Фильм «Грешники»: чёрный хоррор-вестерн, как главное событие киногода

cover

Хоррор Райана Куглера чем дольше идёт в мировом прокате, тем больше создаёт шумихи вокруг себя. «Грешников» успели вознести и пресса, и зрители – какое-то время после премьеры фильм держал поразительный рейтинг 100% на сайте Rotten Tomatoes; и даже сейчас, в конце третьей недели в кинотеатрах, он сохраняет рейтинг в 98% у критиков и 97% у зрителей, заработав более 237 млн долларов. Это выдающийся показатель для хоррора с рейтингом R (17+)!

Суперусловия для Куглера

Предыстория картины не менее интересна. «Грешники» – авторский проект «оскаровского» номинанта Райана Куглера, известного, прежде всего, по франшизе «Чёрная пантера». Для своего нового фильма он написал сценарий и выступил режиссёром. Голливудские мэйджоры начали сражаться за проект ещё на этапе разработки, но пыл многих поубавили радикальные условия, выставленные Куглером: право на финальный монтаж картины (читай – креативный контроль), так называемый first-dollar gross (практика в киноиндустрии, когда режиссёр или актёр получает процент от кассового дохода с первого же дня выхода фильма в прокат, не дожидаясь, пока студия получит прибыль). 

Оба условия всегда были привилегией исключительно голливудской суперэлиты вроде Тома Круза или Кристофера Нолана. Тем не менее студия Warner Bros. сказала Куглеру «Да».

А потом они пошли ещё дальше и согласились на совсем небывальщину: по истечении 25 лет с премьеры права на «Грешников» полностью перейдут Райану.

Аллюзии на классику

Место действия картины – маленький городок в штате Миссисипи. Главные герои – чернокожие братья-близнецы Мур, по прозвищу Дым и Пепел (роскошная двойная роль любимца режиссёра Майкла Б. Джордана), прошедшие и окопы Первой Мировой войны, и опасные приключения в Чикаго, где они работали с Алем Капоне. Теперь, когда у них есть деньги, братья намерены открыть в родном местечке джук-джойнт – нечто вроде сельского клуба с алкоголем, танцами и только для чёрных. У Дыма и Пепла дома обнаруживаются любовь и нерешенные проблемы с прежних времен, а на горизонте вдруг появляются… вампиры.

По форме, это в первую очередь динамичный телесный хоррор, отсылающий к культу худу и прочим мистическим верованиям «чёрной культуры». 

Можно записать «Грешников» и в американскую южную готику, также по касательной он вызывает в памяти и ленты о Великой депрессии и «врагах общества» вроде Джона Диллинджера и Аля Капоне.

В полную силу раскрывается здесь и тема системного расизма с реальностью в виде Ку-клукс-клана и судов Линча. Несмотря на то, что время повествования – 1930-е, а рабство в США отменили в 1865-м, на Юге вовсю процветают эти ужасы.

При просмотре на ум приходит масса всего: и «Миссисипи в огне» с «Сердцем ангела» Алана Паркера, и «Чёрный клановец» Спайка Ли, и – куда же деваться – «Унесённые ветром». Хотя, наверное, и Куглера, и Джордана, да и любого темнокожего американца покоробила бы параллель с последней картиной.

Но самое удивительное – периодически «Грешники» напоминают даже вестерн-классику Джона Форда (при всей, казалось бы, полярности месседжей) – общим ощущением причастности к Большой Американской Истории.

Мощное чёрное кино

Все знают, как хорош дважды обладатель «Оскара» композитор Людвиг Йоранссон (первый – за музыку к «Чёрной пантере», второй – к «Оппенгеймеру»), но именно в «Грешниках» маэстро развернулся с невиданной мощью. Саундтрек потрясает и, учитывая, какое большое место уделяется в фильме музыке как архетипичному культурному коду чёрной расы, попадает в точку. Удивительно, как композитор скандинавского происхождения сумел написать настолько «чёрную» музыку, метко соединив присущую ему эпичность с этническим колоритом.

Сам же Райан Куглер излил на экране всё наболевшее и нутряное – и своё собственное, и своего народа. «Грешники» – настоящее, большое, мощное «чёрное» кино, и это тот случай, когда нужно постоянно упоминать об этом, говоря о фильме. 

«Грешники» – картина чёрного режиссёра, воспевающего свою расу, гордящегося ею и одновременно проживающего историческую коллективную боль.

Новая лента логично продолжает тему, поднимаемую Райаном во всей его фильмографии: начиная с камерной «Станции Фрутвейл», продолжая в экшне «Крид» и, разумеется, в супермасштабной «Чёрной пантере». Интересно, что путь, когда-то начатый на инди-фестивале «Санденс» и продолжившийся в блеске и гламуре «Оскара», теперь привёл Куглера к миксу того и другого. Он, возможно, не такой эстет, как Джордан Пил; очевидно более мэйнстримный, понятный широкому зрителю режиссёр. Однако, смотря «Грешников», трудно не проводить параллели между двумя мэтрами современного кинематографа. Неявный, утончённый пострасизм, культурная аппроприация, эксплуатация – все эти темы поднимал в своё время и Пил в хорроре «Прочь!» 

А вампиры в «Грешниках» – кто они? Легко решить, что, раз главный из них – белый ирландец, первыми жертвами-последователями которого становятся вчерашние куклуксклановцы, то и вампиризм – прямая, в лоб метафора реднек-расизма. Но Куглер показывает нам, что всё намного тоньше и сложнее.

«Ну что вы, мы не расисты! Мы – за равенство!» – возмущенно говорит глава вампиров Реммик. Больше всегоон  хочет обратить персонажа по прозвищу Проповедник, так как тот гениальный музыкант. «Я хочу быстрее узнать твои песни», – говорит ему провинциальный Дракула, ведь вампиры, пробуя чью-то кровь, поглощают и все таланты и знания жертвы. А соблазняет Реммик недоверчивых чернокожих героев… ярко блестящими слитками золота. Кто же они: эти монстры новой формации, которым быть расистами уже невыгодно? Можно стать другом угнетаемых меньшинств, поглотить всё, что в них есть ценного, и это поможет привлекать новые ресурсы и деньги.

Лента новостей

все новости