Если ты шутишь про политику, то это серьёзно: комики Алматы высказались об аресте Александра Меркуля
Арест стендап-комика Александра Меркуля вызвал нешуточную реакцию общественности. Orda.kz писала, как высказались по этому поводу коллеги Меркуля, журналисты и даже политологи. Прочитав комментарии в соцсетях, мы решили пообщаться с комиками вживую, спросить их, как этот случай отразился на их внутреннем мироощущении, настроении, будут ли они пересматривать свои шутки, включат ли самоцензуру, будут ли заглушать мат в видеозаписях и перестанут ли шутить про Жаңа Казахстан. Читайте репортаж нашей журналистки, которая провела вечер в клубе Central Stand Up Almaty.
Атмосфера в клубе была лёгкая и расслабляющая. У входа собрались настроенные на приятный вечер зрители: преобладали компании, состоящие из молодых людей и девушек, но много было и людей постарше. Похоже, арест знаменитого комика стал главной темой разговора для любителей стендапа: везде были слышны бурные обсуждения этого события.
Комики, собравшиеся перед выступлением на летнике возле клуба, не производили впечатление взволнованных людей. Но когда мы пообщались с каждым по отдельности, стало понятно: ситуация повлияла на каждого их них. Многие ребята отказались комментировать арест коллеги, сославшись на то, что им нужно переварить случившееся и понять, как правильно сформулировать мысли, чтобы тоже не попасть под удар. Но нашлись и те, кто открыто высказался.
Стендап-концерт — это не общественное место, а закрытое мероприятие
Актёр Данияр Алшинов уже уверенно влился в стендап-тусовку. Именно он вёл Weekend show и открыл вечер шутками про гонения на комиков в нашей стране. Сказал, что комики у нас люди деловые — как минимум на ближайшие 10 суток их график расписан. Остальные шутки спойлерить не будем, но процитируем комментарий, который дал артист нашей журналистке по поводу ареста Меркуля. Мы спросили Данияра, как лично на него повлияло задержание коллеги.
«Появляется тревожность. Потому что я считаю, что это абсурд — сажать людей в тюрьму за шутки. Во всех демократических странах (а мы являемся демократической страной), где на конституционном уровне закреплена и гарантирована свобода слова, представить, что человека арестуют за шутку, уму непостижимо. Мне не хочется верить, что в моей стране, где я родился и вырос, которую очень люблю, происходят такие вещи. К сожалению, это наша новая реальность. И это становится закономерностью, как мы уже сейчас понимаем. Один случай мы ещё можем списать на случайность, два — ещё не понятно, но три — это уже точно закономерность. Это однозначно делается целенаправленно. Я не знаю, кто за этим стоит. Не знаю, в курсе ли президент страны по поводу таких задержаний. Возможно, это вообще происходит без его ведома: просто кто-то на местах пытается как-то выслужиться перед кем-то. Это мне неизвестно. Не хочу спекулировать на эту тему. Но я знаю: сейчас мы оказались в той стране, в которой сажают за шутки. Насколько всем известно, во все времена шуты могли говорить всё и их за это не казнили. Они всегда были в безопасности, потому что все понимали, что это шуты»,считает артист.
Он надеется, что квалифицированные юристы вступятся за стендап-сообщество и разъяснят неправомерность ареста Меркуля.
«Не нужно замалчивать эту ситуацию. Статья нашей Конституции номер 20 гласит: свобода слова гарантируется. Я всё-таки верю в наш конституционный строй и в то, что главный закон страны имеет значение. Ведь Казахстан — конституционное государство, а не страна, живущая по понятиям».
По поводу нецензурной лексики в стендап-комедии Данияр, несмотря на то что сам её не использует в шутках, разъяснил для тех, кто далёк от жанра, а также для блюстителей чистоты речи: в стендапе мат — не просто норма, порой некоторые шутки без него не работают.
«К матам я отношусь нормально. В моих выступлениях нет матов. Но это не связано со страхом сесть в тюрьму. Я выбрал для себя такой формат: меня мама смотрит, моя апашка, дети. Но я поддерживаю тех людей, которые рассказывают материал с матами, потому что это такой жанр, иногда шутка не работает без этого. И я считаю, 99,9 % зрителей, которые сюда идут, приходят послушать маты. Я сам прихожу вечером на стендап после тяжёлого дня и понимаю, как я тут расслабляюсь. То, чего я не мог сказать в течение дня, общаясь культурно, здесь ребята рассказывают, используя маты, и происходит некая сублимация негативной энергии. Если мы закроем все стендап-клубы, запретим людям шутить, писать песни, то очень быстро лучшие умы, самые прогрессивные люди покинут эту страну. И этого ни в коем случае нельзя допускать», считает он.
