Фильм «Орудия»: кассовый ренессанс хоррора

cover

Главная сенсация мирового августовского проката – новый хоррор Зака Креггера «Орудия». В первый же уик-энд лента собрала по миру 70 миллионов долларов, и это при бюджете в 38 млн и строгом рейтинге R (17+), а буквально вчера она пересекла отметку в 100 млн кассовых сборов.

Три года назад режиссёр и сценарист Зак Креггер уже поразил своим «Варваром» – тоже необычным и умным фильмом ужасов. Снятая по голливудским меркам за сущие копейки (4,5 миллиона долларов) первая сольная работа Креггера внезапно собрала тогда в мировом прокате 45 миллионов. После этого за «Орудия» ещё на этапе разработки стали сражаться такие мэйджоры, как Universal Pictures, Netflix и New Line Cinema. Последняя одержала победу за право продакшна, а за дистрибуцию взялись Warner Bros.

Сама завязка сюжета моментально вызывает интерес: история о том, как в маленьком городке в американском штате Пенсильвания однажды посреди ночи семнадцать детей одновременно выбежали из родительских домов и бесследно пропали. Все они учились в одном классе, и лишь один мальчик Алекс избежал такой участи. Пострадала молодая непутёвая Джастин (Джулия Гарнер) – к своему несчастью, классная руководительница пропавших детей. Группу родителей, обвиняющих в случившемся учительницу, возглавляет безутешный отец Арчер (Джош Бролин). Во всё это оказываются вовлечены директор школы Маркус (Бенедикт Вонг), против своей воли увольняющий Джастин, полицейский Пол (Олден Эренрайк), находящийся с девушкой в запутанных отношениях, а также бездомный наркоман Джеймс, вечно пребывающий в поиске дозы…

В «Орудиях» Креггер бесспорно и последовательно развивает темы и стилистику, начатые в «Варваре». По формату обе картины, пожалуй, можно отнести к тому, что западные критики называют Dark Americana – кино, исследующее тёмную, оборотную сторону благополучной Америки. Милые обитатели спальных районов, красивые клумбы, чистенькие одноэтажные домики… А в подвалах (реальных и условных) – зомби, монстры, ведьмы и чёрт знает что. В какой-то момент «Орудия» начинают напоминать этим «Синий бархат» Дэвида Линча – с его спуском из пряничного городка в ад кромешный.

В любом талантливом кино, конечно, всегда есть большее, оно не только локально, но и универсально. Подвалы, чердаки и прочие периферийные дислокации нечисти по распространённой теории в хорроре символизируют наше подсознание и вытесненные туда боль, ужас и травмы. В этом смысле фильмы Креггера, как бы это громко ни прозвучало, пожалуй, самые удачные примеры использования такого тропа после канонического подвала из «Психо» Альфреда Хичкока.

И если в «Варваре» режиссёр фокусировался на ужасе насилия над женщинами и на том, что ничего хорошего оно породить никогда не может, то в «Орудиях» сдвинул этот фокус на детей. Да, можно с малых лет их ломать, зомбировать, делать из них послушные инструменты своей воли. И они таковыми станут – но не только для вас, они станут такими вообще. И в какой-то момент найдётся кто-то другой, кто сможет ими манипулировать более тонко и умело – и орудие окажется направленным уже на вас.

Говоря более широко, в современном мире со всем творящимся в нём сейчас, пожалуй, никогда ещё не было так актуально кино, явно восстающее против промывания мозгов, зомбирования, управления чужой волей.

В целом, и в драматургии, и в режиссуре Креггера сохраняется его фирменный утробно-реалистичный стиль, нерв настоящей ежедневной жизни, и это удивительным образом органично ложится на самую фееричную фантастическую жуть, которая только приходит ему в голову.

В визуальном смысле «Орудия» выглядят более «причёсанными» и стилистически проработанными, в сравнении с «Варваром» – тут, бесспорно, сказалось влияние Дэвида Финчера, очень вовлечённо, по словам Креггера, его консультировавшего на стадии постпродакшна. Оператором здесь выступил Ларкин Сайпл, до этого сотрудничавший с режиссёрским дуэтом Дэниелы над картинами «Человек – швейцарский нож» и «Всё, везде и сразу». Однако в плане визуального решения «Орудия» больше напоминают менее известную, но безумно интересную ленту «В этом мире я больше не чувствую себя как дома» Мэйкона Блэра, тоже снятую Сайплом.

Хочется отметить и отличный, безумно харизматичный актёрский состав. Интересно, что поначалу были задействованы вообще другие исполнители – планы спутала забастовка 2023 года, на время которой съёмки остановились, и артисты успели разбрестись по другим проектам. Первоначально в фильме должны были сняться Педро Паскаль, Ренате Рейнсве, Брайан Тайри Генри и Том Бёрк – их роли в итоге исполнили Джош Бролин, Джулия Гарнер, Бенедикт Вонг и Олден Эренрайк, соответственно. Единственный, кто остался, – Остин Абрамс в неподражаемой роли наркомана Джеймса.

Получилось наверняка к лучшему – выделить хочется абсолютно всех. И в особенности Гарнер – пожалуй, самую талантливую и небанальную актрису своего поколения рожденных в 1990-е. Взлетевшая вместе с успехом культового сериала «Озарк» она выстроила одну из самых интересных карьер в нынешнем Голливуде: за последние годы мы видели её в «Маньяке» Кэри Фукунаги, «Изобретая Анну» Шонды Раймс, «Квартире 7А» (приквеле «Ребёнка Розмари») и совсем недавно – в «Фантастической четвёрке». Радует, что фильмографию пополнили «Орудия».

Помимо 100 млн сборов, фильм бурно обсуждают – у него 95% на Rotten Tomatoes и 7,9 на IMDb; вместе с «Грешниками» Райана Куглера его называют ренессансом хоррора, способного зарабатывать деньги. Ну, а кадр с бегущим Бенедиктом Вонгом уже стал мемом.

У Креггера же масса планов, в разработке сейчас сразу четыре проекта: готов сценарий по вселенной DC, намечен перезапуск франшизы «Обитель зла», а ещё не имеющий пока названия научно-фантастический фильм и… сиквел «Орудий»!

Лента новостей

все новости