«Дизельная лихорадка»: что говорит министерство

cover Фото: Pixabay

Вопрос топлива за последние недели по-настоящему поджёг общественное негодование: казахстанцы жалуются на нехватку горючего. Что сейчас происходит на дизельном поприще, рассказали министр энергетики Болат Акчулаков и председатель правления «КазМунайГаза» Магзум Мирзагалиев на брифинге в СЦК.

Министр отметил, что в сентябре Казахстан будет импортировать дизельное топливо из соседней России объёмом до 100 тысяч тонн.

«Предполагаются две партии топлива с общим объёмом до 100 тысяч тонн из России. В ближайшем времени поставщиков в таком количестве дизтоплива просто нет. Это всё входит в рамки индикативных балансов. Такая возможность импортирования российского дизтоплива и авиационного керосина была предусмотрена изначально. Поэтому сейчас отгрузки уже начались, компания «КазМунайГаз» непосредственно этим вопросом занимается, и мы в скором времени ожидаем первую партию импортного дизельного топлива», – заявил Болат Акчулаков.

Расширение Шымкентского НПЗ

Журналисты поинтересовались у министра, ожидается ли строительство четвёртого нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) в Казахстане. Акчулаков отметил, что строительство нового завода в министерстве отождествляется с расширением Шымкентского НПЗ, так как изначально этот завод был запланирован на 12 миллионов тонн мощности.

Шымкентский нефтеперерабатывающий завод – один из трёх ведущих нефтеперерабатывающих заводов Казахстана. Построен в 1985 году, является новейшим в республике. Проектная мощность Шымкентского НПЗ составляет 6 миллионов тонн в год.

«Главная задача – это баланс: нужно закрывать внутренние потребности и при этом иметь профицит для экспорта. Однако если строить ещё на пять или на 10 миллионов тонн в год новый завод, то мы столкнёмся с его затовариванием, потому что в граничащих с Казахстаном странах такой ёмкости по экспорту нет. Поэтому четвёртый НПЗ для нас отождествляется с понятием расширения Шымкентского НПЗ от двух до трёх миллионов тонн на первой очереди. То есть если завод в Шымкенте сегодня работает на шесть миллионов, то довести его мы планируем до девяти миллионов тонн. Для этого ведутся переговоры с нашими партнёрами. Это вопрос времени», – заявил министр энергетики.

К слову, из-за дефицита Казахстан вынужден завозить около 100 тысяч тонн дизтоплива. Если Шымкентский завод расширить до девяти миллионов тонн и наладить контроль за перетоками, то появится значительное количество продукта в профиците для экспорта. Расширение завода займёт три-четыре года, однако стоит учитывать расширение в условиях действующего производства и подключение старой и новой части.

Производство нефтепродуктов

В министерстве заявили, что рост цен на горючее на внутреннем рынке не предполагается: для этого увеличили объём переработки нефти. Прогноз производства нефтепродуктов на 2022 год составляет 13,72 миллиона тонн, что более чем на 1,04 миллиона выше, чем в 2021 году.

Уже по итогам восьми месяцев этого года в Казахстане произвели 3,53 миллиона тонн дизельного топлива. Это больше на 259 тысяч тонн, или 10,5%, чем за аналогичный период 2021 года.

Динамика производства дизельного топлива с 2017 года

Как обеспечивают топливом сельхозтоваропроизводителей

Производители сельскохозяйственной продукции (далее – СХТП) в июле отгрузили 106,6 тысячи тонн топлива, в августе – 145,6 тысячи тонн. Отгрузка в адрес СХТП осуществляется на приоритетной основе и находится под постоянным контролем, отметил министр.

Всего планируется отгрузить 423,5 тысячи тонн дизельного топлива в адрес СХТП.

Какие меры были приняты

• Вывоз с территории Казахстана автомобильным транспортом бензина, дизельного топлива и отдельных видов нефтепродуктов запрещён.
• Введены дифференцированные цены на АЗС.
• Экспорт прочих видов нефтепродуктов разрешён только с нефтеперерабатывающими заводами Казахстана.
• Осуществляется приоритетная отгрузка в регионы с наиболее критичной ситуацией по остаткам дизельного топлива.
• Планируется создание оперативных штабов на уровне акиматов областей и городов республиканского значения для мониторинга остатков и принятия решений на местном уровне.

О других мерах министерства мы писали здесь.

Битум и всё, что с ним связано

Битум – продукт выветривания нефти. Применяется в дорожном строительстве и в производстве изоляционных материалов.

В стране планируется наращивать производство битума: план производства на 2022 год составлял 726 тысяч тонн, фактически за восемь месяцев произведено около 600 тысяч тонн.

План не исполнен. Компания QazaqBitum объясняет это отсутствием заявок от дорожно-строительных компаний в связи с высокими ценами на битум в сравнении с другими НПЗ, так как QazaqBitum производит его из импортного сырья (гудрон).

«Цена на битум у QazaqBitum (225 тысяч тенге/тонна), с учётом закупок российского гудрона, сопоставима или ниже по сравнению с ценами в Российской Федерации (до 230 тысяч тенге/тонна без учёта доставки) и Республике Беларусь (до 200 тысяч тенге/тонна с доставкой). Таким образом, учитывая, что QazaqBitum обеспечивает рабочие места и создаёт добавленную стоимость, считаем, что более целесообразно использовать производственные мощности QazaqBitum», – заявил министр Акчулаков.

В результате переговоров между Казахстаном и РФ объём импорта гудрона увеличили с 280 до 430 тысяч тонн.

Дизельные проблемы в Казахстане

С приближением осени нехватка дизельного топлива накрыла всю страну, вынудив министерство установить дифференцированные цены на дизельное топливо. Эксперт нефтегазовой отрасли и обозреватель Orda.kz Артур Шахназарян рассуждает, почему Казахстан сотрясает дизельная лихорадка и кто в этом виноват.


Комментируй, делись мнением у нас в Facebook!

Получай оперативные новости дня в свой смартфон: подпишись на Orda.kz в Telegram.


Лента новостей

все новости