Демпинг, отсутствие страховок и легальных разрешений – как работают казахстанские дальнобойщики
Почему из-за санкций Запада страдают казахстанские грузоперевозчики, и как им можно помочь, разбиралась Orda.kz.
9 апреля 2022 года Евросоюз запретил автомобильные грузоперевозки, в том числе транзитные, для белорусских и российских компаний. Причиной послужили события на Украине, к которой Беларусь, по его мнению, причастна.
Как бы там ни было, но транспортные и логистические компании двух стран-союзников практически лишились возможностей заниматься международными автомобильными грузоперевозками. Они теперь могут доставлять из стран ЕС только почту и грузы в гуманитарных целях. Чтобы спасти свой бизнес от разорения, многие белорусские и российские фирмы перенесли его в Казахстан, зарегистрировав предприятия на территории нашей страны.
Всё бы ничего, да только отечественные грузоперевозчики стали нести убытки и жаловаться на экспансию новых конкурентов. Об этом на одном из заседаний мажилиса говорил депутат от фракции «Ак жол» Максат Раманкулов.
«Российские и белорусские компании регистрируются в Казахстане, получают казахстанские номера на большегрузы, выбирают бланки разрешений, так называемые «дозволы», и беспрепятственно въезжают и выезжают из Европы под флагом Казахстана. Нехватка иностранных бланков разрешений вызвала резкий скачок цен на данные услуги. Если в 2021 году стоимость фрахта одного автотранспорта для перевозки грузов составляла 5-6 тыс. евро, то сейчас цены выросли до 10-15 тыс. Все эти расходы, в конечном счёте, ложатся на потребителя».
Поясним, что «дозволом» называют бланк разрешения на международные автотранспортные грузоперевозки. Это своего рода лицензия, без которой ни одного водителя фуры не пропустят через границу. Проблема в том, что в нашей стране в последнее время возникли явные перекосы с системой выдачи «дозволов».
По информации депутата, их выдают считанным крупным логистическим компаниям и перепродают другим автоперевозчикам. Из-за возникшего дефицита бланков разрешений расценки на международные грузоперевозки в нашей стране поднялись почти в 3 раза, что сильно ударило по кошельку отечественных автоперевозчиков.
Раманкулов винит в этом белорусские и российские транспортные компании.
«Они создают конкуренцию и выдавливают с рынка наши предприятия, тем самым снижая доходы местных компаний и населения, поскольку на их большегрузах работают, в основном, граждане России и Беларуси».
Депутат считает, что необходимо срочно разработать меры регулирования в отношении иностранных компаний, работающих в сфере услуг на территории Казахстана, с учётом защиты национальных экономических интересов нашей страны. Только так можно оградить и защитить отечественных предпринимателей от нечестной конкуренции с зарубежными фирмами.
Мнение депутата Раманкулова разделяют его соратники по партии. 11 мая они направили депутатский запрос на имя министра индустрии и инфраструктурного развития РК Каирбека Ускенбаева.
Народные избранники предложили несколько вариантов решения проблемы международных грузоперевозок в нашей стране. В первую очередь, необходимо проверить и усилить контроль над компаниями, не использующими выделенные бланки разрешений, и предусмотреть порядок их возврата в электронном формате. Важно также предоставлять льготные условия для таможенной очистки и лизинга новых автотранспортных средств, покупаемых казахстанскими автопредприятиями. Кроме того, депутаты предлагают провести двусторонние переговоры со странами Евросоюза и добиться увеличения квоты на объём перевозок, в том числе увеличить квоту на трёхсторонние бланки разрешений.
«Все эти меры существенно улучшат ситуацию с быстрой доставкой грузов, решат проблемы автоперевозчиков на международной арене, увеличат поступления в бюджет страны и создадут рабочие места».
Демпинг
Наши журналисты пообщались по телефону с водителями-дальнобойщиками, занимающимися международными и междугородними грузовыми автоперевозками. К сожалению, на контакт собеседники шли неохотно, тщательно подбирая слова, и отказываясь называть свои полные данные. Уже в ходе общения выяснилась причина их немногословности. Оказывается, многие из них или занимаются перевозками не совсем легально, или боятся последствий за свои откровения.
