Единственную клинику для женщин хотят лишить помещения: что происходит с медициной в Семее

cover Изображение сгенерировано ИИ с использованием фото yandex.kz

В Семее чиновники планируют выселить из помещения единственную в городе специализированную клинику восстановления женского репродуктивного здоровья. Из сферы здравоохранения может быть выведен слаженный медицинский коллектив из 80 человек. По оценкам медиков, оставшиеся учреждения не смогут оперативно закрыть образовавшуюся брешь. Без наработанной базы останутся и сотни студентов медуниверситета. Местные медиа поспешили назвать это «восстановлением справедливости». Общественники же считают это огромным ударом по региону, сообщает Orda.kz. 

Наш корреспондент принял участие в нескольких обсуждениях судьбы учреждения «Жамиля» и попытался разобраться в том, что называют справедливостью в Семее. Почему это важно для города?

Или вернее — почему одна-единственная частная клиника стала предметом спора, в который втянулись общественники, депутаты, политические партии, руководство здравоохранения региона и лично аким области Берик Уали, который неоднократно комментировал ситуацию и даже вступал по этому поводу в полемику с горожанами? 

Для ответа на этот вопрос нужно понимать кое-что про Семей и область Абай. Согласно результатам недавнего аудита, в сфере здравоохранения области и особенно в сфере восстановления репродуктивного здоровья есть ощутимые проблемы.

В области снижается число населения. По области Абай в 2023 году она составляла 628 тыс. человек, а в 2024-м снизилась до 623 тыс. человек (окончательных данных по 2025 году пока в открытом доступе нет).

Показатель рождаемости также демонстрирует тенденцию к снижению (в 2023-м — 9681 младенец, в 2024-м — 8829 младенцев). По предварительным данным, озвученным главой управления здравоохранения, в 2025 году детей родилось ещё меньше — 7879. Это означает снижение рождаемости еще на 10 % за последний год. 

Согласно комментариям ветеранов здравоохранения, для области Абай характерен рост младенческой смертности (5,8 % в 2023 году, 7,4 % в 2024-м) и большее количество патологий при беременности и родах (влияние полигона), чем в других, более благополучных областях. 

При этом в области крайне слабое сопровождение в сфере репродуктивного здоровья. Как комментируют медики, в соседнем Усть-Каменогорске набирается 120 койкомест для восстановления женского репродуктивного здоровья во всех клиниках ( т. е. не просто коек, а койкомест с необходимым сопровождением врачей и нужным оборудованием). В Семее — всего 75. Если закроют «Жамилю», станет ещё меньше. 

То есть больных женщин в этой сфере в области Абай больше, чем в ВКО. А возможностей лечиться почти вдвое меньше. И текущий конфликт вольно или невольно создаёт ситуацию, чтобы их стало ещё меньше.

Член общественного совета области Абай Роллан Машпиев комментирует:

«Дело не в „Жамиле“. Дело в принципе. Пусть управление здравоохранения сначала построит для нашего города две-три такие клиники, как „Жамиля“. Чтобы они лечили женщин из социально уязвимых семей и сельской местности. И тогда не будет никаких вопросов. Тогда пусть закрывают „Жамилю“. А сейчас мы остаёмся ни с чем. Наши сёстры, наши жёны остаются ни с чем. И всё это ради копеечной экономии».

Руководство управления здравоохранения подчёркивает, что не пытается закрыть «Жамилю». Оно лишь хочет расторгнуть с ним договор аренды помещения. А «Жамиля» сможет продолжать свою работу в другом помещении.

Однако с точки зрения общественников ситуация выглядит несколько иначе.

«Кто-то настойчиво пытается закрыть „Жамилю“, совершенно чётко понимая, что распределить этих специалистов вы не сможете никуда, продлить им лицензию тоже нельзя будет. То есть мы потеряем специалистов и целую организацию, которая занимается жизненно необходимым оказанием услуг для женской половины нашего города. Это вопрос жизни матери, ребёнка, целой семьи. Не могу осознать причину, не понимаю и не вижу, она кажется несостоятельной. При любом раскладе, даже если бы ещё несколько роддомов работали, её нельзя закрывать, потому что больше нигде такого нет. Как вы можете поставить на весы жизнь женского населения города и области? Это здание строили как бизнес-центр или как медицинский центр, который должен оказывать населению помощь? Где приоритеты государства?» комментирует член общественного совета Семея Фарида Рахматуллина. 

Краткая предыстория

Здание, где сегодня располагается «Жамиля» (и из которого его планируют выселить), построили в конце 80-х годов как Центр материнства и детства, оно снабжено специализированными операционными и смотровыми. Это была своего рода компенсация жителям области, пострадавшим от ядерных испытаний. В 1996 году из-за тяжёлой экономической ситуации здание решили сдать в аренду. Главным условием договора было сохранение целевого назначения и объёма оказания медицинской помощи для женщин города и ещё существовавшей тогда Семипалатинской области. 

Созданное частное учреждение «Жамиля» продолжило работу, которую до этого вёл Центр материнства и детства. Фактически «Жамиля» — учреждение, которое выполняет большую часть работы по обслуживанию населения города и региона. Работу эту должны выполнять государственные учреждения. Но их в Семее в нужном объёме нет.

