Если завтра война. О состоянии казахстанской армии рассказал эксперт

cover Фото предоставлено Министерством обороны РК

В современном мире происходят острейшие социально-экономические конфликты и политические противоречия. Динамично развивается военно-политическая обстановка и качественно изменяется структура и характер угроз для нашего государства. В этой связи значительно повышается роль военной силы для обеспечения политических и экономических интересов государства.

Способен ли Казахстан сегодня развивать свои вооруженные силы и повышать их готовность, чтобы эффективно реагировать на возможные внешние угрозы? На этот вопрос ответил исполнительный директор Ассоциации предприятий ОПК Найзабек Олжабайулы.

Нестабильное состояние в мире и трагические январские события 2022 года, словно лакмусовая бумага, выявили накопившиеся за многие годы недостатки армии Казахстана. При этом, Министерством обороны (МО) РК ранее уже проводился анализ военно-политической ситуации в мире с её минусами и плюсами. Однако весь этот анализ и на бумаге, и на практике осуществлялся по старым советским шаблонам без учета реалий настоящего времени. Невольно складывается впечатление, что в текущий период времени, практически, во всех армейских звеньях управления царит практика создания картины благополучия с целью отвода внимания от фактического состояния боеготовности подчинённых соединений и частей.

Этот тезис как раз и подтвердил в своем выступлении 19 января президент РК Касым- Жомарт Токаев: «Имея в своем распоряжении армию, которая показывала хорошие результаты в ходе командно-штабных и военных учений, мы не смогли воспользоваться ее потенциалом в критической ситуации и были вынуждены прибегнуть к помощи извне».

Первое, на что стоит обратить внимание — это сложившаяся неэффективная система госуправления и принятия решений. За 30-летний период сменилось 11 министров обороны. И всё бы ничего, но каждый последующий министр отвергал все основы строительства Вооруженных Сил своего предшественника, и приступал к совершенствованию армии, исходя из личных умозаключений. В итоге, стратегические планы строительства Вооруженных сил: модернизации, трансформации, оптимизации, перевооружения, концепция строительства и развития ВС так и не были реализованы.

Ситуацию осложняет также и то, что исторически сложившееся тесное военное сотрудничество с северным соседом привело к естественной зависимости военных элит Казахстана от военно-политического руководства России. Казахстанские военнослужащие, получившие образование в российских вузах, невольно перенимают не только достоинства, но и определенные недостатки такой школы, при строительстве Вооруженных Сил у себя в стране.

Проведем небольшой анализ положения дел в Вооруженных Силах РК.

Разведка

Ведущие военные эксперты считают, что современные и будущие войны — это войны разведок и именно разведка является ключом к достижению успеха. Командир 1-й бронетанковой дивизии, задействованной в Ираке, генерал-майор Мартин Дэмпси отмечал: «По существу, здесь, в Багдаде, мы делаем две вещи: мы или боремся за информацию, или ведем борьбу на основе полученной информации».

Для выполнения задач в современном бою требуется комплексное использование всех видов и средств разведки: космической, воздушной, наземной, спецназ, подразделения войсковой разведки, агентурная разведка и т.д.

Опыт боевых действий США в Ираке и Афганистане, РФ в Сирии и в Украине свидетельствует, что без применения БПЛА (беспилотный летательный аппарат – прим. ред.) современные боевые действия практически невозможны. Когда над Карабахом 27 сентября 2020 г. появились израильские и турецкие БПЛА и «умные» боеприпасы самонаведения, а в небе Украины - «Bayraktar», многие военные руководители постсоветского пространства воочию убедились в их высокой эффективности. И дело не в том, что БПЛА является супероружием. В современных условиях боя БПЛА являются жизненно необходимым средством для достижения информационного превосходства и исключения необоснованных потерь. Опыт войны в Украине свидетельствует, что ни одна из противоборствующих сторон не вступает в боевые действия без применения БПЛА. Причем БПЛА наиболее широко используются в низшем звене (отделение - взвод).

Зная, каким мизерным количеством БПЛА оснащены ВС РК, не исключается, что в случае возникновения угрозы, Казахстану по аналогии с РФ придется массово скупать находящиеся в свободной продаже китайские квадрокоптеры для восполнения образовавшейся ниши.

Автоматизированная система управления войсками.

Вместе с тем, комплексное применение всех сил и средств разведки ведет к лавинообразному росту потока информации, что влечет за собой необходимость автоматизации процессов сбора, обработки и доведения информации до лиц, принимающих решение, как в вертикальной, так и горизонтальной плоскости.

К сожалению, руководство МО РК до настоящего времени не продвинулось в решении данного вопроса ни на шаг. Свидетельством тому АСУ Сил воздушной обороны, которая на протяжении 11 лет, все еще находится в процессе опытной войсковой эксплуатации (ОВЭ), хотя в соответствии с пунктом 25 «Правил принятия на вооружение Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований РК ВВТ», утвержденных приказом МО РК от 21.01.2015 г. № 30 сроки ОВЭ не должны превышать 1 (один) год. В результате и программное обеспечение, и само, так называемое, железо, без оказания квалифицированной технической поддержки практически исчерпало свой ресурс.

Современное вооружение и военная техника (ВВТ).

На текущий момент времени оснащенность ВС РК современными образцами ВВТ составляет менее 10%, при этом львиная доля новых образцов ВВТ приходится на дорогостоящие Силы воздушной обороны и ВМС. Необходимо отметить, что вооружение частей сил воздушной обороны (СВО) имеют общую линейку, которая позволяет производить ремонт данной техники, почти в любой авиационной части.