Всё, что удалось у них узнать, так это то, что бизнес грузоперевозок в нашей стране переживает не лучшие времена. Действительно, из-за прихода на наш рынок российских и белорусских крупных транспортных компаний, резко возросла конкуренция на внутреннем рынке. Это, в свою очередь, привело к колебаниям расценок на автоперевозки из Польши, Прибалтики, Германии и других стран ЕС. Что-то подорожало, что-то подешевело, но в любом случае количество заказов казахстанских грузоперевозчиков сократилось.
«Пару лет назад российские и белорусские компании-производители товаров народного потребления откровенно демпинговали, заходя на наш потребительский рынок. Они специально занижали цены на свои продукты питания, бытовую химию и одежду, чтобы вытеснить казахстанских конкурентов и занять их место. Сейчас российские и белорусские автоперевозчики выживают наши компании, перехватывая большую долю разрешений на грузоперевозки в ЕС, и соответственно, получая больше заказов. Надо ужесточить к ним требования при регистрации их предприятий в Казахстане, отслеживать процедуру получения ими разрешений на международные перевозки и следить за культурой вождения за рубежом и поведением водителей, раз они ездят по Европе с нашими номерными знаками», – говорят казахстанские дальнобойщики.
При этом собеседники не снимали с себя ответственности за то, что бизнес грузоперевозок в Казахстане находится в кризисном состоянии. Условия для его развития у нас есть, а вот желания работать согласно букве Закона – нет. Многие хотят зарабатывать в обход установленных правил, регламентов и предписаний, чтобы не платить за оформление документов и не проходить те или иные процедуры.
Простой пример. Для того чтобы получить удостоверение «О допуске к осуществлению международных автомобильных перевозок» водителю необходимо оплатить в банке госпошлину в размере 0,25 МРП (795 тенге). Карточка допуска на автотранспортное средство, которая прилагается к этому удостоверению, выдаётся бесплатно.
Затем водитель предоставляет в онлайн-режиме в НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» следующие документы:
- удостоверение личности;
- документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за выдачу удостоверения допуска;
- копию договора аренды автотранспортных средств (в случае аренды автотранспортных средств);
- копию свидетельства о периодической проверке (инспекции) тахографа.
Тахоограф – это контрольное устройство, устанавливаемое на борту автотранспортных средств. Предназначено для регистрации скорости, режима труда, отдыха водителей и членов экипажа.
Через 2 рабочих дня разрешение на грузоперевозки готово. Не надо бегать и суетиться по различным инстанциям, сидеть в очередях и долго оформлять документы. Просто сдал их по принципу «одного окна», подождал 48 часов, пока их подготовят, и можешь спокойно приступать к автоперевозкам и зарабатывать себе на жизнь.
Загвоздка в том, что водителю требуется иметь на руках полный пакет документов, подтверждающих легальность перевозимого груза. Это договор заказчика перевозки с транспортной компанией, товарно-транспортные накладные, путевой лист, сертификат о происхождении не специфического груза, если есть таковой. Плюс договор со страховой компанией, а ещё надо ежемесячно делать обязательные отчисления в бюджет (налоги, пенсионные, медстраховка).
Далеко не все водители фур, особенно работающие как индивидуальные предприниматели, хотят заморачиваться со сбором и оформлением документов, так как на это уходит немало времени и денег. Вот они правдами и неправдами перевозят грузы при скромном наборе разрешительных документов, в основном, в Россию, Кыргызстан, Узбекистан и Грузию, так как в ЕС строго обстоят дела с проверкой документов и соблюдением законов.
Расценки на перевозки сегодня такие: по Казахстану – 350 тенге за один км, по территории Таможенного союза – 400 тг/км, в Европе – 600 тг/км. Это если везти груз на рефрижераторе.
Стоимость «дозвола» в ЕС тоже разнится, но точную цифру дальнобойщики не хотят озвучивать. Одни ссылались на то, что якобы не в курсе тарифов, поскольку этой информацией владеют только бухгалтеры транспортных компаний. Другие говорили, что разрешение на международные грузоперевозки обходятся им в «несколько тысяч евро».
Под личную ответственность
Самым словоохотливым оказался Сергей из Нур-Султана. Ему 38 лет, у него своё ИП. Грузоперевозками из Казахстана в Россию и обратно он занимается с 2010 года. Раньше мужчина работал водителем категории «В» в крупном столичном предприятии, потом ушёл на вольные хлеба.
