Фильм «Эвакуация»: пронзительный киноэтюд о войне

Ещё накануне Дня Победы в Алматы прошёл закрытый показ новой картины режиссёра Фархата Шарипова «Эвакуация», которая в прокат выйдет почему-то аж 19 июня. Сразу подумалось, что попади она в кинотеатры сразу – было бы гораздо лучше. И в силу тематики – эвакуации гражданского населения и разных учреждений во время Второй Мировой войны, и общего гуманистического посыла. Очень хочется, чтобы в течение оставшегося до релиза времени «Эвакуация» получила маркетинговую поддержку, и потенциальные зрители узнали о ней.
Краткий экскурс в исторический контекст происходящего в фильме: после начала войны с захватом части европейской территории СССР Германией, ЦК ВКП (б) и СНК СССР приняли постановление «О порядке вывоза и размещения людских контингентов и ценного имущества». В итоге на тыловой территории Казахской ССР было создано 12 эвакуационных пунктов, куда прибывали эшелоны из прифронтовых районов – перевозились предприятия, научные учреждения, вузы и, конечно же, люди. Называются разные цифры – от 1,5 до 2 миллионов. В любом случае, огромное количество.
Структурно «Эвакуация» разделена на две половины, которые лаконично называются «Часть первая» и «Часть вторая». Драматургия и визульное решение под стать – при невычурности и сдержанности они точно и безошибочно работают на создание атмосферы аутентичной, пропитанной экзистенциальной грустью. За сценарий отвечал, по традиции, сам Шарипов, а визуально картину помогали создавать его постоянный оператор Александр Плотников и художник-постановщик Сабит Курманбеков (замечательно сыгравший, кстати, в «Солдате любви» отца главного героя).
Выбор чёрно-белого изображения в формате 4:3 сознателен и роднит картину с кинохроникой военных лет. Предельно субъективная и, как всегда, «дышащая» камера Плотникова мастерски запечатлела всю ту невероятную работу по воссозданию эпохи, которую проделал со своим департаментом Курманбеков.
Получилось ощущение присутствия в моменте из прошлого, которого так не хватает порой нашим историческим картинам с бюджетами в десятки раз больше.
Несмотря на внушительную массовку и полное ощущение морока и хаоса войны, история, лежащая в основе «Эвакуации», тем не менее, очень камерная, очень частная, очень человеческая.
Главная героиня Наташа (актриса Наталья Витмер) по дороге из Ленинграда в Алма-Ату в отчаянных попытках достать хоть какую-то еду и одежду отстаёт от поезда, в котором без неё уезжают маленькая дочь Галя (Евдокия Скирта) и все документы. В отчаянной беготне и панике её путь пересекается с ещё одним отставшим пассажиром – Людвигом (Виталий Багрянцев), известным музыкантом и в прошлой, довоенной жизни солистом Государственного духового оркестра СССР…
Сам Фархат рассказал, что изначально деление на две части не было прописано в сценарии, а возникло спонтанно, уже на стадии монтажа. И действительно, материал словно сам диктует подобную структуру.
Первая часть – взгляд со стороны тех, кого эвакуируют, людей, потерявших дом: в движении, на ходу, в поездах. Часть вторая – уже казахстанская: статика, крыша над головой, взгляд стороны принимающей.
До некоторой степени привыкшее к трёхактной структуре мышление невольно ждёт некоего слияния – части третьей. Однако и двухчастная абсолютно имеет право на существование.
«Эвакуация» – не большое полотно, а скорее этюд (в значении экспрессивного самостоятельного произведения), и, когда он сделан талантливо – это схваченный в моменте пронзительный, правдивый срез реальности.
Больше всего удивляет, что «Эвакуация» – кажется, единственный наш фильм-долгострой (а он шёл к зрителю семь лет – съёмки начались ещё в 2018-м), который получился хорошим. Обычно такой тернистый путь, связанный с самыми разными причинами (от пандемии до нехватки бюджета), не выдерживает почти никто, соскользнув по наклонной компромиссов или бесконечных переделок в ущерб фильму. И здесь отмечу феномен Фархата Шарипова, за долгие годы препятствий сохранившего верность своему художественному видению.
P.S. Проговорю ещё несколько мыслей, пришедших на ум после просмотра «Эвакуации».
- В плане кинопараллелей она вызывает в памяти картину Константина Лопушанского «Соло» – пронзительную чёрно-белую ленту об ужасе войны и величии человеческого духа.
- Приятно увидеть, как впервые после «Тренинга личностного роста» сотрудничают Фархат Шарипов и актёр Дулыга Акмолда, и надеюсь, не последний раз.
- И ещё одна большая надежда – что однажды мы всё-таки увидим картину о ЦОКСе, которую изначально хотел снять Шарипов (помешала нехватка бюджета). О невероятном периоде, когда в рамках той же эвакуации во время войны Алматинская киностудия слилась с эвакуированными «Мосфильмом» и «Ленфильмом» и стала Центральной объединённой киностудией художественных фильмов, где снимали легенды вроде Сергея Эйзенштейна и Михаила Ромма. Шарипов и его команда блестяще показали, что могут снимать нашу историю – так почему бы и нет?
Лента новостей
- «Отобрали паспорт»: гость из Молдовы сначала возмутился тем, как его встретили в Казахстане, а затем извинился
- «Тюбетейка на члене»: казахстанцы массово «отменяют» участников юмористического шоу на YouTube
- Студенты колледжа отравились хот-догами в Талдыкоргане
- Любительница хеви-метала: кто такая Санаэ Такаити — первая женщина у власти в Японии
- «Не трогай, это для гостей» — получать помощь в элитных клиниках будут иностранцы
- ЛГБТ-активиста похитили в Алматы и увезли в военкомат
- Нурсултан Назарбаев был замечен в музее первого президента
- «Я бы жизнь братика оценила в миллиарды»: в суде началась апелляция по делу о пожаре в Almaty Hostel
- Казахстанские банки будут платить налоги по новой схеме
- На 17 млн тенге обчистили молодёжный центр в Северо-Казахстанской области
- Кайрат Сатыбалды дал ас в память о матери
- Руководитель «Азаттыка» сообщил о новой атаке на редакцию
- Исторический момент: Азербайджан открыл транзит в Армению через 30 с лишним лет
- Пьяная пассажирка напала на экипаж рейса Астана — Новосибирск
- «Сегодня за решётку сажают невиновного человека»: французы проводили Саркози в тюрьму
- После скандала с детдомом в Баганашыле экс-глава управления образования сменила профиль работы
- Тариф на газ хотят повысить в три раза после окончания моратория
- Депутат незаконно охотился за краснокнижными птицами в нацпарке «Алтын-Эмель»
- Грузов будет в три раза больше: Токаеву и Алиеву рассказали о развитии Срединного коридора
- Три казахстанских региона теряют молодёжь