Долгие каникулы снижают интеллект ребёнка

cover

Длительные выходные для школьников есть не во всех странах. Почему ребёнку летом нужно развиваться и как дистанционное обучение повлияло на учебную мотивацию детей, разбирался редактор Orda.kz.

На прошлой неделе в школах Казахстана прозвенел последний звонок, долгожданный не только для детей, но и для родителей. И те, и другие могут на какое-то время забыть о школьных буднях и немного отдохнуть от учебного режима, СОР-ов и СОЧ-ей. Некоторые родители стараются на лето отправить свое чадо в лагерь, в спортивные секции, а кто-то и вовсе к родственникам в аул. Но большая часть считает, что детям не нужно организовывать досуг на период летних каникул. Кстати, время, отведённое на летние школьные каникулы в разных странах, отличается. Так, в Южной Корее летом дети отдыхают всего три недели, в Турции – три месяца, в Великобритании – две недели, в США – около 10 недель.

Мало кто знает, но длительные школьные каникулы вредят мозгу и негативно влияют на усвоение знаний детьми. Учёные университета Балтимора (Великобритания) провели исследование и пришли к выводу, что длительные перерывы в обучении вредят усвоению знаний у детей. Они отмечают, что за три месяца летнего отдыха дети забывают почти 25% информации, которую изучили за год. Такая тенденция хуже всего влияет на детей из малообеспеченных семей, ведь их родители часто не имеют средств, чтобы отправить ребенка на лето в лагерь или на обучающие курсы.

Учёные также отмечают, что именно различия в знаниях по причине летнего перерыва могут влиять на разницу в успеваемости между детьми из обеспеченных и малообеспеченных семей. Помимо этого, долгие каникулы могут «ударить» по кошельку родителей, ведь теперь нужно организовывать досуг детей самостоятельно и тратить на него определённые суммы, а не полагаться в этом только на школу.

Два года назад к проблемам с потерей знаний летом добавилось дистанционное обучение из-за пандемии коронавируса. Вместе со взрослыми, которые были вынуждены работать из дома, на удалённый режим обучения перевели и школьников. Спустя месяц такой формат учёбы глубоко отразился на усвоении знаний и поведении школьников по всему миру.

Как сообщают Human Rights Watch, по данным на май 2021 года, в 26 странах мира школы были полностью закрыты для учебы, а в 55 – частично. По данным ЮНЕСКО, во всём мире с перебоями в учёбе из-за пандемии в той или иной мере столкнулись около 90% детей школьного возраста. Для большого количества детей пандемия только ухудшила прежние проблемы: по данным ООН, ещё до локдаунов каждый пятый ребёнок в мире не посещал школу. Закрытие школ из-за острой эпидемической ситуации, как правило, хуже всего повлияло на детей из тех социальных групп, которые и ранее попадали под дискриминацию и не имели доступа к образованию.

Фото Pexels

Проблемы дистанционного обучения не обошли стороной и Казахстан. Ещё год назад министр образования Асхат Аймагамбетов сообщил, что третьего года обучения в удалённом режиме образовательная система Казахстана не выдержит. Он отметил, что знания школьников заметно снизились за этот период. Это подтверждают и казахстанские учителя. Они признались, что нагрузка на преподавателей выросла, а доплаты за это они не получали. К тому же у детей «упали» концентрация и усидчивость, что привело к снижению интереса к учёбе в целом и, как следствие, снижению уровня знаний.

Многие родители, чтобы восполнить пробелы в знаниях своих детей, особенно после дистанционного обучения, записывают их в различные образовательные центры. Там школьники могут подтянуть свои познания по предметам, в которых отмечался спад успеваемости. Несмотря на то, что дополнительные курсы доступны не всем родителям, сейчас на рынке существует большое количество различных центров на любой кошелёк. И даже если отправить ребенка на недорогие курсы, это заметно укрепит его умственный багаж, в отличие от полного их отсутствия.

Пандемия повлияла и на услуги образовательных курсов. Если три-четыре года назад они в основном ориентировались на абитуриентов и тех, кто планирует переезд на ПМЖ, то сейчас их услуги охватывают школьников и студентов всех возрастов. Как отмечает ментор образовательного центра Aiplus Петр Ни, многие родители после пандемии столкнулись с тем, что у детей снизился интерес к учёбе, а методика школьных онлайн-занятий была придумана в спешке. В совокупности ситуация ухудшила восприятие учебной информации детьми. В этот период обучение проходило не в полной мере, и с этим столкнулись не только дети, но и их родители.

Он также отметил, что обучение в дистанционном формате застало наше общество врасплох.


«Многие родители столкнулись с тем, что дистанционная учёба снизила интерес к урокам у детей. К сожалению, наше общество не было готово к онлайн-обучению, и всё это сказалось на:

- мотивации ребёнка обучаться;

- социализации ребёнка;

- пробелах в знаниях;

- самостоятельности.

Дети перестали ставить себе цели, они не видели возможностей, которые открываются перед ними благодаря обучению. Если раньше (до пандемии – Прим. ред.) «раскрыть» учебный потенциал ребёнка удавалось за две-три недели, то сейчас порой недостаточно и месяца», – отметил он.

Ментор рассказал, что образовательные центры, такие как Aiplus, создают комфортную для учёбы среду и используют индивидуальный подход в обучении.


«Мы помогаем ребёнку понять и прояснить свои цели, напоминаем о том, каких успехов он может добиться, если будет хорошо учиться. Мы разъясняем ему, зачем нужны знания, как он может их использовать. Атмосфера образовательного центра помогает детям быстро адаптироваться и включиться в процесс обучения, потому что комфорт для детей играет огромную роль в усвоении новой информации. Учебные планы и разработки построены таким образом, чтобы детям было интересно погружаться в мир знаний. А программы обучения подстраиваются под пробелы в знаниях учеников», – рассказал он.


Петр также отмечает особую роль тренеров и менторов в образовательных центрах.


«Они находятся на одной волне с детьми, стараются создать тёплые и доверительные отношения, которые психологически помогают ребёнку усваивать знания. Основным ключом к успеху в обучении детей, и не только после пандемии, на мой взгляд, являются два фактора: интерес и осознанность. Вся работа в нашем образовательном центре направлена на воплощение этих двух понятий», – отмечает ментор.

Он также рассказал, что в этом центр Aiplus преуспел и уже на протяжении семи лет показывает лучшие результаты по поступлению своих учащихся в ведущие школы страны. По данным за 2021 год, 622 учащихся центра поступили в Назарбаев Интеллектуальные школы по всему Казахстану.

Ученики с преподавателем центра Aiplus

Восстановление интереса к учёбе у детей зависит от многих факторов. Это и игровая форма подачи информации, и поддержка ребёнка в его увлечениях, поощрение его достижений, а главное – минимизация стрессов. Если вы находитесь в доверительных, поддерживающих отношениях с маленьким учеником, с добром и пониманием относитесь к ребёнку, то замотивировать его на успехи в обучении не будет сложным. А если сложности появятся, то в этом всегда могут помочь образовательные курсы.


Комментируй, делись мнением у нас в Facebook!

Получай оперативные новости дня в свой смартфон: подпишись на Orda.kz в Telegram.


Лента новостей

все новости