К тому же стендап-концерт — не общественное пространство, а закрытое мероприятие. И зритель уже на стадии покупки билетов оповещён, что в выступлении комиков будут матерные слова.
Культура виктимности: никто не хочет, чтобы над ним смеялись
Темирлан Жалдыбаев, комик, креативный директор стендап клуба Central и человек, стоящий у истоков популяризации стендап-комедии в южной столице, считает, что власти нашей страны в своём стремлении обуздать этот свободный жанр далеко не новаторы.
«Жанр комедии из-за того, что он суперсвободный, всегда подвергался остракизму со стороны и властей, и народа. Потому что люди вообще не любят слышать правду про себя ни с каких сторон. Вы можете посмотреть стендапы Билла Хикса, историю жизни Джоржа Карлина — одного из отцов современного стендапа. У них приводов — тьма. Сорванных концертов — тьма. Попыток отмен — тьма. Всегда так было. Здесь важную роль играет формация общества. И в целом стендап-комедия всегда была под пристальным вниманием красно-синих мигалок и всех блюстителей закона. И это нормально. Ненормально другое. Тут больше вопрос к законотворцам и к тому, как государство пытается контролировать, что мы говорим и думаем. Но мы теперь будем создавать прецеденты, как работать с обществом в этом направлении и пытаться что-то делать с нашими законами», заявил комик.
Одна из причин неприятия шуток властями, по мнению Темирлана, — культура виктимности, которая сейчас преобладает в нашем обществе.
«Стендап в современном его понимании зарождался на грани конца культуры достоинства с переходом в культуру виктимности. Юмор остался в культуре достоинства, где он низвергал статусы. В культуре виктимности все хотят быть защищёнными. Никто не хочет, чтобы над ним смеялись. Но это ошибочное восприятие. Потому что юмор в человеческом социуме не для того, чтобы отторгать какие-либо его части, а наоборот, чтобы принимать. Например, вы шутите над своими коллегами, но не можете пошутить над своим боссом. От этого хуже на самом деле боссу. Потому что он становится тем человеком, который отторгнут вашим сообществом: да, он защищён, но в полной мере не принят вами».
На вопрос нашей журналистки, почему в Казахстане так мало политического стендапа, артист пояснил:
Шутки станут беззубыми
Кстати, о российских комиках. С начала мобилизации многие звёзды российского стендапа нашли свою площадку именно в клубе Central Stand Up Almaty. Здесь дают концерты Идрак Мирзализаде, Андрей Айрапетов, Лука Хиникадзе, Кирилл Селегей, Саша Малой, Тимур Каргинов, Расул Чабдаров, Александр Шац и другие. Ас импровизации Саша Нестеренко ведёт в клубе несколько своих шоу. Мы спросили у него, не напоминает ли ему то, что сейчас происходит в Казахстане события двух-трёхлетней давности на его родине.
«Это процессы крайне неприятные. Да, это напоминает то, что происходило в России несколько лет назад. Несмотря на то, что мы с Меркулем никак не связаны, я считаю: это, конечно, неправильно, что его посадили. Страшно, что это может коснуться каждого комика. В том числе и меня. Это может привести просто к тому, что стендап станет более стерильным, в плохом смысле слова, абсолютно незубастым. Нас ждут обычные шутки без остроты. Хотя жанр именно социально острый, но это, видимо, неудобно. Поэтому он может попасть под чистку»,рассказал комик.
По его мнению, если и дальше комиков и других представителей искусства будут загонять в рамки, люди, скорее всего, научатся с этим жить, а не активно бороться.
«Комики просто научатся писать так, чтобы работать дальше. Если ситуация не изменится, они подстроятся под неё. Люди подстраиваются под любые условия. И это не потому, что они какие-то не такие, просто так происходит. Особенно в тех странах, где гражданское общество недостаточно развито. Так что все подстроятся. Либо будут более изощрённо прятать в шутках свои взгляды. Но в любом случае это негативно влияет на развитие жанра. Все моменты, когда за творчество наказывают, негативно на нём сказываются. Ты уже не понимаешь, что писать, что можно говорить, что нельзя. К тому же, когда выступаешь на сцене, можешь "выпулить" что угодно», отметил он.
Политический стендап Саша сам пока ещё осваивает и считает: чтобы шутить про политику, нужно обладать определёнными навыками, в том числе и смелостью.
«У меня лично такая ситуация. Я пытался писать политическое, но не получалось. Мне пока не хватает навыка. Я думаю, что это обязательно будет через какое-то время, когда научусь. И плохо, что когда в будущем я захочу это делать, мне придётся думать об этом. Можно сколько угодно кричать, что ты смелый и готов на что угодно пойти и о чём угодно говорить. Но мы понимаем: прижать-то могут всех».
