Демпинг, отсутствие страховок и легальных разрешений – как работают казахстанские дальнобойщики

cover фото testspb.ru

Почему из-за санкций Запада страдают казахстанские грузоперевозчики, и как им можно помочь, разбиралась Orda.kz.

9 апреля 2022 года Евросоюз запретил автомобильные грузоперевозки, в том числе транзитные, для белорусских и российских компаний. Причиной послужили события на Украине, к которой Беларусь, по его мнению, причастна.

Как бы там ни было, но транспортные и логистические компании двух стран-союзников практически лишились возможностей заниматься международными автомобильными грузоперевозками. Они теперь могут доставлять из стран ЕС только почту и грузы в гуманитарных целях. Чтобы спасти свой бизнес от разорения, многие белорусские и российские фирмы перенесли его в Казахстан, зарегистрировав предприятия на территории нашей страны.

Всё бы ничего, да только отечественные грузоперевозчики стали нести убытки и жаловаться на экспансию новых конкурентов. Об этом на одном из заседаний мажилиса говорил депутат от фракции «Ак жол» Максат Раманкулов.

«Российские и белорусские компании регистрируются в Казахстане, получают казахстанские номера на большегрузы, выбирают бланки разрешений, так называемые «дозволы», и беспрепятственно въезжают и выезжают из Европы под флагом Казахстана. Нехватка иностранных бланков разрешений вызвала резкий скачок цен на данные услуги. Если в 2021 году стоимость фрахта одного автотранспорта для перевозки грузов составляла 5-6 тыс. евро, то сейчас цены выросли до 10-15 тыс. Все эти расходы, в конечном счёте, ложатся на потребителя».

Максат Раманкулов. Фото пресс-службы мажилиса

Поясним, что «дозволом» называют бланк разрешения на международные автотранспортные грузоперевозки. Это своего рода лицензия, без которой ни одного водителя фуры не пропустят через границу. Проблема в том, что в нашей стране в последнее время возникли явные перекосы с системой выдачи «дозволов».

По информации депутата, их выдают считанным крупным логистическим компаниям и перепродают другим автоперевозчикам. Из-за возникшего дефицита бланков разрешений расценки на международные грузоперевозки в нашей стране поднялись почти в 3 раза, что сильно ударило по кошельку отечественных автоперевозчиков.

Раманкулов винит в этом белорусские и российские транспортные компании.

«Они создают конкуренцию и выдавливают с рынка наши предприятия, тем самым снижая доходы местных компаний и населения, поскольку на их большегрузах работают, в основном, граждане России и Беларуси».

Депутат считает, что необходимо срочно разработать меры регулирования в отношении иностранных компаний, работающих в сфере услуг на территории Казахстана, с учётом защиты национальных экономических интересов нашей страны. Только так можно оградить и защитить отечественных предпринимателей от нечестной конкуренции с зарубежными фирмами.

Мнение депутата Раманкулова разделяют его соратники по партии. 11 мая они направили депутатский запрос на имя министра индустрии и инфраструктурного развития РК Каирбека Ускенбаева.

Народные избранники предложили несколько вариантов решения проблемы международных грузоперевозок в нашей стране. В первую очередь, необходимо проверить и усилить контроль над компаниями, не использующими выделенные бланки разрешений, и предусмотреть порядок их возврата в электронном формате. Важно также предоставлять льготные условия для таможенной очистки и лизинга новых автотранспортных средств, покупаемых казахстанскими автопредприятиями. Кроме того, депутаты предлагают провести двусторонние переговоры со странами Евросоюза и добиться увеличения квоты на объём перевозок, в том числе увеличить квоту на трёхсторонние бланки разрешений.

«Все эти меры существенно улучшат ситуацию с быстрой доставкой грузов, решат проблемы автоперевозчиков на международной арене, увеличат поступления в бюджет страны и создадут рабочие места».