«С 1996 года по настоящее время мы оказывали экстренную и плановую медицинскую помощь не только Семею, но и всей области. До 40 % женщин, которых госпитализируют в наши учреждения, — это сельские жительницы из районов, прилегающих к испытательному полигону — Абай, Абралы, Аягоз, а также Урджар, Маканчи и другие регионы. Мы работали в режиме 24/7 без выходных, к нам приезжают скорые со всей области. Даже когда мы относились к ВКО, за нашим учреждением сохранялся практически весь регион, и мы несли эту экстренную службу»,рассказывает директор «Жамили» Жанар Абеева. 

Сейчас около 90 % пациенток «Жамиля» обслуживает в рамках договора с ФСМС, т. е. за счёт государства. Всего за годы существования в «Жамиле» пролечилось около 70 000 пациенток. 

То есть фактически «Жамиля» выполняет (по заказу государства) большие объёмы помощи женщинам области. 

В Семее есть и другие (государственные) учреждения, оказывающие похожую помощь. Однако при исчезновении «Жамили», по оценкам опытных медиков, эти учреждения не смогут перекрыть образовавшуюся брешь, так как уже плотно загружены своей специфической деятельностью. Образно говоря, роддом теоретически может перераспределить часть своих ресурсов с заботы о роженицах на проведение сложных гинекологических операций. Но пациентки от этого не выиграют.

Город же и область в любом случае проиграют, так как из работы будет выведен крупный медицинский коллектив (в «Жамиле» работает около 80 сотрудников).  

С 2022 года государство пытается расторгнуть договор аренды, называя каждый раз разные причины. 

В 2022 году БСМП предложила освободить здание, потому что в этой новой больнице изначально не предусмотрен набор основных и вспомогательных помещений и оно не может отвечать требованиям санитарных норм. Поэтому здание «Жамили» могло бы служить вспомогательным объектом.

В феврале 2023 года облздрав попросил освободить помещение для нужд роддома № 1, в котором на тот момент делали ремонт.

В июне 2024 года года в здании «Жамили» хотели открыть открыть консультативно-диагностическое учреждение для будущих мам.

А здание, о котором идёт речь, уникально. Изначально его строили с учётом нужд сложного медицинского учреждения. Использовать его как временный вспомогательный объект — всё равно что колоть орехи микроскопом. В условиях крайней нищеты и нехватки в Семее специализированных медицинских зданий мотивы руководства городского здравоохранения представляются крайне спорными. 

Отметим также, что выехав из здания, «Жамиля» мгновенно лишается всех своих лицензий, привязанных к конкретному помещению.

В сентябре 2025 года был инициирован судебный процесс по расторжению договора аренды. 

«На нас подали в суд, чтобы мы подписали акт приёма-передачи и освободили здание. Если нас его лишат, в худшем случае будет потеря гинекологического отделения. Безвозвратно. По современным требованиям отстроить такое очень сложно. Мы таких денег не заработаем. В городе нет подходящих помещений, а варианты нам не предлагают. У нас хирургический профиль. Это операционные, палаты интенсивной терапии, смотровые, моечные. Много таких помещений, где чётко обговариваются квадратура, кубатура. И на основе соблюдения этих требований мы получаем лицензии. На нашей базе с 1991 года работают три кафедры медицинского университета. Это кафедра акушерства и гинекологии, кафедра анестезиологии и кафедра неотложной медицины. Если мы закроемся, снизится и образовательная база», прокомментировала директор «Жамили» Жанар Абеева.

При этом представители балансодержателя здания и управления здравоохранения все это время утверждали, что не стремятся к закрытию единственной в городе специализированной клиники. Она может продолжать работу, нужно лишь освободить помещение.

Дальнейший ход событий ещё больше усложнил ситуацию.

В конце декабря 2025 года «Жамиля» впервые за десятилетие не получила финансирования от государства. В качестве причины было указано отсутствие помещения. При этом сейчас судебные процессы ещё идут и, согласно комментарию руководства учреждения, «Жамиля» юридически остаётся арендатором здания. То есть помещение у «Жамили» есть. 

В конце декабря сотрудники «Жамили» в последний раз собрались в полном составе и записали обращение к президенту. Поскольку денег на продолжение работы у них нет, есть высокая вероятность, что это была последняя общая встреча коллектива, который проработал свыше 30 лет. 

У «Жамили» остаётся шанс выиграть суд и сохранить нынешнее помещение. Но она, лишённая финансирования, не продолжит работать. Нечем платить сотрудникам. Вольно или невольно в области Абай создана ситуация, когда медицинский коллектив из 80 человек не может продолжать существовать ни в нынешнем, ни в новом, арендованном помещении. Почему это происходит? Правы ли чиновники? 

Аргументы чиновников

Аргументы у чиновников есть. Их целых два. По поводу закрытия «Жамили» неоднократно высказывался лично глава области Берик Уали. 

