Фильм «Эвакуация»: пронзительный киноэтюд о войне

cover

Ещё накануне Дня Победы в Алматы прошёл закрытый показ новой картины режиссёра Фархата Шарипова «Эвакуация», которая в прокат выйдет почему-то аж 19 июня. Сразу подумалось, что попади она в кинотеатры сразу – было бы гораздо лучше. И в силу тематики – эвакуации гражданского населения и разных учреждений во время Второй Мировой войны, и общего гуманистического посыла. Очень хочется, чтобы в течение оставшегося до релиза времени «Эвакуация» получила маркетинговую поддержку, и потенциальные зрители узнали о ней.

Краткий экскурс в исторический контекст происходящего в фильме: после начала войны с захватом части европейской территории СССР Германией, ЦК ВКП (б) и СНК СССР приняли постановление «О порядке вывоза и размещения людских контингентов и ценного имущества». В итоге на тыловой территории Казахской ССР было создано 12 эвакуационных пунктов, куда прибывали эшелоны из прифронтовых районов – перевозились предприятия, научные учреждения, вузы и, конечно же, люди. Называются разные цифры – от 1,5 до 2 миллионов. В любом случае, огромное количество.

Структурно «Эвакуация» разделена на две половины, которые лаконично называются «Часть первая» и «Часть вторая». Драматургия и визульное решение под стать – при невычурности и сдержанности они точно и безошибочно работают на создание атмосферы аутентичной, пропитанной экзистенциальной грустью. За сценарий отвечал, по традиции, сам Шарипов, а визуально картину помогали создавать его постоянный оператор Александр Плотников и художник-постановщик Сабит Курманбеков (замечательно сыгравший, кстати, в «Солдате любви» отца главного героя).

Выбор чёрно-белого изображения в формате 4:3 сознателен и роднит картину с кинохроникой военных лет. Предельно субъективная и, как всегда, «дышащая» камера Плотникова мастерски запечатлела всю ту невероятную работу по воссозданию эпохи, которую проделал со своим департаментом Курманбеков.

Получилось ощущение присутствия в моменте из прошлого, которого так не хватает порой нашим историческим картинам с бюджетами в десятки раз больше.

Несмотря на внушительную массовку и полное ощущение морока и хаоса войны, история, лежащая в основе «Эвакуации», тем не менее, очень камерная, очень частная, очень человеческая.

Главная героиня Наташа (актриса Наталья Витмер) по дороге из Ленинграда в Алма-Ату в отчаянных попытках достать хоть какую-то еду и одежду отстаёт от поезда, в котором без неё уезжают маленькая дочь Галя (Евдокия Скирта) и все документы. В отчаянной беготне и панике её путь пересекается с ещё одним отставшим пассажиром – Людвигом (Виталий Багрянцев), известным музыкантом и в прошлой, довоенной жизни солистом Государственного духового оркестра СССР…

Сам Фархат рассказал, что изначально деление на две части не было прописано в сценарии, а возникло спонтанно, уже на стадии монтажа. И действительно, материал словно сам диктует подобную структуру. 

Первая часть – взгляд со стороны тех, кого эвакуируют, людей, потерявших дом: в движении, на ходу, в поездах. Часть вторая – уже казахстанская: статика, крыша над головой, взгляд стороны принимающей.

До некоторой степени привыкшее к трёхактной структуре мышление невольно ждёт некоего слияния – части третьей. Однако и двухчастная абсолютно имеет право на существование.

«Эвакуация» – не большое полотно, а скорее этюд (в значении экспрессивного самостоятельного произведения), и, когда он сделан талантливо – это схваченный в моменте пронзительный, правдивый срез реальности.

Больше всего удивляет, что «Эвакуация» – кажется, единственный наш фильм-долгострой (а он шёл к зрителю семь лет – съёмки начались ещё в 2018-м), который получился хорошим. Обычно такой тернистый путь, связанный с самыми разными причинами (от пандемии до нехватки бюджета), не выдерживает почти никто, соскользнув по наклонной компромиссов или бесконечных переделок в ущерб фильму. И здесь отмечу феномен Фархата Шарипова, за долгие годы препятствий сохранившего верность своему художественному видению.

P.S. Проговорю ещё несколько мыслей, пришедших на ум после просмотра «Эвакуации».

  • В плане кинопараллелей она вызывает в памяти картину Константина Лопушанского «Соло» – пронзительную чёрно-белую ленту об ужасе войны и величии человеческого духа.
  • Приятно увидеть, как впервые после «Тренинга личностного роста» сотрудничают Фархат Шарипов и актёр Дулыга Акмолда, и надеюсь, не последний раз.
  • И ещё одна большая надежда – что однажды мы всё-таки увидим картину о ЦОКСе, которую изначально хотел снять Шарипов (помешала нехватка бюджета). О невероятном периоде, когда в рамках той же эвакуации во время войны Алматинская киностудия слилась с эвакуированными «Мосфильмом» и «Ленфильмом» и стала Центральной объединённой киностудией художественных фильмов, где снимали легенды вроде Сергея Эйзенштейна и Михаила Ромма. Шарипов и его команда блестяще показали, что могут снимать нашу историю – так почему бы и нет?

Лента новостей

все новости