Дело избитых юристов в Алматы: почему в отношении сына депутата Турлыханова избрали мягкую меру пресечения?

cover Коллаж Orda.kz

Кого из офицеров войсковой части 30212 наказали за самоволку рядового Болата, и как Минобороны ужесточило требования по предоставлению увольнительных солдатам срочной службы после ЧП с избиением супругов-юристов, выясняла Orda.kz

В Министерстве обороны и Главной военной прокуратуре после долгого молчания наконец-то прокомментировали неудобные вопросы корреспондента Orda.kz о деталях скандального уголовного дела в отношении сына депутата мажилиса Даулета Турлыханова рядового Болата Нурасыла. Редакция сверила данные двух ведомств с показаниями свидетелей в ходе главного судебного разбирательства и выводами военного следствия, и обратила внимание на некоторые расхождения.

Например, главная военная прокуратура отрицает семь фактов увольнительных Болата за время несения срочной службы, о которых говорится в материалах его уголовного дела. А Минобороны наказало за самоволку Болата офицеров младшего звена, а не старшего, хотя свидетели утверждали, что разрешение на выезд рядового за пределы отарского гарнизона дало командование части. 

Журналисты Orda.kz внимательно изучили сведения, предоставленные оборонным и надзорным ведомствами, чтобы понять, какой урок из громкого ЧП извлекли военачальники и почему подсудимому Болату избрали мягкую меру пресечения. 

Виновные наказаны, оргвыводы сделаны!

Корреспондент Orda.kz следит за ходом главных судебных разбирательств по скандальному делу рядового Нурасыла Болата, подозреваемого в избиении супругов Черновых в ночь с 10 на 11 февраля 2023 года в паркинге алматинского торгового дома Esentai Mall. На одном из заседаний военного суда мы узнали интересную информацию об обстоятельствах увольнения Болата в день ЧП. Оказывается, его вместе с другим солдатом Оразгали Омаром увёз на машине отец Даулет Турлыханов, в нарушении действующих правил устава внутренней службы Вооружённых сил РК. Эти правила запрещают рядовым во время увольнения покидать пределы своего гарнизона. Но троица, зная об этом, всё же уехала в Алматы. 

Даулет Турлыханов и его сын Нурасыл Болат. Фото uww.asia

В южной столице между Болатом Нурасылом и четой Черновых произошёл конфликт, переросший в драку. В итоге Анна и Олег Черновы пострадали, а в отношении Болата возбудили уголовное дело по части 2 статьи 107 УК РК "Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью", наказание по которой предусматривает ограничение или лишение свободы на срок до трёх лет.

Журналист Orda.kz решил выяснить, какое наказание понесли командиры, и ужесточились ли с тех пор в войсках требования к увольнению солдат? Дополнительным поводом к размышлению послужил недавний казус с рядовым Оразгали Омаром, бывшим сослуживцем и приятелем подсудимого Болата. Выяснилось, что Оразгали трижды посещал судебные заседания, несмотря на свой статус свидетеля защиты, не позволяющий ему слушать выступления других участников процесса.

Редакция Orda.kz направила редакционные запросы в Министерство обороны и главную военную прокуратуру, чтобы узнать, какой урок извлекли военачальники из ЧП с рядовым Болатом, и как оба ведомства совместными усилиями укрепляют в армии дисциплину. 

После недельного ожидания ответы всё-таки пришли. Один за подписью первого заместителя главного военного прокурора Максата Казиева, второй от пресс-службы Министерства обороны. 

Скриншот ответа Главной военной прокуратуры РК на редакционный запрос Orda.kz

Сюрпризом стало сообщение главного военного надзорного ведомства страны о количестве увольнений рядового Болата Нурасыла, которое явно противоречило данным следствия. 

Напомним, в ходе главного судебного разбирательства представитель потерпевшей стороны Алия Омарова зачитала выдержку из представления старшего следователя южного регионального ВСУ МВД РК подполковника юстиции Боранбаевой А.С. Этот документ так и называется – «Об устранении обстоятельств, способствовавших совершению уголовного правонарушения и других нарушений закона». Адресован он управлению главнокомандующего сухопутными войсками Вооружённых Сил РК. В нём указано, что в период  с 26 ноября 2022 года по 10 февраля 2023 года рядовому Болату семь раз давали увольнительные. Представитель потерпевшей стороны задалась вопросом, кто и на каком основании так часто отпускал его в увольнение? Других же солдат так не поощряли, как Нурасыла.

