Экстремальная экономия и минимальный уровень надежды – социологи исследовали казахстанцев

cover коллаж Orda.kz

Социологи и маркетологи исследовали настроения и покупательские предпочтения казахстанцев за последний год. Исследование было подготовлено в рамках бизнес-конференции международной выставки моды Central Asia Fashion в Алматы, которую посетил корреспондент Orda.kz.

Central Asia Fashion – одна из крупнейших ритейл выставок региона. Сюда приезжают те, кто покупает и продаёт одежду. А для этого им надо понимать покупателя, его настроения и ориентиры. В рамках CAF было представлено исследование о том, как себя чувствуют казахстанцы.

Геополитическая ситуация, события Кровавого января и гиперинфляция, показатели которой в 2022 году превысили 20%, безусловно, оказали влияние на покупательские предпочтения. Кроме того, благодаря подобным исследованиям мы начинаем лучше понимать себя.

Кантар и общество

Как показали соцопросы центра бизнес-информации, социологических и маркетинговых исследований "BISAM Central Asia", несмотря на бурю обсуждений в прессе и обществе январских событий в Казахстане, война в Украине вытеснила казахстанские события не только из мирового информационного поля, но и из умов казахстанцев.

Влияние событий на казахстанцев, слайд из презентации Леонида Гуревича

"Сегодня внешние факторы влияют на потребительское сознание и поведение не меньше, а может, даже и больше, чем факторы внутренние. Беспрецедентная мировая турбулентность, наблюдать которую выпало нашему поколению, лихорадит не только мировую экономику и политику, но и обывательскую психологию", – говорит Леонид Гуревич, президент BISAM Central Asia.

Но еще большее влияние на потребительское поведение казахстанцев, по его словам, оказали мировая инфляция и её утрированный вариант внутри страны.

"Во-первых, рост цен в корне изменил тренд потребительского поведения, он теперь определяется стремлением максимальной экономии. Во-вторых, рост цен оказался настолько велик, что никакая экономность людям не помогает. Казахстанцы вынуждены увеличивать расходы на продукты, товары и услуги. Возникли экстремальные режимы экономии в семьях".

Режим жёсткой экономии

Подходы к экономии в зависимости от достатка в казахстанских семьях разные. Тратить больше в 2022 году стали только 5,9% семей, 40% перешли на усиленный режим экономии, а пятая часть не изменила свои покупательские привычки. Причём экономят даже люди с достаточно большими доходами.

Как изменилось покупательское поведение казахстанцев, слайд из презентации Леонида Гуревича

При этом 40% продолжают покупать еду, одежду и лекарства, как и прежде, стараются экономить на крупных покупках, но при этом посещают кафе, рестораны, то есть стараются сохранить прежнее качество жизни.

Об изменениях поведения покупателей под давлением гиперинфляции рассказала и гендиректор международной исследовательской компании «ИПСОС» в Казахстане Рашида Фатихова:

"По нашим данным, в этом году в жёстком режиме экономии 28% казахстанцев, по сравнению с 18% в прошлом. И это за счёт уменьшения трат, перехода на более дешёвые бренды, а также за счёт выбора более дешёвых маркетплейсов с выгодными или акционными предложениями. Большинство приобретают одежду и обувь на базарах и в ТРЦ. Покупки в спецмагазинах, фирменных, брендовых магазинах, онлайн-магазинах составляют совсем небольшую долю – около 20%. В ближайший год люди будут экономить, они ожидают роста цен".

Социолог Александр Рузанов ещё больше расстроил аудиторию: у казахстанцев формируется кризисное мышление с 2012 года. Причина – в непрекращающемся падении уровня жизни.