«Мы можем разместить своё медучрежение в этом здании. За время работы у этой частной компании была возможность построить собственное здание. Мы из государственного бюджета тратим 67 миллионов на содержание частника (речь идёт о выплате аренды за помещение Центра крови — прим. авт.). А они („Жамиля“ — прим. авт.) в год платят нам всего лишь 13–14 миллионов. В год! Мы не выгоняем их раньше срока. Мы планируем вернуть здание и разместить там Центр крови», сказал он на встрече с населением в декабре 2025 года. 

Итак, на текущем этапе здание, где располагается «Жамиля», нужно Центру крови, который переплачивает за аренду. 

Прокомментируем тезисы уважаемого господина Уали.  

Директор клиники «Жамиля» Жанар Абеева неоднократно озвучивала для журналистов и общественников под диктофонную запись, что её организация платит за аренду не 1,2 а около 2,5 млн в месяц. Всего в 2025 году «Жамиля» (по словам её руководства) заплатила 30 миллионов тенге аренды. А не 13–14, как говорит Берик Уали. Принимая во внимание эту информацию, можно предположить, что либо аким области и глава управления здравоохранения используют в своей аргументации устаревшие данные, либо руководство «Жамили» само не знает, сколько платит за аренду. 

На вопрос корреспондента Orda.kz, согласно ли руководство «Жамили» платить больше, то есть согласно ли оно полностью перекрывать стоимость аренды Центра крови, отдавать эти самые 67 миллионов, Жанар Абеева отвечает однозначным согласием. По ее словам, «Жамиля» согласна на повышение аренды. 

Исходя из этой информации, чиновники Семея могли бы поднять аренду, сохранить для жительниц области специализированное высокопрофессиональное медучреждение и при этом полностью перекрыть деньгами от аренды «Жамили» аренду Центра крови. 

Однако по какой-то причине управление здравоохранение области не рассматривает этот вариант. 

Городские общественники сомневаются, что проблема в стоимости аренды для Центра крови. Тем более что под предлогом здания для Центра крови в Семее уже выселялись медицинские учреждения. 

Что происходит со зданиями медучреждений в Семее?

Отметим, что ранее Семей уже неоднократно отмечался скандалами, когда у медицинских учреждений отнимают здания для передачи их немедицинским организациям. Два года назад с шумом переселяли Глазной центр (также построенный в Семее в конце 80-х годов в качестве своеобразной компенсации потерпевшим от ядерным испытаний). В здании разместили прокуратуру. 10 лет назад закрыли 3-й роддом, переданный недавно, согласно информации общественного совета области, под создание гостиницы.

Последний факт крайне интересен, т. к. 3-й роддом закрывали под нужды... Центра крови. Пять лет (с 2017-го по 2022-й) здание провисело на его балансе. По непонятным причинам Центр крови за пять лет так и не смог переехать в это столь нужное ему новое помещение.

Выдержка из ответа управления здравоохранения ВКО
Выдержка из ответа управления здравоохранения ВКО

После пяти лет пребывания на балансе Центра крови здание роддома вернули городу. Несколько месяцев назад распространилась информация, что здание передали в частные руки и там сейчас делают гостиницу. 

Известный городской общественник, заместитель председателя общественного совета области Абай Николай Исаев считает передачу здания 3-го роддома в частные руки нелогичной.

Николай Исаев. За его спиной то самое здание 3-го роддома, куда планировали переселить Центр крови
«То, что творится у нас в Семее, — нонсенс. Медицине не хватает мест, а у нас бывший роддом начинают приспосабливать под гостиницу. Любое медицинское учреждение имеет свои особенности. Сейчас стоит вопрос о выселении клиники „Жамиля“. Медицине якобы не хватает мест. Почему же тогда отдают на сторону это здание (бывшего роддома — прим. авт.)?» задаётся вопросом Николай Исаев. 

По его мнению, ещё не поздно пересмотреть вопрос передачи 3-го роддома немедицинской организации. Нужно изучить условия, на которых был отдан роддом: проводился ли при этом конкурс, была ли обеспечена прозрачность всей процедуры. Чтобы не возникала ситуация, когда управление здравоохранения области фактически ликвидирует крупное медицинское учреждение, чтобы скрыть свою собственную недоработку. 

Совет развития региона, созданный независимыми общественниками города осенью 2025 года, в свою очередь предлагает проверить все случаи вывода медицинских зданий из сферы здравоохранения за последние 20 лет. 

На состоявшемся 6 января заседании Народной партии, где присутствовали глава управления здравоохранения и руководитель Фонда социального медицинского страхования по области Абай, собравшиеся общественники отметили, что управление здравоохранения должно быть в первую очередь заинтересовано в сохранении для города учреждения «Жамиля». 

Фото Orda.kz

Ведь для управления здравоохранения в приоритете должно стоять не здание, а объёмы и качество медицинских услуг населению области. К сожалению, большая часть тезисов представителя управления здравоохранения заключалась в объяснении необходимости передачи здания под Центр крови. По итогам мероприятия общественники взяли с него обещание обеспечить помощь в продолжении работы «Жамили». 

Читайте также:

Лента новостей

все новости