Справедливый ли «Новый Казахстан»?
Если говорить про смелость, Дамир Нурсеитов не раз откровенно упоминал в своих авторских шоу, что он побаивается властей и правоохранительные органы. Он также признался нам, что ситуация с Александром Меркулем вызывает у него тревогу. Но то, как он отстаивает в соцсетях свободу стендап-комедии, пожалуй, говорит об обратном.
«Представьте: боец UFC готовится к бою, все стороны понимают, что будет взаимное избиение, и зрители, пришедшие на бой, тоже это знают. Приходит участковый и делает вывод: "Здесь дерутся". И сажает бойцов на 10 суток за хулиганство. Нормально ли это? Президент, поздравивший бойца, получается, поддерживает хулиганство? Или всё-таки все должны понимать, что это происходит в рамках жанра и по согласию всех сторон? Наши законы создаются с пробелами, чтобы закрывать неугодных. Музыканты, блогеры, актёры матерятся, и их творчество не предназначено для людей младше 18 лет, сидят ли они в тюрьме? Нет! Какие выводы можно сделать? Нарушается Конституция однозначно: либо статья о свободе слова, либо статья, что все перед законом равны. Кто её нарушает, нужно выяснять. Стендап — это комедийный жанр. Является ли он творчеством? Безусловно, да!» заявил Дамир.
Он отметил, что творческие люди в целом не защищены в нашей стране.
Наше общество против репрессий, и это сработает
Комик, а по совместительству учитель математики Токмырза Какенов два года не выступал, но когда узнал об аресте Меркуля, решил «тряхнуть стариной». И сделал это действительно круто. На мани-майке (денежный микрофон — формат, при котором комики состязаются в шутках и лучший забирает деньги) Токмырза почти все свои шутки посвятил именно этому инциденту. И, кстати, победил.
«У меня нет страха, что меня посадят. Да, я рассматриваю этот случай как прецедент, благодаря которому они и дальше смогут сажать творческих людей. Это плохо. Но лично за себя я особо не боюсь. В целом я хотел сегодня даже чуть смелее обо всем этом говорить. Свободы слова в нашем обществе и так-то почти нет. Но мне нравится, что случай с Александром Меркулем вызвал такой резонанс, словно бы общество начинает правильно реагировать. Общество против репрессий, и это сработает», сказал артист
Конституцию обесценивают
Стендап-комик Максат Мадали, наоборот, уверен, что общественность недостаточно поддерживает Меркуля и сообщество стендап-комедии в целом.
«Когда я вижу, что кого-то из моих коллег арестовали, я чувствую очень маленькую поддержку со стороны общества, к сожалению. Есть, конечно, те, кто действительно за свободу слова. Но достаточно и других людей, которые говорят: так ему и надо. И это очень огорчает. Не даёт внутренней уверенности, что завтра, например, если выступлю, скажу то, что на самом деле думаю, за меня не вступится большое количество людей. Ясно, что человека посадили не за мат. Но комментаторы пишут: правильно, материться плохо. Но если посмотреть вглубь проблемы, мы все понимаем, что дело не в нецензурной лексике. Трёх комиков посадили, и двое из них шутили про "Жаңа Қазақстан"», подчеркнул Максат.
Если ты шутишь про политику, нужно понимать, что это серьёзно
Молодой комик Аян Саду в стендап-комедии около года. Сейчас у него нет шуток про политику. Но в будущем он не исключает, что будет шутить и на тему «Нового Казахстана». Считает, что если и браться за политический стендап, надо делать это с ответственностью.
«Шуток на тему политики у меня сейчас нет. И пока что у меня нет на это внутреннего запроса. В сентябре будет только год, как я выступаю со стендапом, поэтому я думаю, что приду к этому однозначно. Некоторые даже опытные комики иногда про себя нормально пошутить не могут, не говоря уже о глобальных темах, таких как политика. Если ты шутишь про политику, нужно понимать, что это большая серьёзная тема, нужно подходить к этому с ответственностью, а не хайповать тем, что на повестке дня», поделился Аян.
Арест коллеги комик, конечно же, осуждает. Он пояснил, что Александр Меркуль работает в жанре ванлайн-комедии, что предполагает много импровизации и неожиданных шуток. Поэтому на его выступлениях и впредь могут «вылетать» незапланированные остроты, но это не значит, что его нужно за это сажать в тюрьму.
