Дело чекиста Сарбасова: какую роль он играл в коррупционной схеме медицинских госзакупок

cover Изображение сгенерировано нейросетью DALL-E

Продолжается резонансный процесс над высокопоставленным экс-сотрудником ДКНБ Манатом Сарбасовым. Дело обвиняемого в мошенничестве в особо крупном размере, а также подстрекательстве в даче и получении взятки и легализации незаконно приобретенных активов рассматривает суд присяжных. Рядом с чекистом на скамье подсудимых — сотрудники управления здравоохранения, предприниматель и коллега Сарбасова, сообщает Orda.kz. Суд перешёл к показаниям свидетелей и потерпевших по делу о государственных закупках медицинского оборудования и изделий по завышенным ценам.

Следствие установило, что весной 2020 года в управлении здравоохранения Шымкента сформировалась устойчивая преступная группа, целью которой было хищение бюджетных денег, выделенных на закуп медицинского оборудования. Центральную роль в этой схеме, вероятно, сыграл тогдашний начальник 10-го управления ДКНБ по Шымкенту Манат Сарбасов.

Как сообщается в обвинительном акте, Сарбасов, используя служебное положение и обладая реальными полномочиями на контрразведывательное сопровождение системы здравоохранения, не только знал о готовящемся преступлении, но и фактически легализовал его, обещая соучастникам бездействие со стороны спецслужб. Такое прикрытие он, по информации следствия, предоставлял замруководителя управления здравоохранения и начальнику отдела медицинского оборудования.

Более того, Сарбасов предположительно сам участвовал в финансировании схемы.

Вместе с другим фигурантом, сотрудником ДКНБ, он передал 15 миллионов тенге для авансирования закупа оборудования, которое впоследствии было поставлено в медицинские учреждения через подконтрольные компании.

Взамен Сарбасов ожидал возврата своих вложений с прибылью — то есть, по сути, действовал как инвестор, что прямо запрещено сотрудникам специальных государственных органов.

Суд допросил в качестве свидетеля Бахытжана Албаева, он занимал должность руководителя управления здравоохранения с мая по июль 2020 года. По версии следствия, Албаев, хотя и не был напрямую вовлечён в преступную схему, подписывал документы, подготовленные на основании служебных записок и обоснований, предоставленных его подчинёнными.

Следствие рассматривает его действия в контексте служебной халатности и недостаточного контроля, что в итоге позволило реализовать сомнительные закупки. Именно подписи Албаева на ряде документов стали юридическим основанием для перечисления денег на счета компаний, участвовавших в коррупционной схеме.

Выступая в суде, Албаев сообщил:

«В тот период всеми вопросами госзакупа у нас занимался Чингиз Джанабаев, руководитель отдела госзакупа. Отдел у него небольшой, как я помню, и вся документация проходила через него полностью. Если он в стационаре лежал, тогда так; если амбулаторно, то есть в поликлинике открыл больничный, то находился на работе. Мы все находились на работе в тот период. Кто заносил на подпись этот протокол № 7, я не помню, да и вообще суть этого документа я не помню».

Следствие установило, что именно Джанабаев занимался поиском аффилированных фирм, через которые проходили закупки медицинского оборудования и средств индивидуальной защиты по завышенным ценам. Он контролировал подачу коммерческих предложений, координировал действия внутри комиссии по госзакупкам и лично обеспечивал прохождение нужных документов. Именно его действия обеспечили формальную законность сделок, благодаря чему на счета аффилированных компаний было перечислено более 90 миллионов тенге.

В то же время защита ключевого фигуранта — Чингиза Джанабаева — настаивает на том, что протокол заседания комиссии по госзакупкам, фигурирующий в деле под № 7, не мог быть подписан Джанабаевым, так как тот находился на больничном. 

Албаев рассказал и о знакомстве с Сарбасовым в 2020 году. Тот пришёл со своим коллегой, который представился куратором в сфере медицины. Позже этот куратор навещал управление раз в неделю, а с Манатом он виделся ещё пару раз.

Суд продолжает рассмотрение обстоятельств, связанных с подготовкой и подписанием ключевых документов, легализовавших закупки по завышенным ценам. Протокол № 7 является одним из оснований для перевода 30 миллионов тенге на счёт компании ТОО «Medico KZ».

Orda.kz продолжает следить за ходом громкого судебного процесса.

Читайте также:

Лента новостей

все новости