Дело авиазавода в Актобе: почему предприятие с акционерами из списка Forbes идёт ко дну

cover Фото: скриншот видео АФМ

На Авиаремонтном заводе № 406 в Актобе снова возбудили уголовное дело: миллионы тенге утекли через фиктивные списания запчастей. Когда журналист Orda.kz стала выяснять детали, увидела в документах компании всем хорошо знакомые фамилии — Шодиев, Машкевич и Сурлевич. Как эти люди связаны с предприятием и почему оно неумолимо тонет с каждым годом всё глубже, читайте в этом материале.

Расследование в отношении бывшего руководителя АО «Авиаремонтный завод № 406 ГА» завершили в Актюбинской области. Его обвиняют в хищении бюджетных средств через отработанную схему фиктивного списания запчастей. На бумаге — капитальные ремонты вертолётов МИ-2 и самолётов АН-2, на деле — пустые акты, подконтрольные фирмы и миллионы тенге ущерба государству.

На фоне этого завод показывает убытки в миллиарды, а в капитале хозяйничает люксембургская компания MIC Aero Holdings S.A.R.L. с форбсовскими фамилиями в истории управления. Судьба предприятия — это теперь не просто цифры в отчёте, а череда уголовных процессов и арестов.

Детали от следствия

Департамент АФМ по Актюбинской области отчитался, что расследование по делу хищения бюджетных средств на АО «Авиаремонтный завод № 406 ГА» закончили. По версии следствия, подозреваемый, используя служебное положение, организовал систему незаконного списания товарно-материальных ценностей, которые предназначались для ремонта авиационной техники.

Схема выглядела так: фиктивное приобретение агрегатов и комплектующих для вертолётов МИ-2, самолётов АН-2 и авиационных двигателей оформлялось через подконтрольные фирмы.

«В документации завода агрегаты отражались как выданные со склада и установленные на авиационную технику при капитальном ремонте, хотя фактически не применялись. Впоследствии утверждались акты списания запасов, формально подтверждающие их использование», объяснили в АФМ.
Следствие насчитало ущерб государству в размере 110 млн тенге. По санкции суда на имущество подозреваемого наложили арест — две квартиры и земельный участок. Уголовное дело уже направили в суд.

Завод с проблемами

Немного справочной информации. Первые авиаремонтные мастерские на месте завода появились ещё в 1939 году. Территория предприятия граничит с площадью международного аэропорта в Актобе. Основной вид деятельности — ремонт авиационной техники, штат — 240 человек.

С 2022 года президентом Авиаремонтного завода № 406 назначили Нурлана Кужаева. По данным Kompra, в структуре у компании числятся 556 учредителей.

Снимок со спутника. Фото: Авиаремонтный завод № 406

Но интереснее другое. Когда мы стали изучать документы компании из открытых источников, то в протоколе собрания акционеров от 25 августа 2025 года увидели, что на заводе фиксируют катастрофические цифры по итогам 2024 года:

  • убыток за 2024 год — 776 738 000 тенге;
  • накопленный убыток с учётом прошлых периодов на 31.12.2024 составляет 1 379 647 914 тенге;
  • собственный капитал имеет отрицательное значение — 1 381 131 000 тенге.

Бухгалтер предприятия предупредила акционеров о правовых последствиях: согласно закону, не допускается начисление дивидендов при отрицательном размере собственного капитала или если он станет отрицательным в результате начисления дивидендов. На этой основе акционеры приняли решение дивиденды по итогам 2024 года не начислять и не выплачивать.

Фамилии на слуху

Как раз в этом же протоколе указано, что крупнейшим акционером является компания MIC Aero Holdings S.A.R.L., которая числится в Люксембурге — именно она зарегистрировала на собрании 2 356 063 простых акций, что составляет 95,36 % голосующих акций.

О MIC Aero Holdings S.A.R.L. известно следующее: в торговом реестре Люксембурга написано, что доходы компании за 2023 год составили минус 886 269 евро — самый убыточный год с 2016 года.

В истории управления и в числе связанных с компанией фигурируют имена Александра Машкевича (он же — один из основателей группы компаний ERG и «Евразийского банка», скончался в этом году), Анны Машкевич (его дочь), Эдуарда Сурлевича (входит в совет директоров ERG).

Скриншот Orda.kz

Через MIC Aero контролируются и другие авиационные активы: АО «Авиаремонтный завод № 405» (Алматы), E.R.TROIKA LTD на Виргинских островах (Великобритания) и BURUNDAI AERO HOLDINGS S.A.R.L. в Люксембурге. По данным на KASE, крупные участники «Евразийского банка», включая Патоха Шодиева, являются значимыми акционерами в структуре, связанной с MIC.

Это даёт представление о концентрации контроля и о том, кто фактически принимает ключевые управленческие решения.

Дело Мезенцева

Но, как выяснилось, история с хищениями и уголовным делом на заводе не нова. Год назад в суде № 2 рассматривалось дело о хищениях на том же авиаремонтном заводе, о чём рассказывало местное издание «Актобе Таймс». 

Тогда подсудимым оказался бывший директор Геннадий Мезенцев. В приговоре сказано, что он по предварительному сговору в группе лиц совершил присвоение и растрату вверенного ему имущества. Следствие при этом не установило всех потенциальных пособников Мезенцева.

Мезенцев стал президентом завода в 2017 году. Следствие и суд пришли к такому сценарию: после назначения он вместе со своими сообщниками разработал план по списанию агрегатов и комплектующих вертолётов МИ-2 без их замены и без проведения реальных ремонтных работ.

Геннадий Мезенцев заключал договоры на ремонт летательных аппаратов с ИП «Батий Н.Р.» и ТОО «АвиаСервисАктобе». Мужчина сам оценивал стоимость ремонта, обходясь без согласования с заместителями, и не соблюдал условия договора в части возмещения расходов: заказчиков не уведомляли при замене запасных частей, хотя это было обязательным.

Использованные запасные части завода списывались со склада «на доукомплектацию вертолётов», а затем утверждались акты списания запасов на сторону по запасным частям, которые фактически при капитальном ремонте вертолётов не использовались.

Следствие и завод насчитали ущерб в 5 194 550 тенге. В суде Мезенцев вину не признал, заявив, что все денежные операции якобы происходили с согласия акционеров, а дело сфабриковано из-за конфликта интересов между нынешним руководством завода и одним из заказчиков. Суд критически отнёсся к его показаниям и посчитал попыткой уйти от ответственности.

В итоге суд признал Мезенцева виновным и приговорил к четырём с половиной годам лишения свободы. Кроме того, он обязан возместить 5 194 550 тенге материального ущерба заводу, 519 455 тенге за представительские расходы, оплатить принудительный платёж в Фонд компенсации потерпевшим и государственную пошлину.

Вдобавок ему запретили в течение пяти лет занимать материально ответственные должности в коммерческих и государственных организациях. Подсудимого взяли под стражу прямо в зале суда.

АО «Авиаремонтный завод № 406 ГА» — старый производитель с богатой историей, расположенный рядом с аэропортом Актобе, с 240 сотрудниками и сложной сетью учредителей. Но сегодня он — пример того, как перераспределение собственности, офшорные структуры и слабый внутренний контроль могут превратить стратегическое предприятие в источник криминальных схем и финансового коллапса.

Дело с ущербом в 110 млн тенге, арестованным имуществом и новым судебным процессом — это не финал, а очередной эпизод затяжного драматического сериала вокруг авиаремонтного завода, где в главных ролях — списания, протоколы собраний и имена, связанные с международными структурами.

Читайте также:

Лента новостей

все новости