Фильм «Қызыл Дамбал»: недоразумение алого цвета

cover

Женская месть может быть порой не только страшна, но и до нелепости смешна. В том случае, когда сами авторы кинокартины не совсем понимают, что вообще они сняли, а самое главное – для чего?

Что за фильм? Старомодный трагифарс, который очень хочет казаться актуальным, но тонет под гнётом несмешных сельских анекдотов.

Кто в ролях? Диана Султангазина, Гульмира Хасанова, Ержан Джаманкулов, Салим Балгазин.

О чём? Группа женщин, пострадавших от домогательств на работе, бытового насилия, похищения и насильственной выдачи замуж, решает объединиться и отомстить обидчикам, выбрав в качестве своеобразного символа своего движения… штаны, сшитые из десятиметрового отреза кумачовой ткани.

Кому и зачем смотреть? Сложно представить себе хотя бы одного здравомыслящего человека, которому можно порекомендовать подобное, с позволения сказать, кино. 

Некоторые художники со временем теряют актуальность. Иногда теряют навсегда. К таковым, кажется, стоит отнести представителя «Казахской новой волны» Амира Каракулова.

Пятнадцать лет назад он снял морально устаревшую мелодраму «Виртуальная любовь», и вот – та же история. Фильм «Қызыл Дамбал» очень хочет высказаться на актуальную тему угнетения женщин в Казахстане, но делает это так неуклюже и прямолинейно, что даже самый лояльный кринжометр начинает зашкаливать.

Тут хочется провести параллель с вышедшим прошлой осенью фильмом «Жауап бер», который тоже был высказыванием на тему. Но если проект Баян Алагузовой потонул во многом из-за тяги продюсера к нарочитой глянцевости, то картина Амира Каракулова и его сорежиссёра Асылкан Алишеровой стремится на дно, напротив, пытаясь быть максимально народной.

В прологе нам показывают молодую учительницу, на которую пускает слюни похотливый директор школы (эпизод сильно напоминает пародию на плохо слепленные фильмы для взрослых российского производства начала 2000-х за авторством Сергея Прянишникова – если вы это не видели, вам очень повезло). Далее директор распускает руки и зрителю дают понять, что случилось преступление на сексуальной почве.

Затем мы знакомимся с двумя главными героинями – Асель и её старшей сестрой. Довольно быстро обе умудряются выйти из-под гнёта мужей-тиранов, но тут же на их глазах похищают соседку. 

До этого момента «Қызыл Дамбал» худо-бедно старается быть остросоциальной драмой. Да, плохо поставленной, да не ахти как сыгранной, но всё-таки жанровую стройность держащей.

А дальше – такое ощущение, что сценарист выбежал спасать свежевыстиранное бельё, поглощаемое крупным рогатым скотом, а его место занял сначала кот Матроскин, потом пёс Шарик, затем ChatGPT, тут же свои черновики набросала региональная команда КВН, а над всеми ними стояли активистки феминистических организаций и напоминали, что мы тут, вообще-то, кино о проблемах женщин в Казахстане делаем!

Первый раз стрелка кринжометра зашкалила, когда две главные героини под какой-то советский мультяшный саундтрек похищают только что похищенную соседку. И хочется проникнуться к героиням симпатией, но не получается. Потому что авторы то и дело вкидывают комические вставки. То главный злодей в исполнении Ержана Джаманкулова, чтобы отомстить жене, подкидывает ей в сарай украденную у персонажей фильма «Любовь и голуби» корову. То упитанная невеста втаскивает тщедушному жениху вымазанной в муке пятернёй. То есть, и героини ничего героического не делают, и злодеи настолько жалкие, что никаких эмоций, кроме раздражения, не вызывают.

Впрочем, всё это ещё как-то можно было бы простить. 

Ну, потеряли авторы связь с реальностью – с кем не бывает. Если бы не абсолютно чудовищная сцена свидания Асель с влюблённым в неё участковым. Даже Испания отреклась от этого эпизода, заявив, что это не её стыд.

Прекрасный театральный актёр Салим Балгазин в данном карнавале безумия произносит настолько тупую шутку про хот-дог (дважды!), что хочется выбежать из зала.

Не секрет, что казахстанское кино переживает своеобразную эпоху возрождения, изобретая новый киноязык или создавая кассовые рекорды. «Қызыл Дамбал», в какой-то мере, тоже новаторское кино. Это первый отечественный фильм, снятый в жанре «кинонедоразумение».

Лента новостей

все новости