Демпинг

Наши журналисты пообщались по телефону с водителями-дальнобойщиками, занимающимися международными и междугородними грузовыми автоперевозками. К сожалению, на контакт собеседники шли неохотно, тщательно подбирая слова, и отказываясь называть свои полные данные. Уже в ходе общения выяснилась причина их немногословности. Оказывается, многие из них или занимаются перевозками не совсем легально, или боятся последствий за свои откровения.

Водители-дальнобойщики стоят в очереди на пересечение госграницы. Фото kavkazru.press

Всё, что удалось у них узнать, так это то, что бизнес грузоперевозок в нашей стране переживает не лучшие времена. Действительно, из-за прихода на наш рынок российских и белорусских крупных транспортных компаний, резко возросла конкуренция на внутреннем рынке. Это, в свою очередь, привело к колебаниям расценок на автоперевозки из Польши, Прибалтики, Германии и других стран ЕС. Что-то подорожало, что-то подешевело, но в любом случае количество заказов казахстанских грузоперевозчиков сократилось.

«Пару лет назад российские и белорусские компании-производители товаров народного потребления откровенно демпинговали, заходя на наш потребительский рынок. Они специально занижали цены на свои продукты питания, бытовую химию и одежду, чтобы вытеснить казахстанских конкурентов и занять их место. Сейчас российские и белорусские автоперевозчики выживают наши компании, перехватывая большую долю разрешений на грузоперевозки в ЕС, и соответственно, получая больше заказов. Надо ужесточить к ним требования при регистрации их предприятий в Казахстане, отслеживать процедуру получения ими разрешений на международные перевозки и следить за культурой вождения за рубежом и поведением водителей, раз они ездят по Европе с нашими номерными знаками», – говорят казахстанские дальнобойщики.

При этом собеседники не снимали с себя ответственности за то, что бизнес грузоперевозок в Казахстане находится в кризисном состоянии. Условия для его развития у нас есть, а вот желания работать согласно букве Закона – нет. Многие хотят зарабатывать в обход установленных правил, регламентов и предписаний, чтобы не платить за оформление документов и не проходить те или иные процедуры.

Простой пример. Для того чтобы получить удостоверение «О допуске к осуществлению международных автомобильных перевозок» водителю необходимо оплатить в банке госпошлину в размере 0,25 МРП (795 тенге). Карточка допуска на автотранспортное средство, которая прилагается к этому удостоверению, выдаётся бесплатно.

Затем водитель предоставляет в онлайн-режиме в НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» следующие документы:

  • удостоверение личности;
  • документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за выдачу удостоверения допуска;
  • копию договора аренды автотранспортных средств (в случае аренды автотранспортных средств);
  • копию свидетельства о периодической проверке (инспекции) тахографа.

Тахоограф – это контрольное устройство, устанавливаемое на борту автотранспортных средств. Предназначено для регистрации скорости, режима труда, отдыха водителей и членов экипажа.

Через 2 рабочих дня разрешение на грузоперевозки готово. Не надо бегать и суетиться по различным инстанциям, сидеть в очередях и долго оформлять документы. Просто сдал их по принципу «одного окна», подождал 48 часов, пока их подготовят, и можешь спокойно приступать к автоперевозкам и зарабатывать себе на жизнь.

Загвоздка в том, что водителю требуется иметь на руках полный пакет документов, подтверждающих легальность перевозимого груза. Это договор заказчика перевозки с транспортной компанией, товарно-транспортные накладные, путевой лист, сертификат о происхождении не специфического груза, если есть таковой. Плюс договор со страховой компанией, а ещё надо ежемесячно делать обязательные отчисления в бюджет (налоги, пенсионные, медстраховка).

Далеко не все водители фур, особенно работающие как индивидуальные предприниматели, хотят заморачиваться со сбором и оформлением документов, так как на это уходит немало времени и денег. Вот они правдами и неправдами перевозят грузы при скромном наборе разрешительных документов, в основном, в Россию, Кыргызстан, Узбекистан и Грузию, так как в ЕС строго обстоят дела с проверкой документов и соблюдением законов.