В результате непропорционального распределения финансовых средств основа ВС, сухопутные войска, остались практически у разбитого корыта. Процент новых образцов бронетанковой техники составляет менее 5% от общей численности, а артиллерийские и противотанковые системы, а также техника ПВО не обновлялись с момента создания национальных Вооружённых Сил. Войсковое ПВО вообще отсутствует.

Не лучшая картина складывается и с обеспечением боеприпасами. Практически 100% боеприпасов, за исключением единичных номенклатур, 70-х – 80-х годов выпуска прошлого столетия, боевые возможности, которых вызывают глубокие сомнения. Кроме этого, после взрывов на арсеналах Токрау (2001 г.), Арысь (2019 г.) и складе боеприпасов Сарыкемер (2021 г.) невольно возникает вопрос. А с чем же теперь воевать?

Оборонно-промышленный комплекс.

Большой нерешенной проблемой для руководства МО РК является отечественный ОПК. В 2018 директор департамента развития оборонно-промышленного комплекса МОАП РК Марат Карабаев бодро рапортовал: «Одной из важнейших задач, которую успешно реализует созданное два года назад Министерство оборонной и аэрокосмической промышленности РК (МОАП РК), является модернизация оборонных предприятий и систематизация развития отечественного оборонно-промышленного комплекса». В том же материале сообщалось, что «сегодня оборонно-промышленный комплекс Казахстана - это наукоемкая система из более 40 предприятий, которая обеспечивает свыше 8 тысяч рабочих мест. Ядром всего ОПК является созданная в 2003 году национальная компания «Казахстан инжиниринг», объединившая более 20 машиностроительных предприятий».

При этом, несмотря на наличие отечественного ОПК, на деле ведется работа по привлечению иностранных поставщиков и производителей. Такой дисбаланс выглядит наиболее странно, учитывая то, что в условиях жесткой экономической конкуренции в мире, роста международной напряженности и угроз в первую очередь должны учитываться интересы отечественного производителя. Кроме этого, руководством МО РК забыт принцип создания мобилизационных ресурсов. Основой создания запасов ВВТ в мирное время являются предприятия именно отечественного ОПК. Данный принцип присущ как России, так и странам НАТО.

ОПК в мирное время является основным источником подготовки мобилизационного ресурса инженерно-технического состава, а в угрожаемый период источником формирования ремонтных баз и выездных ремонтных бригад. Ярким примером привлечения персонала ОПК к обеспечению боевых действий являются предприятия РФ. Так, практически 100% ремонтных бригад БТТ, развернутых РФ на территории Украины, сформированы за счет «Уралвагонзавода», Челябинского тракторного завода, Омского бронетанкового ремонтного завода и т.д.

Что важнее, «Байрактары» или бизнес-процессы?

Основываясь на выводах сделанных, после январских событий 2022 г., сегодня на наших глазах, происходят реальные изменения, которые могут в позитивном ключе значительно трансформировать ВС РК. Это и реорганизация организационно-штатной структуры Вооруженных Сил, и формирование Командования Сил специальных операций, и пересмотр стратегических планирующих документов.

Чтобы исключить ситуативный подход и поспешность принимаемых мер необходимо кардинально реорганизовать всю систему национальной безопасности РК. А точнее систему управления Вооруженными Силами.

Что первое приобрел Азербайджан у Турции перед Карабахской кампанией?

Вы удивитесь, но это были не «Байрактары», а новые бизнес-процессы. Только перестроив армию по новому образцу, кардинально изменив в ней все ключевые процессы, возможно создать вооруженные силы, способные противостоять современным вызовам и угрозам.

Помимо этого, из конкретных шагов, мы видим необходимым сделать следующее:

1. Реанимировать сокращенный в 2011 году, Комитет начальников штабов (КНШ) МО РК. Это позволит:

- применять все имеющиеся в Республике Казахстан силы и средства по единому замыслу, независимо от ведомственной принадлежности,

- в мирное время организовать по единому замыслу совместную боевую подготовку соединений и частей различной ведомственной принадлежности;

- сформировать единую систему управления, базирующуюся на базе автоматизированных КП (командный пункт) и единой системе связи, единых сигналов управления войсками.

- Привести все силовые структуры и ведомства к единым образцам ВВТ. Что позволит: осуществлять централизованное и долгосрочное планирование процессов закупа и отвода в ремонт;

- значительно сократить затраты на их содержание;

- унифицировать ремонтную базу;

- унифицировать систему подготовки, персонала, непосредственно эксплуатирующего однотипные образцы ВВТ на базе единых учебных центров;

- создать единый мобилизационный ресурс запасов ЗИП (запасные изделия, инструменты и принадлежности) на производственных фондах заводов ОПК;

- создать единую автоматизированную сеть учета и логистики запасов ЗИП и боеприпасов.

2. Закупать перспективные образцы военной техники при обязательном коллегиальном принятии решения всеми руководителями силовых структур и ведомств РК с привлечением представителей предприятий ОПК.

3. Организовать ремонт ВВТ на базе предприятий отечественного ОПК. Прекратить практику формирования ремонтных мастерских по типу гаражных СТО в составе воинских частей, не имеющих ни специального оборудования, ни инструмента.

4. Организовать широкую кооперацию ВУЗов МО РК и отечественного ОПК в разработке НИОКР (Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), а также совершенствование научно-технической и производственной базы для осуществления производства.

5. Организовать максимальную загрузку ОПК как для производства, так и модернизации имеющихся образцов ВВТ.

Повторюсь, плачевное состояние казахстанской армии не заключается в одном лишь отсутствии новейших видов вооружения. Военное ведомство должно быть подвергнуто полной перестройке. Скорее всего подобная трансформация влечет за собой прежде всего изменение культуры менеджмента. Это фундаментальное изменение, с которым невозможно справиться без изменений существующей организационной структуры и систем управления.

Лента новостей

все новости