Главная военная прокуратура сообщила, что информация о семи увольнительных Болата не соответствует действительности. Ему только один раз дали увольнение – 10 февраля 2023 года. 

Скриншот представления следователя ЮрВСУ МВД РК об устранении нарушений.

Кстати, свидетельские показания капитана Айдоса Есикена, непосредственного командира рядового Болата, косвенно подтверждают данные военного следователя о неоднократных увольнительных подсудимого. Капитан сказал в суде, что всем рядовым в/ч 30212 после принятия присяги 25 декабря 2022 года дали по две увольнительных. Он не смог вспомнить, получал ли Болат отгулы в другое время, ссылаясь на давность событий. Но, по его словам, солдаты могут получать увольнительные в качестве поощрения за хорошую учёбу и в случае, когда родители приезжают навестить их издалека. 

Корреспондент Orda.kz спросил, кого из должностных лиц в/ч 30212 наказали за ЧП с рядовым Болатом. В военной прокуратуре отметили, что «по результатам проведённого управлением главнокомандующего сухопутными войсками ВС РК служебного расследования по несвоевременному прибытию рядового Болат Н.Д. из увольнительной к дисциплинарной ответственности привлечены его непосредственные командиры и сам рядовой Болат Н.Д». 

В пресс-службе Минобороны предоставили более расширенный комментарий. 

«По факту самовольного оставления части рядовым срочной службы Болат Н. приказом командира войсковой части 30212 привлечены к дисциплинарной ответственности командир роты (объявлен «выговор»), заместитель командира роты по воспитательной и идеологической работе (объявлен «строгий выговор») и за личную недисциплинированность сам рядовой срочной службы Болат Н. (объявлен «строгий выговор»)", – говорится в сообщении оборонного ведомства.  

Здесь редакция Orda.kz тоже нашла диссонанс с показаниями свидетеля Ербола Жанбекова, старшего офицера военной школы мотострелковых войск в/ч 30212. Он заявил в суде, что Турлыханов увёз сына и своего дальнего родственника Оразгали Омара с согласия командира части, полковника Оркенбаева. Так вот, в ответе пресс-службы Минобороны ни слова не говорится о том, понёс ли командир части  ответственность или нет. Акцент в письме делается на уроках, извлечённых из громкого ЧП. 

"В связи с данным инцидентом ужесточены требования по предоставлению увольнений военнослужащим срочной службы. В настоящее время в воинских частях, где проходят службу военнослужащие срочной службы, усилен контроль за увольняемыми», – пишет пресс-служба МО.
Солдаты срочной службы. Фото пресс-службы Минобороны

Любопытно, как ведомства по-разному трактуют правонарушение Болата. В ГВП это называют «несвоевременным прибытием», а в Минобороны – «самовольным оставлением части». 

Устав для всех един

Редакция Orda.kz попросила Минобороны разъяснить основные положения увольнительных, а также кто и на каком основании даёт солдатам отгулы. 

«На основании пункта 276 Устава, военнослужащие срочной воинской службы увольняются из расположения воинской части командиром роты (отдельного подразделения) в назначенные командиром части дни и часы, и в установленном им порядке. Одновременно из подразделения может быть уволено не более тридцати процентов военнослужащих. Увольнение разрешается в предвыходные, выходные, предпраздничные и праздничные дни до вечерней поверки. С разрешения командира части военнослужащему может предоставляться увольнение в другие дни недели после учебных занятий до вечерней поверки. Увольнение производится в порядке очерёдности, очерёдность увольнения устанавливают сержанты взводов (заместители командиров взводов)», – говорится в сообщении пресс-службы. 

Каждый военнослужащий обязан соблюдать требования общевоинских уставов, независимо от звания и должности. Тогда кто же несёт ответственность за рядовых на время увольнительных, и наказали ли Даулета Турлыханова за то, что увёз днём 10 февраля обоих солдат в Алматы в нарушении устава. 

«Привлечение военнослужащих к ответственности регламентировано Дисциплинарным уставом и зависит от тяжести совершённого им проступка. Действия дисциплинарного устава на гражданских лиц не распространяется», – ответил замглавы ГВП Максат Казиев.  
Каждый командир несёт ответственность за свой личный состав! Фото bangkokbook.ru

Следствие по делу Болата длилось полгода. Всё это время он находился под такой необычной мерой пресечения – «наблюдение командования воинской части за военнослужащим». Тогда почему в отношении подозреваемого не избрали подписку о невыезде или залог? И почему он не содержался на гауптвахте, ведь насколько нам известно, на армейской «губе» сидят и за менее тяжкие нарушения воинского устава и уголовного Кодекса. 