Расценки на перевозки сегодня такие: по Казахстану – 350 тенге за один км, по территории Таможенного союза – 400 тг/км, в Европе – 600 тг/км. Это если везти груз на рефрижераторе.

Стоимость «дозвола» в ЕС тоже разнится, но точную цифру дальнобойщики не хотят озвучивать. Одни ссылались на то, что якобы не в курсе тарифов, поскольку этой информацией владеют только бухгалтеры транспортных компаний. Другие говорили, что разрешение на международные грузоперевозки обходятся им в «несколько тысяч евро».

Под личную ответственность

Самым словоохотливым оказался Сергей из Нур-Султана. Ему 38 лет, у него своё ИП. Грузоперевозками из Казахстана в Россию и обратно он занимается с 2010 года. Раньше мужчина работал водителем категории «В» в крупном столичном предприятии, потом ушёл на вольные хлеба.

«В основном, я перевожу на своей «Газели» домашние вещи из Нур-Султана в Москву, Питер и Новосибирск. Дела в последнее время идут не важно, потому что нет фиксированных расценок на услуги. К примеру, пару лет назад я за доставку груза до Москвы брал 600 тысяч тенге, а сейчас мои знакомые соглашаются и за 200 тысяч. Знаете, кто как договорится, так и работает. Конкуренция возросла, заказов становится меньше, поэтому работаем порой себе в убыток, лишь бы продержаться на плаву. О прибыли речь не идёт, так как не те времена нынче, чтобы диктовать заказчику свои условия и выбирать достойные предложения».  

На доставку груза из столицы Казахстана в Москву у водителя «Газели» уходит 5 дней, в Новосибирск – минимум 4 дня. Из-за малого объёма груза - не более 2,5 тонн или 25 кубов, Сергей не проходит растаможку. Для того чтобы не возникало недоразумений при прохождении границы, он перед поездкой составляет договор с отправителем, в котором чётко указываются обязательства сторон, контактные данные и характер груза. Страховку на каждый груз водитель не оформляет, потому что накладно выходит. За ценность и сохранность вещей он несёт личную ответственность.

Фото fonar.tv

По словам Сергея, никаких проблем с сотрудниками дорожной полиции, пограничниками и таможенниками по обеим сторонам границы у него не возникает. Никто ничего у него не вымогает и не придирается к содержимому кузова его «Газели», чего не всегда скажешь о дальнобойщиках. Тех могут тормознуть в любой момент и наказать рублём за любую провинность. Поэтому водителям очень важно быть в курсе всех изменений в законах и пакете международных санкций против России.

«Сейчас к ввозу на территорию Российской Федерации запрещены алкоголь, удобрения, морепродукты, полупроводники, высокотехнологичная электроника, программное обеспечение и транспортное оборудование. Плюс авиа- и железнодорожные запчасти, цемент, уголь. Сам я, от греха подальше, всегда отказываюсь перевозить медикаменты, любое не габаритное оборудование и домашних животных. В лучшие времена я в среднем 2 раза в месяц выезжал в рейсы. Сейчас неделями жду хороших заказов».

4 года назад Сергей активно возил грузы в Калининград через Беларусь и Литву. Один раз ездил в Калининград через Санкт-Петербург, но из-за того, что пришлось плыть паромом, отказался от такого маршрута. Сейчас он ездит проторенными путями в 3 российских города, и кормит таким образом свою семью.

Из последних изменений наш герой отметил введение платного ПЦР-теста при пересечении границы, раньше эта услуга для грузоперевозчиков была бесплатной.

Мы будем следить за развитием ситуации. Узнаем, какие меры принял глава МИИР по защите казахстанских автоперевозчиков и как решается проблема с дефицитом и с ростом цен на разрешения заниматься международными грузоперевозками в странах Евросоюза.


Комментируй, делись мнением у нас в Facebook!

Получай оперативные новости дня в свой смартфон: подпишись на Orda.kz в Telegram.


Лента новостей

все новости