Два миллиарда тенге: борьба за чёрное золото, или При чём тут председатель Верховного суда

cover Фото: Elements.envato.com

В Мангистауской области вот уже шестой год идут разбирательства из-за 13,7 тысячи тонн нефти стоимостью в два миллиарда тенге, которые ранее были отданы частной компании на хранение в резервуарах. В этом деле смешалось всё: и гражданские иски, и уголовные дела, и даже экс-председатель Верховного суда РК Жакип Асанов… Какие интересы стоят за борьбой за нефть, разбирался корреспондент Orda.kz.

О ситуации вокруг возврата нефтепродуктов мы писали в начале апреля. После выхода этого материала свои комментарии о происходящем нам дали в компании Terminalex.     

Начало противостояния 

20 ноября 2017 года ТОО «БатысНефтеТрэйд» и ТОО «Terminalex» подписали бессрочный договор по оказанию комплексных услуг, в том числе хранению в резервуарах и перевалке нефти.

11 июня 2018 года в отношении «БатысНефтеТрэйда» возбудили уголовное дело по факту транспортировки и реализации нефти и нефтепродуктов в особо крупном размере без документов (по п. 2 ч. 4 статьи 197 Уголовного кодекса РК). Следственный судья Актауского городского суда постановлением от 6 июня 2018 года санкционировал проведение обыска службой экономических расследований ДГД Мангистауской области. Нефть и нефтепродукты ТОО «БатысНефтеТрэйд» заблокировали и опечатали в резервуарах ТОО «Тerminalex».

29 декабря 2019 года постановлением СЭР ДГД уголовное дело в отношении «БатысНефтеТрэйда» вдруг прекратили, а ограничения с нефти и нефтепродуктов сняли. После чего ТОО «Terminalex» подало иск и потребовало оплаты своих услуг за сверхнормативное хранение.  Однако ТОО «БатысНефтеТрэйд» отказалось платить, ссылаясь на форс-мажорные обстоятельства. 

Между тем, как считают юристы Terminalex, согласно договору вне зависимости от ситуации возбуждение уголовного дела и проверка по нему не относятся к форс-мажорным обстоятельствам. Соответственно, договорные обязательства должны исполняться в полном объёме. К тому же п. 1 ст. 374 Гражданского кодекса гласит, что денежные обязательства не прекращаются невозможностью исполнения. 

«Почему было прекращено дело в отношении ТОО "БатысНефтеТрэйд" — неизвестно, но если есть основания, то, соответственно, их должны проверить. Однако СЭР, проводя досудебную проверку, должна была в рамках оперативно-розыскной деятельности иметь доказательства, которые позволяют считать, что нефтепродукты, находящиеся у Terminalex на хранении и перевалке, являются объектом, добытым преступным путём. Только после этого принимать решение об опечатывании и так далее. Но, к сожалению, следственные органы не несут ответственность, в итоге их действия приводят к таким последствиям», — отмечает генеральный директор ТОО «Terminalex» Айдынбек Жусупов.

В феврале 2019 года ТОО «БатысНефтеТрэйд» подает иск против ТОО «Terminalex», требуя вернуть нефтепродукты, отданные на хранение. То, в свою очередь, обращается в СМЭС Мангистауской области с заявлением об изменении порядка и способа исполнения решения суда о выплате долга. Суд разрешает взыскать неуплаченную сумму в виде нефтепродуктов, принадлежащих «БатысНефтеТрэйду». В ответ должник пытается оспорить это решение, но проигрывает в суде. Terminalex же, согласно решению СМЭС Мангистауской области, продаёт нефтепродукты. 

«Эти дела были ранее объединены в одно производство. Однако ни Верховный, ни иные суды не обратили внимание на наличие коллизии в решениях судебных инстанций», — объясняет Айдынбек Жусупов.  

В декабре 2019 года СМЭС Мангистауской области вынесла решение в пользу ТОО «Terminalex» о выплате общей суммы долга в размере 900 миллионов тенге, а также 27 миллионов тенге государственной пошлины. В ответ «БатысНефтеТрэйд» пытается обжаловать решение через апелляционную инстанцию, но судебная коллегия по гражданским делам Мангистауского областного суда оставляет решение СМЭС без изменений, а апелляционную жалобу — без удовлетворения. 

Новый игрок

В апреле 2021 года «БатысНефтеТрэйд» обращается с ходатайством к председателю Верховного суда РК Жакипу Асанову о пересмотре решения СМЭС. В июне Асанов вносит представление в кассационную инстанцию со ссылкой на то, что якобы выводы местных судов не соответствуют фактическим обстоятельствам. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РК отменяет вступившие в законную силу судебные акты и направляет дело на новое рассмотрение в апелляционный суд.

«Судами не принято во внимание, что вины "БатысНефтеТрэйда" в нахождении нефтепродуктов сверх установленных для хранения сроков в терминалах ТОО "Terminalex" не имеется. Приостановление исполнения обязательств по договору у сторон произошло по независящим от них причинам...» — говорится в документе, подписанном Жакипом Асановым.

При этом в нём есть ссылка на статью 917 Гражданского кодекса РК, где ответственность причинителя вреда возникает только при наличии вины. 