"В отношении рядового Болат Н.Д. мера пресечения избрана в соответствии с требованиями статей 136 (Основания для применения мер пресечения) и 143 УПК РК ( Наблюдение командования воинской части за военнослужащим) Наблюдение за военнослужащим возложено на командование воинской части 32363, так как в настоящее время рядовой Болат Н.Д. проходит службу в указанной части. Оснований для его содержания на гауптвахте согласно пункту 207 Устава гарнизонной и караульной служб Вооружённых Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан не имелось», – разъясняет Казиев.

А сколько средств затратило командование в/ч 30212 и военная полиция отарского гарнизона на поиски Болата в ночь с 10 на 11 февраля, и законно ли то, что он двое суток отсутствовал в учебном центре в Жамбылской области?

 "Согласно ответу командования воинской части 30212 на поиск рядового Болат Н.Д. денежные средства не затрачивались. Отсутствие рядового Болат Н.Д. менее 2-х суток не влечёт административной (ст. 652 КОАП) и уголовной (ст. 441 УК) ответственности», –  говорится в ответе ГВП.  

Прояснили военные прокуроры и ситуацию с другим рядовым –  Оразгали Омаром, который вместе с Болатом Нурасылом и Даулетом Турлыхановым уехал в Алматы 10 февраля, а потом трижды по собственной инициативе присутствовал на судебных заседаниях вместо того, чтобы нести срочную службу. 

«Рядовой Оразгали О., согласно телеграммы начальника Генерального штаба от 04.04.2023 года, переведён в распоряжение начальника Спортивного клуба армии г.Алматы для участия в соревнованиях. По факту нахождения Оразгали О. вне расположения части, Управлением военной полиции Алматинского регионального гарнизона материалы направлены для проведения служебного расследования в адрес Министерства обороны», – пишет Казиев.

Добавим, что после замечаний потерпевшего Чернова и гособвинителя Жумагалиевой суд не стал заслушивать показания Оразгали в качестве свидетеля защиты. Он, кстати, перестал приходить на заседания гарнизонного суда. 

Заседание военного суда алматинского гарнизона по делу подсудимого Болата. Фото Orda.kz

Как в Минобороны укрепляют воинскую дисциплину и правопорядок в войсках? И как в ведомстве планируют предотвращать подобные ЧП, когда находящиеся в увольнении солдаты в ходе конфликта избивают гражданских лиц. 

"Контроль за личным составом осуществляется командирами и сержантами всех степеней и уровней, а также дежурными силами, ответственными по контролю за исполнением распорядка дня. Успешно зарекомендовали себя системы контроля «Жауынгерлік дос», «Пирамида» и «Напарник». Во всех казармах функционируют системы видеонаблюдения, опорные пункты военной полиции и комнаты психологической разгрузки, ежедневно с участием сотрудников военной полиции и медицинского персонала проводятся телесные осмотры, размещены телефоны доверия», – рапортует пресс-служба Минобороны.

В ведомстве подчеркивают, что командиры поддерживают связь с родителями солдат через социальные чаты. Для визуального контакта военнослужащих срочной службы с родными и близкими действует проект «Отбасымен бейне қонырау». По инициативе министра обороны утвердили межведомственную программу «Береги жизнь». Ответ пресс-службы военного ведомства в целом сводится к тому, что в войсках всё находится под контролем. 

Напоследок, мы задали спикерам волнующий многих казахстанцев вопрос, а не приглашали ли военачальники депутата мажилиса Даулета Турлыханова принять участие в военно-патриотических акциях? 

«Вопросы казахстанского патриотизма и военно-патриотического воспитания молодежи всегда были приоритетными, и депутаты всегда обращают пристальное внимание этой тематике. Они посещают воинские части, участвуют в различных мероприятиях, в том числе с подрастающим поколением», –  дипломатично ответила пресс-служба Минобороны.
«Главная военная прокуратура к депутату Мажилиса Парламента Турлыханову Д.Б с предложением провести совместную военно-патриотическую акцию в школах и вузах РК не обращалась», – резюмировал Казиев. 

Orda.kz будет следить за ходом судебного разбирательства по уголовному делу рядового Болата Нурасыла. 

Читайте также:

Избиение юристов: депутат Турлыханов увёз сына и племянника в Алматы с разрешения командира части; 

Дело юристов: как сын Турлыханова во время драки оказался за 350 км от своей части; 

Сын депутата Турлыханова не прошёл фейс-контроль в ресторане в ночь, когда избил юристов Черновых;




 

 

 

Лента новостей

все новости