Фильм «28 лет спустя: Храм костей»: не зомби-фантазия, а наше сейчас

cover

В прокате идёт новая часть культовой зомби-франшизы – «28 лет спустя: Храм костей». И если предыдущие картины – «28 дней спустя» 2002 года и «28 лет спустя» 2025-го – с большим перерывом делали одни и те же авторы-британцы, режиссёр Дэнни Бойл и автор сценария Алекс Гарленд (но не «28 недель спустя» 2007-го), то на этот раз за историю отвечал тот же Гарленд, а вот в режиссёрское кресло села американка Ниа ДаКоста. «Храм костей» подхватывает сюжет ровно там, где завершилась предыдущая лента – «28 лет спустя» Бойла.

12-летний Спайк (Элфи Уильямс) после смерти матери и размолвки с отцом натыкается на банду зловещих юнцов во главе с взрослым лидером Сэром Лордом Джимми Кристалом (Джек О’Коннелл). Спайк вынужден примкнуть к этой пугающей компании, дабы выжить на дикой карантинной территории, кишащей зомби, – когда-то в старом мире, до пандемии вируса ярости, бывшей Великобританией. Банда Кристала отличается звериной жестокостью и, в целом, смахивает на секту: главарь уверяет, что он – сын Дьявола (или «Шутника Ника»), а его подопечные, подростки-садисты, также называют себя Джимми, вне зависимости от пола, и носят блондинистые парики, чтобы быть похожими на самоназванного Антихриста. Мы снова видим доктора Иана Келсона в исполнении Рэйфа Файнса – учёного-гуманиста, который пытается найти вакцину от инфернального вируса, и всё так же является хранителем Храма костей. Правда, теперь он заводит очень неожиданную дружбу с альфа-зомби Самсоном – и кажется, что надежда на исцеление мира как будто есть.

Фильм Ниа Да Коста словно погружается в бездны британского бессознательного: банда Джимми явно отсылает к «Заводному апельсину» Стэнли Кубрика с его «старым добрым ультранасилием». А в персонаже Джека О’Коннелла, помимо перекличек с кубриковским Алексом Деларджем, в глаза бросается ещё одна аллюзия – на печально знаменитого телеведущего сэра Джимми Сэвила, про которого уже после смерти стало известно, что он растлил сотни малолетних детей. Сэвил также отличался платиновой шевелюрой, любовью к спортивным костюмам и числился приятелем нынешнего британского монарха Чарльза III, тогда принца.

Ну и музыка, более чем эффектно звучащая в «Храме костей», вся подчёркнуто британская – Radiohead, Duran Duran и, конечно, Iron Maiden, под песню которых доктор Келсон совершает тот самый незабываемый дэнс-перфоманс.

Понятно, что присутствие сценариста Гарленда и продюсера Бойла могло быть достаточным для понимания такой атмосферы. Но всё же хочется отдать должное и американке Ниа Да Коста, сумевшей безошибочно прочувствовать и передать тот самый британский дух.

В целом, есть ощущение, что Ниа оправилась после не очень удачных фильмов «Кэндимэн» и «Капитан Марвел 2», и теперь идёт по пути нарастающего качества. В прошлом году она порадовала отличной «Геддой», где перенесла сюжет норвежского классика Генрика Ибсена в среду опять-таки английской аристократии 1950-х, а сейчас такая яркая и впечатляющая работа, как «28 лет спустя: Храм костей», нисколько не проигрывающая в сравнении с предыдущими фильмами франшизы за режиссурой Бойла.

Если говорить о глобальном, общечеловеческом посыле фильма, то, кажется, здесь Гарленд дошёл до некой по-настоящему большой идеи. «Шутника не существует. Есть только люди», – произносит Иан Келсон, таким образом, отвергая существование Дьявола и прочих мистических сил, на которых многие в минуты отчаяния хотят перевесить ответственность за Зло, пришедшее в мир. И тем самым утверждая, что в ответе за всё, в первую очередь, сам Человек. Даже монстр Джимми Кристал оказывается так и не выросшим ребёнком, когда-то морально изуродованным ужасами, которые он лицезрел. И монстр Самсон тоже был человеком – с жизнью и чувствами.

В плане визуального решения «Храм костей» ощутимо отличается от предыдущего фильма: если «28 лет спустя» оператор-постановщик Энтони Дод Мэнтл снимал буквально на грани фола, с экшн-съёмкой на айфоны, а Бойл разбавил это авангардистскими вставками документальной хроники, то его коллега Шон Бэббит, работавший с ДаКоста, тяготеет к более классическому стилю. Но в то же время его явно не назовёшь и скучным – креативный микс ракурсов, планов и очень уместные God’s eye view (виды сверху).

Актёрских работ тут тоже раздолье: отличный каст, где нет слабых звеньев. Хороши и все ребята из банды Джимми, среди которых выделяется восходящая британская звезда Эрин Келлиман в роли симпатизирующей Спайку героини, сохранившей в себе что-то человеческое. Кстати, в прошлом году актриса удачно засветилась в режиссёрском дебюте Скарлетт Йоханссон «Великая Элеонор». Рэйф Файнс же настолько очевидно наслаждается ролью Келсона и уходит в отрыв, что это само по себе приносит огромное удовольствие.

Но наиболее неподражаем здесь Джек О’Коннелл. В прошлом году он дразнил нас своими эффектными появлениями в «Грешниках» Райана Куглера и тизером роли Джимми Кристала в «28 лет спустя», однако именно в «Храме костей» он наконец разошёлся во всю мощь своего таланта. И если снова вспомнить о «Заводном апельсине», то О’Коннелл, пожалуй, наступает на пятки и самому Малколму Макдауэллу.

Эпизодическое, но эффектное появление персонажа Киллиана Мёрфи и его рассуждения об истории мировых войн – вишенка на торте нового фильма. И более чем прозрачный намек от Гарленда, Бойла и ДаКоста: «Храм костей» – это не просто история про зомби из фантазийной вселенной, это во многом про наше сейчас.

Лента новостей

все новости