Дорожные споры: почему и как белорусы и россияне у казахстанских дальнобоев хлеб отбирают
В Алматы Союз международных автомобильных перевозчиков Республики Казахстан (КазАТО) собрал пресс-конференцию, на которой рассказал о давлении российских и белорусских компаний на казахстанский рынок автоперевозок. В союзе пожаловались на несоблюдение законодательства и отсутствие контроля со стороны соответствующих органов. Orda.kz выслушала недовольных
Белорусские и российские водители большегрузов сейчас массово колесят по дорогам Казахстана. И сидят они за рулём казахстанских авто. При этом по закону карточка водителя выдается физическим лицам, которые являются гражданами Казахстана, иностранными гражданами или лицами без гражданства, проживающими на территории страны не менее 185 календарных дней в году и имеющими разрешение на временное или постоянное проживание.
Закон не работает
Большинство водителей-иностранцев соответствующие карточки не имеют, что является прямым нарушением Европейского соглашения. Документ 1970 года был ратифицирован Указом Президента РК N 2272 от 12 мая 1995 года. Карточки должны проверяться на границе, но в КазАТО уверены, что пограничники закрывают на отсутствие документов глаза, возможно – не безвозмездно. За нарушение водителей и их работодателей надо привлекать к административной ответственности и отстранять от работы, но этого не происходит.
"Данное нарушение влечёт штраф для субъектов малого предпринимательства – в размере десяти, для субъектов среднего предпринимательства – в размере двадцати, для субъектов крупного предпринимательства – в размере 50 МРП (месячных расчетных показателей). Штрафы от правонарушителей в бюджет не поступают", - говорит Максат Сактаганов, президент КазАТО.
Несмотря на многочисленные обращения, последнее из которых отправили в Министерство индустрии и инфраструктурного развития, реальных действий автоперевозчики пока не видят.
"По существу изменений нет. Мы не почувствовали изменений в нашем законодательстве. Как иностранные компании начали хозяйничать на наших дорогах, так они и работают. Думаем вопрос будет решён после 1 августа. В грузовой машине есть тахограф, который записывает режим работы машины: сколько часов едет, сколько отдыхает. С 1 августа вступит в силу закон о том, что к казахстанскому тахографу могут подключаться граждане Казахстана. Надеемся, что эта мера поможет, ждём".
2-3 тыс. машин лишаются работы, 50-60 компаний бездействуют. При этом цены на услуги казахстанских и иностранных перевозчиков сильно разнятся. Россияне и белорусы берут меньше, а вот почему Orda.kz объяснили в КазАТО.
"Они заходят на рынок, и снижают цены. Кроме того, чаще всего казахстанские водители везут груз в одну сторону – из Европы в Казахстан. А белорусский водитель загружен в 2 стороны из Европы в Казахстан и из Китая в Европу. Во-вторых, там низкий процент по лизингу, и мы находимся в неравноправных условиях", – пояснил Сактаганов.
Только не в холода
Как оказалось, нашествие водителей из страны ЕАЭС – явление сезонное. Кататься по казахстанским дорогам в минус 30 никто из них не хочет. Как рассказал на пресс-конференции директор NK-CARGO Ltd из Петропавловска Омари Харбедия, в чатах для поиска клиентов белорусские водители пишут совершенно немыслимые вещи: "довезём груз от границы с Китаем до Минска за 5 дней".
"Как ни крути, даже четырём водителям – это прямое нарушение законодательства. Сколько водитель находится за рулём никто не контролирует. Этот вопрос можно решить только одним путём – возврат сотрудников транспортной инспекции на границы. По другому этот вопрос, похоже, не решить".
По словам казахстанских перевозчиков, в случае соблюдения режима работы и отдыха, путь должен составлять от 8 до 10 дней, не меньше. Согласно правилам, после каждых 800 километров водитель обязан отдыхать 4 часа. Как говорят белорусские водители: у нас нет нефти и газа, и валюту они могут зарабатывать только в поездках, поэтому и приходится идти на ухищрения.
Один из участников встречи Василь Вериго - основатель компании "Vektor" из Атырау. Он открыл компанию в 2013 году, и обладает белорусским паспортом. Он опасается, что война с иностранными водителями превратится в "охоту на ведьм", и пострадают добросовестные иностранные работники, которые начали и подняли бизнес в Казахстане с нуля.
Кроме того, закон таков, что водитель должен находиться в республике 185 дней в году, но для человека, который занимается международными перевозками, эта цифра – заоблачная.
Подавляющее большинство водителей, по словам президента Союза международных автомобильных перевозчиков, на КПП "Достык" между Казахстаном и Китаем – белорусы. Они не платят налоги в казну РК.
И казахстанских, и белорусских и российских водителей дома ждут семьи, которые надо кормить. При этом большинство белорусов после начала войны в Украине и введения санкций потеряли работу. Другие подробности и нюансы работы большегрузов можно узнать в материале Orda.kz.
Лента новостей
- Конь в авто: в Карагандинской области водитель катал лошадь в машине
- IT Fest-2024: почему не нужно бояться роботов и как дроны спасают жизни пастухов
- Десятки тысяч бутылок поддельной водки изъяли у туркестанских бутлегеров
- Принимать детей мигрантов в школы без знания русского языка запрещают в России
- Казахстанские предприятия получили более 200 млн тенге штрафов за отсутствие условий для людей с инвалидностью
- Скандально известную компанию из структур КМГ снова оштрафовали
- «До последнего опасались провокаций»: как в Алматы прошла выставка фонда #НеМолчи
- Стало известно, когда завершится следствие по делу об убийстве Шерзата Полата
- В страдающем от грязного воздуха Усть-Каменогорске назначили нового акима
- Певицу, отменившую выступление в Казахстане, номинировали на Нобелевскую премию мира
- Прокуратура предупредила жителей Талгара об уголовной ответственности за выход на митинги
- До 600 евро компенсации смогут получить пассажиры задержанных авиарейсов в Турции
- В Алматы продали здание, принадлежавшее Болату Назарбаеву
- Когда ярость лишает будущего: откровения осуждённых за убийство жён
- Кого будет проверять ВАП в 2025 году, рассказал Смаилов
- Нужно быть скромнее — Жумангарин оценил работу правительства
- Трубопровод, по которому идёт казахстанская нефть, атаковали беспилотники
- Насмерть сбил супружескую пару и скрылся: полицейскому вынесли приговор в Актобе
- Тёмные сделки QazaqGaz: как один из конфискованных активов оказался связан с Кайратом Шарипбаевым
- Будет ли правительство извиняться за то, что погрузило казахстанцев во мрак