"Если кризисы до этого были циклическими: например, в 2008 году начался сильный кризис, в 2009-м он начал снижаться, к 2010 году люди уже жили нормально. Получается, что за это время люди входили в режим экономии, а потом быстро адаптировались к новому уровню. Однако с 2012 года ситуация поменялась – кризис не прекращается. Условия системно и постепенно ухудшаются. Я уже не говорю о последних нескольких годах. Как следствие, казахстанцы стали больше покупать товар в секонд-хендах, чаще ремонтировать в мастерских. И если раньше ту же одежду и обувь легко меняли, сейчас больше обращаются к подержанной одежде и чаще ремонтируют", – отметил Рузанов.

При этом у жителей крупных мегаполисов покупка одежды в секондах – это уже проявление не столько нужды, столько осознанности. То есть попытка снизить влияние вредных выбросов от производства одежды и отрицательного воздействия на окружающую среду.

Обнадеживает индекс счастья

Из хорошего – это самоощущение казахстанцев. Ежегодно составляется индекс надежды и счастья, который измеряется в 60 странах мира. Эксперты BISAM Central Asia составили его специально для жителей нашей страны. В 2022 году всемирный индекс надежды показал отрицательные значения, что, по словам социологов, бывает крайне редко.

Надежда "умирает последней" в бедных странах мира. А в развитых – неуклонно снижается. Это связано и с ростом критического мышления и всё меньшим доверием к институтам власти по всему миру, а также с войной в Украине. Казахстан относится к среднеразвитым странам, и потому надежда есть, хоть и самая низкая за последние пять лет.

Социология говорит о том, что в развивающихся и среднеразвитых странах индекс надежды и счастья всегда выше: социальные притязания, то есть требования к качеству жизни, невысоки, а люди с невысокими социальными притязаниями более веселы, оптимистично смотрят в будущее. В топ стран-пессимистов в основном входят почти все развитые, богатые страны. О чём говорит таблица ниже.

"Выяснилось, что самая счастливая молодежь живёт в Шымкенте и в Кызылорде. При этом регионы – одни из самых бедных по уровню жизни на душу населения. Из чего вывод, что уровень счастья не зависит от уровня достатка людей. Он зависит от других ценностей, от других связей. Для людей очень важны родственные связи, семейные отношения, круг друзей. И здесь главный вывод: в Казахстане разные регионы с разным уровнем счастья", – рассказывает социолог Рузанов.

Панельная дискуссия в рамках бизнес-конференции, фото Central Asia Fashion

При этом эксперты уверены, что у Казахстана остаются возможности улучшить социальное положение населения, в том числе стать региональным бизнес-хабом. Для этого у страны есть стабильная политическая ситуация, многовекторный курс в международных отношениях. Директор группы исследовательских компаний Alvin Market, президент Казахстанской ассоциации профессиональных исследователей общественного мнения и рынка" (КАПИОР) Наталья Оспанова отмечает высокую заинтересованной Казахстаном со стороны международных брендов:

"В последнее время мы наблюдаем большой поток запросов на проведение исследований от новых брендов, которые хотят для себя оценить Казахстан и в целом Центральную Азию как потенциальную площадку для работы и развития бизнеса. Бизнесмены смотрят на казахстанский рынок и рынок СНГ, а затем выделяют, как правило, страны Центральной Азии. И здесь мы, в первую очередь, видим запросы именно на Казахстан как одну из первых стран для захода нового бренда, и уже позже добавляются Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан".

При этом на модной выставке в алматинском экспоцентре "Атакент" были представлены турецкие, узбекские, кыргызские, белорусские, российские производители одежды и ни одного казахстанского. Как пояснили корреспонденту Orda.kz, такая ситуация складывается не впервые. К сожалению, уровень господдержки отечественных производителей остаётся на низком уровне, и в массовом порядке в Казахстане производят только школьную форму.

Опрос участников Central Asia Fashion подтвердил информацию: узбекистанцы, россияне, белорусы рассказали Orda.kz, что перелёт в Алматы, выставочные стенды им оплатили профильные министерства или власти на местах. Казахстанские производители лишены такой роскоши.

Лента новостей

все новости