«Жакип Асанов в документе не опирался на Гражданско-процессуальный кодекс РК, где установлены три основания, при которых может быть внесено представление председателем Верховного суда РК. Они указывают на то, что таких оснований по факту в споре этих компаний нет. В представлении также есть ссылка на 917 статью Гражданского кодекса РК, так как истец ни в заявлениях, ни в отзывах не ссылается на обстоятельства, которые могут касаться этой нормы закона», — поясняет генеральный директор ТОО «Terminalex».

Также юристы компании обращают внимание на то, что в представлении Жакипа Асанова были допущены различные технические ошибки. 

«К примеру, в нумерации уголовного дела, датах постановления о прекращении дела. Соответственно, Мангистауская областная коллегия, опираясь на это представление, указывает в своём документе, что договор между Terminalex и "БатысНефтеТрэйдом" истёк 29 декабря 2018 года, и, соответственно, якобы компания не имеет права взыскивать долг, так как действие договора прекращено. Между тем Terminalex рассчитало сумму долга, начиная с момента возбуждения уголовного дела с июня по декабрь 2018 года», — говорит Айдынбек Жусупов.

В ответ 6 июля 2021 года Terminalex вносит возражения с указанием законности своих действий и наличия документов, подтверждающих вину «БатысНефтеТрэйда». Однако в областном Мангистауском суде после представления Жакипа Асанова решение было пересмотрено в пользу «БатысНефтеТрэйда».

«Представление Жакипа Асанова полностью изменило ход судебного процесса, по которому более года считались законными решения нескольких судов, и компания всё это время действовала исключительно в рамках этих постановлений, то есть согласно букве закона», — констатируют в ТОО «Terminalex».

В итоге ранее принятые судами решения в пользу «Terminalex» отменили, постановлением судебной коллегии по гражданским делам Мангистауского областного суда от 13 октября 2021 года Terminalex отказали в удовлетворении иска о взыскании суммы. В апреле 2022 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РК оставила его без изменений.

«При этом фактически остаётся в силе ранее принятое решение СМЭС Мангистауской области о взыскании долга вместо оплаты денежных средств в виде нефтепродуктов, принадлежавших "БатысНефтеТрэйду", — говорит глава ТОО "Terminalex". — Сейчас дело дошло до абсурда: СЭР ДГД Мангистауской области возбуждает уголовное дело теперь уже против ТОО "Terminalex" по статье 425 УК РК "Незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации"! То есть одним росчерком пера он нанёс ущерб компании, добросовестно и честно исполнявшей свои обязательства перед государством. Это необъяснимое с точки зрения закона и логики решение».

Долг платежом красен

Как отмечают представители Terminalex, наличие вины устанавливает либо соответствующий орган, либо сама сторона процесса. Они также указывают на то, что в Гражданском кодексе чётко указано, что относится к форс-мажорным обстоятельствам. Соответственно, по их мнению, логически и по закону наличие вины «БатысНефтеТрэйда» по неуплате долга установлено. К тому же, если бы резервуары были свободны, то компания могла бы использовать их в других целях, говорят они.

«Возникает вопрос: почему "БатысНефтеТрэйд" не подало ответный иск на СЭР ДГД и не потребовало возмещения ущерба, в том числе по оплате услуг за хранение в резервуарах. Ведь согласно статьям 923, 922 и 917 ГК вред, причинённый незаконными действиями органа, ведущего уголовный процесс, возмещается непосредственно лицу, которому он причинён, и "подлежит возмещению на основании решения суда, независимо от вины органов и должностных лиц, издавших акт". Об этом говорится в правовом заключении Института законодательства и правовой информации РК», — поясняет Айдынбек Жусупов.

В правовом заключении ещё указывается, что ТОО «БатысНефтеТрэйд» не имело право подавать ходатайство о внесении представления председателем Верховного суда РК. 

«Такое ходатайство в случае его подачи не подлежало рассмотрению. Рассмотрение такого ходатайства по существу влечёт нарушение конституционного принципа равенства (статья 14 Конституции РК, ст. 13, ч. 5 статьи 15, часть 5 ст. 47 ГПК). Дело на основании ходатайства ТОО "БатысНефтеТрэйд" не подлежало рассмотрению и разрешению в рамках экстраординарного порядка — по представлению председателя Верховного суда РК или ходатайству генерального прокурора РК. Основания для внесения председателем Верховного суда РК представления о кассационном пересмотре состоявшихся по делу судебных актов отсутствовали», — следует из документа.
фото: fleetphoto.ru
Фото: fleetphoto.ru

Представители Terminalex напомнили и о том, что в отношении компаний, аффилированных с «БатысНефтеТрэйдом», завели уголовное дело уже со стороны Комитета национальной безопасности РК по п. 4 части 2 ст. 234 УК РК («Экономическая контрабанда в особо крупном размере») и ч. 2 ст. 262 УК РК («Создание и руководство организованной группой, преступной организацией, а равно участие в них»). 

Вкратце: в июле 2023 года арестовали танкер «Мелиана» (следовал под казахстанским флагом), на котором предполагалось нахождение нефтепродуктов, которые, по данным КНБ, пытались перевезти контрабандой из Казахстана. К делу даже привлекли Службу специального назначения «А». Отдельные СМИ тогда сообщали, что груз якобы следовал по поручению государственной нефтяной компании Азербайджана Socar Trading, а в комитете полагают, что под видом печного топлива, возможно, могла вывозиться нафта.

Читайте также:

Лента новостей

все новости