадец, Ричард Рид Перри из культового коллектива Arcade Fire.

«Стальная хватка» – это тихое, сдержанное, стильное, самодостаточное и совершенно лишённое претенциозности кино. При этом оглушающее и оставляющее зрителя с ощущением, словно ударили под дых. Наверное, испытывать такое временами – нужно.

Лента новостей

все новости