Фильм «Научи меня жить»: свежее блюдо в комедийном меню

cover

В прокате идёт новый фильм Акана Сатаева, и это – внезапно комедия. Что ещё более неожиданно для режиссёра, всегда снимавшего исторические эпики и криминальные драмы, комедия неплохая и наполненная актуальным юмором. «Научи меня жить» в первую очередь выделяется тем, что рассказывает не про очередной побег из аула и обратно, не про свадебный той и не про войны енешек и келинок. Здесь даже – представьте себе! – не снимается Рамазан Амантай.

Комедия «Научи меня жить», трейлер которой был представлен на Евразийском кинорынке, это первый опыт сотрудничества Сатаева с компанией Tiger Films, что само по себе любопытно, так как появившееся несколько лет назад продакшн-ответвление кинотеатральной сети «Кинопарк» фокусируется на производстве народных комедий.

И во время просмотра вдруг делаешь открытие, что у Акана Сатаева, написавшего сценарий совместно с Альмирой Турсын, а также сыгравшего здесь одну из главных ролей, оказывается, неплохое чувство юмора – к тому же приятно вписанное в современность. В «Научи меня жить» если и есть морализаторство, то нескучное и жизнеутверждающее – на голливудский манер. Здесь нет ценностного примитивизма в духе чуть ли не XIX века, кoим грешат многие наши комедии, и это сразу же добавляет миллион баллов в копилку фильма.

…Жизнь олигарха Марата Амуровича (Сатаев) «из списка Forbes» в какой-то момент пересекается с судьбой студента Дархана, подрабатывающего официантом в лакшери-ресторане. В один из развесёлых вечеров у перепившего «форбчанина» случается приступ удушья, и его спасает оказавшийся рядом Дархан. Придя в себя, Марат Амурович в знак благодарности предлагает спасителю крупную сумму денег, но тот отказывается, а вместо этого просит «научить его жить».

Потом начинается довольно забавное, нестандартное buddy movie с двумя максимально разными по стилю, возрасту и ценностям героями, которые вдруг, в силу своей договорённости становятся неразлучными.

Молодой актёр Еркебулан Токтар в роли Дархана, фильм, конечно, не портит, и, наверное, таким тут и должен быть, однако главная харизматичная звезда «Научи меня жить» – это, бесспорно, Акан Сатаев. 

Когда-то совсем молодым снявшийся в картинах «Жизнеописание юного аккордеониста» и «Аллажар», Сатаев затем переключился исключительно на режиссуру и продюсирование, хотя, возможно, зря он так надолго оставлял актёрское поприще.

Его Марат Амурович – это удачно прописанный и, в целом, отлично сыгранный enfant terrible, в котором узнаваемые по поведению некоторых реальных олигархов неприятные черты переплетаются и с чувством юмора, и с человеческим обаянием, делая героя объёмным и живым. Периодически он становится чуть более темпераментным, чем надо, однако всё же не превращается в карикатуру, как, например, в своё время герой Жана Байжанбаева в «Рэкетире 2». Его постоянные по-настоящему смешные шутки, причём тематически перекликающиеся с реалиями, розыгрыши над подчинёнными, замашки ловеласа и любителя вечеринок, вся эта палитра, с помощью которой Сатаев создал своего героя, – бесспорная удача фильма.

Следующий большой плюс: «Научи меня жить» – на 100 % урбанистическая комедия, где всё действие происходит в городе, с проблемами, занятиями и мыслями, свойственными местным жителям. При переизбытке комедий, построенных на конфликте аульского и городского менталитетов, – это свежо и порой удивительно своим бесстрашием. Юмор по поводу секса, денег, ЛГБТ (причём не гомофобный) в наших реалиях, когда запрещают даже мультфильмы, воспринимается как смелость и актуальность.

В «Научи меня жить» довольно качественный глянцевый визуал, пусть и не выдающаяся, но неплохая работа актёрского состава – насколько это возможно при доминирующем персонаже Сатаева. Немного удивляет появление таких состоявшихся артистов, как Гульназ Жоланова и Ержан Джаманкулов, на ролях третьего-четвёртого планов, но, возможно, слишком велико было желание поучаствовать в проекте.

Сценарный тандем Сатаев – Турсын, в отличие от их предыдущего сотрудничества в картине «Боксёр», на этот раз сработал удачнее, и отдельный респект за финальный твист. 

Так, может, весёлая комедия, не придавленная фигурами исторических или современных знаковых личностей, снятая частной компанией без обязательств перед госструктурами, – это именно то, где Сатаев и его команда способны по-настоящему развернуться?

И теперь интересно посмотреть в 2024 году ещё одну комедию – «Моя половина». На Евразийском кинорынке Сатаев говорил, что это не предел, и он планирует продолжать сотрудничество с Tiger Films. Кто знает, а вдруг именно Акан Сатаев – притом что никто этого особо не ждал – сможет наконец спасти наш кинематограф, как недавно выразился коллега Карим Кадырбаев, от «комедийного удушья»?

Лента новостей

все новости