«Ванлайн-комедия — это шутки в одну строку, то есть короткие шутки. Из-за того, что формат такой, они могут быть неожиданными, абсурдными, абсолютно на разные темы, и в том числе жёсткими. Я знаю, что Меркуль часто выступает с незаготовленным материалом. По крайней мере, я видел это в шортсах, в рилсах, он просто импровизирует с залом. И в импровизации можно сказать что угодно. В том числе можно пошутить, не обдумав. Я тоже выступаю в таком формате. Не собираюсь посвятить этому жизнь, но сейчас работаю именно с этим стилем. Поэтому могу сказать, что моя комедия — непредсказуемая, неожиданная, абстрактная. Я могу пошутить на темы, не связанные между собой, и это всё в общем создаёт впечатление некоего комедийного аттракциона».
По поводу личных переживаний молодой человек сказал следующее:
«Самоцензура у меня лично не включилась, никакой тревоги по этому поводу я не испытываю. Но точно: каждый, кто выступает с шутками, после этих случаев, будет держать в голове, что такое может произойти и с ним. Это не круто, что в нашей стране сажают комиков», резюмировал он.
Про Гитлера у нас шутить можно, а про «Новый Казахстан» — нет
Мы поговорили не только с артистами. Попросили поделиться мнением зрителей разных возрастов.
Постоянная зрительница и поклонница клуба Татьяна каждую субботу прилетает из столицы, чтобы расслабиться в атмосфере алматинского стендапа. В тусовке комиков она свой человек, и на шоу артисты часто обращаются к ней как к коллеге. Оказалось, что Татьяна ещё и разбирается в юридических вопросах:
Мы предлагаем почитать подборку комментариев и других любителей стендапа, среди них представлено мнение как молодёжи, так и достаточно взрослых людей:
- «Мы прекрасно относимся к мату. На это и идём. Есть разница между шоу и общественным местом. Если люди заплатили деньги, прямая трансляция не ведётся, в зале нет несовершеннолетних, это часть авторского шоу. Люди именно за этим и идут в стендап-клуб, чтобы без купюр послушать выступление автора. А с купюрами мы можем это найти и в другом месте, в том же телевизоре, например».
- «Я против статьи за мат в общественном месте. Хотя парень-то и не в общественном месте выступал — на своём концерте, с дисклеймером и прочими предупреждениями; все, кто пришёл на него, знали, куда идут. В итоге это просто развязывает руки властям, чтобы внедрять цензуру».
- «У нас нет свободы слова. Мы не демократическая страна. Случай с Александром Меркулем это в очередной раз подтвердил. И все его слова про "Новый Казахстан" — абсолютная правда».
- «Это бред — сажать за шутки. Очень печально. У нас нет никакой свободы слова. А в своём выступлении Меркуль всё сказал по факту. И люди это понимают. И кто-то там решил: надо его посадить, что-то он много пи...дит. Вон кто-то шутит про Гитлера, про фашизм. У нас в стране про это шутить нормально. А про "Новый Казахстан" шутить нельзя. Ай-ай-ай».
- «У нас имамы пьяные из клубов выходят. Почему комикам нельзя материться? Это норма для комиков. Мы поддерживаем Меркуля. Шутки про политику у нас опасны. Но комики ведь говорят то, что есть. Они шутят о наболевшем. То, что обычные люди в целом по каким-то причинам боятся говорить, говорят комики. Им за это даже большое спасибо. Нас ведь и слушать никто не будет».
Читайте также:
Лента новостей
- Опубликован рейтинг крупнейших налогоплательщиков Казахстана: кто в тройке?
- В селе Азат похоронили дядю Шерзата Полата
- Не время для походов: алматинцев предупредили об угрозе
- В Риддере из-за поломки на котельной похолодало в квартирах
- Токаев встретился с «наследником империи ERG»
- Изнасилование школьницы в Таразе: дело пытались замять?
- Переговоры Трампа и Путина в Астане: не надо тапочки смешить
- Чего ждать Казахстану от переворота в Сирии?
- Землетрясения не пугают: Минпром отрицает спад интереса к жилью в Алматы
- После затора на дороге в Алматы в ДУМК напомнили о местах, где можно и нельзя молиться
- «Папа голый лежал на мне»: женщина, получившая срок за то, что защищала дочь, требует справедливости
- Навальная и Трамп: Time назвал финалистов на звание «Человек года-2024»
- Как падение тенге сказалось на ипотеках в Казахстане, рассказала глава Отбасы банка
- Пропагандиста запрещённой исламской организации «Таблиги Джамаат» задержали в Атырау
- Как дольщики дарят свои деньги застройщикам, рассказала глава Отбасы банка
- Брата осуждённого за мошенничество Максата Кожабаева задержал Антикор
- Казахстан построит транспортные хабы по всем направлениям от границы
- Отбасы банк планирует изменить условия ипотечной программы «Наурыз»
- Мёртвого мужчину нашли возле школы в Алматы
- Нацбанк ухудшил прогноз по росту экономики Казахстана