«В основном, я перевожу на своей «Газели» домашние вещи из Нур-Султана в Москву, Питер и Новосибирск. Дела в последнее время идут не важно, потому что нет фиксированных расценок на услуги. К примеру, пару лет назад я за доставку груза до Москвы брал 600 тысяч тенге, а сейчас мои знакомые соглашаются и за 200 тысяч. Знаете, кто как договорится, так и работает. Конкуренция возросла, заказов становится меньше, поэтому работаем порой себе в убыток, лишь бы продержаться на плаву. О прибыли речь не идёт, так как не те времена нынче, чтобы диктовать заказчику свои условия и выбирать достойные предложения».
На доставку груза из столицы Казахстана в Москву у водителя «Газели» уходит 5 дней, в Новосибирск – минимум 4 дня. Из-за малого объёма груза - не более 2,5 тонн или 25 кубов, Сергей не проходит растаможку. Для того чтобы не возникало недоразумений при прохождении границы, он перед поездкой составляет договор с отправителем, в котором чётко указываются обязательства сторон, контактные данные и характер груза. Страховку на каждый груз водитель не оформляет, потому что накладно выходит. За ценность и сохранность вещей он несёт личную ответственность.
По словам Сергея, никаких проблем с сотрудниками дорожной полиции, пограничниками и таможенниками по обеим сторонам границы у него не возникает. Никто ничего у него не вымогает и не придирается к содержимому кузова его «Газели», чего не всегда скажешь о дальнобойщиках. Тех могут тормознуть в любой момент и наказать рублём за любую провинность. Поэтому водителям очень важно быть в курсе всех изменений в законах и пакете международных санкций против России.
«Сейчас к ввозу на территорию Российской Федерации запрещены алкоголь, удобрения, морепродукты, полупроводники, высокотехнологичная электроника, программное обеспечение и транспортное оборудование. Плюс авиа- и железнодорожные запчасти, цемент, уголь. Сам я, от греха подальше, всегда отказываюсь перевозить медикаменты, любое не габаритное оборудование и домашних животных. В лучшие времена я в среднем 2 раза в месяц выезжал в рейсы. Сейчас неделями жду хороших заказов».
4 года назад Сергей активно возил грузы в Калининград через Беларусь и Литву. Один раз ездил в Калининград через Санкт-Петербург, но из-за того, что пришлось плыть паромом, отказался от такого маршрута. Сейчас он ездит проторенными путями в 3 российских города, и кормит таким образом свою семью.
Из последних изменений наш герой отметил введение платного ПЦР-теста при пересечении границы, раньше эта услуга для грузоперевозчиков была бесплатной.
Мы будем следить за развитием ситуации. Узнаем, какие меры принял глава МИИР по защите казахстанских автоперевозчиков и как решается проблема с дефицитом и с ростом цен на разрешения заниматься международными грузоперевозками в странах Евросоюза.
Комментируй, делись мнением у нас в Facebook!
Получай оперативные новости дня в свой смартфон: подпишись на Orda.kz в Telegram.
Лента новостей
- Казахстан возьмёт опеку над древними памятниками Египта
- «Должны быть бесполыми» и «указ пресс-службы президента». Главное про съезд судей с участием Токаева
- Референдум АЭС: список избирательных участков за рубежом опубликовал МИД
- Полицейский из ЗКО вымогал у фермера деньги за покровительство
- Как будут работать кассационные суды в Казахстане, рассказал Токаев
- Перестрелка в Алматинской области: есть погибший
- Ждать ли Казахстану дефицита бензина во время ремонта на АНПЗ
- Пользу от прямых трансляций суда над Бишимбаевым отметил президент Казахстана
- Эксперты предсказали Казахстану высокую инфляцию и ослабление тенге
- Газету «Уральская неделя» оштрафовали
- Президент Казахстана встретился с главами спецслужб СНГ
- Halyk получил премию от фонда «Қазақстан Халқына»
- Инвесторы проявили рекордный интерес к евробондам Казахстана
- В Алматы изъяли участок земли, предназначенный для строительства АЗС и гостиницы
- Интернет-премьеры октября: доминация женщин и возвращение на «Платформу»
- Первый замминистра внутренних дел занял место Ляззат Калтаевой в Сенате
- Сайгачьи рога, вейпы и миллионы долларов: что незаконно пытаются провезти через Хоргос
- Туман, заморозки и ветер — прогноз погоды на 4 октября
- Ушедший из двора мальчик был найден ночью после четырёх часов поисков
- Лига конференций УЕФА: «Астана» обыграла сербский «ТСЦ»