Дарёному коню в зубы не смотрят: как живут лошади Пржевальского в резервате «Алтын дала»

cover Фото: Faunistic

Степные зоны Казахстана широко раскинулись по стране, заняв более 25 % от общей площади. На этой территории живут суслики, сурки, полёвки, орлы, кречетки, трикушки и сайгаки. А 200 лет назад здесь водились лошади Пржевальского — уникальная порода, которая по сей день вызывает большие дискуссии среди исследователей. К сожалению, в начале XX века они были практически полностью уничтожены на территории нашей страны. Сейчас лошадь Пржевальского считается последним подвидом дикой лошади — особенным животным, отчего её решили возродить в Казахстане, сообщает Orda.kz. Нескольких лошадок нам подарил чешский зоопарк.

Резерват золотой степи

Фото: Orda.kz

Резерват «Алтын дала» в Костанайской области в качестве нового дома для лошадей выбрали не зря. Специалисты Пражского зоопарка долго исследовали казахстанские земли, анализировали обстановку практически во всех резерватах и решили, что здесь им будет лучше всего. 

Для комфортного пребывания лошадей в «Алтын дала» сконструировали два больших загона на территории в 80 гектаров. Здесь животные будут находиться до тех пор, пока не акклиматизируются и не приспособятся к самостоятельной жизни. Кстати, пока они на карантине, так что их даже сфотографировать не разрешили.

Подробнее об особенностях разведения нам рассказал заместитель директора по науке государственного природного резервата «Алтын Дала» Серикболсын Кулжанов. Резерват открылся в ноябре 2012 года и имеет довольно большую территорию — 489 тысяч гектаров. Резерват разделён на три части: Сарыкопинский участок (водно-болотные угодья), Тосынкумский (песчаный рельеф, можно сказать, сафари, как в Африке) и Улы-Жыланшыкский (умеренный климат, там находится центр репродукции куланов).

«Учёные из Чехии посетили не только наш резерват, но и Национальный природный парк „Алтын-Эмель“ в Алматинской области и другие. По итогу анализа выяснилось, что территория нашего резервата схожа с территорией обитания лошадей Пржевальского в Чехии, а значит, они будут чувствовать себя наиболее комфортно. Поэтому решили привезти их именно сюда»,  сказал Серикболсын Кулжанов.

На территории резервата много животных, но больше всего там сайги, 25 тысяч голов. На втором месте по численности барсук, а на третьем — кабан. Также на территории «Алтын дала» есть косули и теперь уже лошади Пржевальского. 

Фото: Orda.kz
«Многие спрашивают, зачем в один день кто-то решил завезти лошадей в Казахстан. На территории Центральной Азии эта порода уже обитала когда-то давно. В частности, в Казахстане, Китае и Монголии. Поэтому их нахождение здесь я считаю полностью логичным. Эти лошади должны быть здесь и в больших количествах»,  добавил он.

Флора и фауна нашей страны очень разнообразны. Для того чтобы сделать этот список ещё уникальнее, в Казахстане решили разводить популяцию лошадей и привезти их из Европы. 

Эта инициатива не была частной. Чтобы завезти лошадей из-за рубежа, пришлось подключать большие связи. Процесс передачи животных занял много времени и ресурсов. В данном случае за лошадей Пржевальского договаривался бывший премьер-министр нашей страны Алихан Смаилов.

Дарёному коню в зубы не смотрят

На вопрос о том, как проходил отбор лошадей в Чехии, Серикболсын Кулжанов ответил категорично:

«Вопрос решался на государственном уровне. Это был подарок нашему государству. Конечно, дарёному коню в зубы не смотрят, однако я думаю, если это был подарок от государства государству, то лошади очень хорошие. Об этом можно судить даже по внешнему виду животных, они здоровые и красивые».

Особенности транспортировки и исследований

Pofoto.Club

Лошадей транспортировали самолётом, они приземлились в аэропорту города Аркалыка. Далее уже на грузовиках, в отдельных ячейках, их везли до резервата. Сравнивая с транспортировкой куланов, Кулжанов признался, что транспортировка лошадей Пржевальского не была такой уж сложной. 

«Куланы вели себя агрессивно, в то время как лошади были спокойными. Я думаю, что это связано с тем, что они прибыли из зоопарка, то есть животные привыкли к людям. Возможно, благодаря этому удалось безболезненно и без травм перевести животных в Казахстан. Настоящая сложность заключается в том, что, отправив анализ крови лошадей, резерват до сих пор не получил заключение, потому что в Казахстане таких исследований не проводят. Теперь работники рассмотрят вариант отправки анализов в Беларусь».

Особенности породы и выживания 

Сокращение популяции на территории Казахстана произошло из-за человека. То есть лошади не погибли сами по себе, а их по сути истребили.

Лошадь Пржевальского отличается от обычных домашних лошадей маленьким ростом, но массивностью, хвостом, напоминающим ослиный, и количеством хромосом — у обычных лошадей их 64, а у лошади Пржевальского 66. Кроме того, она более вынослива, чем остальные породы лошадей. Чаще всего её шерсть окрашена в песчано-рыжий цвет, а у некоторых слегка видны зеброобразные полосы. Весят они от 260 до 300 килограммов, чуть реже — 350 килограммов.

«Главная наша задача — увеличить биоразнообразие Казахстана. Эту миссию в какой-то степени можно сравнить с сайгой. Нам нужно сделать так, чтобы их стало примерно столько же. Сначала количество перейдёт в государственный запас, а потом, возможно, их причислят к охотничьему виду»,сказал Кулжанов.

Есть вероятность, что лошади не выживут на территории резервата. Но администрация заповедника утверждает, что большая территория, хорошая кормовая база и должный уход должны сделать своё дело. 

«Прямых оснований для вымирания лошадей в нашем резервате нет. Единственный риск заключается в том, что это всё-таки домашние лошади, но уже через год мы выпустим их на волю, и постоянного ухода за ними не будет. За лошадьми в дикой природе будут вести непринуждённое наблюдение только две мобильные группы. На каждой лошади после выведения на волю будет закреплён чип — спутниковое GPS-слежение. Сейчас мы это практикуем с куланами», добавил Серикболсын Кулжанов.

Борьба с браконьерами

Фото: Orda.kz

Ещё одной угрозой для животных вновь становится человек. Многие помнят, как в Карагандинской области увели из сарая англо-арабского чистокровного скакуна за полтора миллиона тенге и зарезали его на согым. Мы решили узнать, предусмотрели ли в резервате вероятность подобных инцидентов. 

«Мы понимаем, что ошейник с чипом при большом желании можно с лошади снять. И такие случаи действительно были, когда в 2017 году к нам привезли куланов. Мы следили за ними через спутник, однако ошейник одного кулана нашли возле города Аркалыка рядом с головой животного. Конокрады обезглавили его, а тело увезли с собой. Чтобы исключить такие случаи с лошадьми Пржевальского, мы будем вести постоянное наблюдение по спутнику, более того, сам ошейник также будет оснащен аудио- и видеонаблюдением. Эту работу мы ведём совместно с Казахстанской ассоциацией сохранения биоразнообразия, Комитетом лесного хозяйства по Костанайской области»,  рассказал Кулжанов.

А ещё на территории заповедника обитают хищные животные, в частности, волки. Но и тут представитель «Алтын дала» заверил нас, что жизни лошадей Пржевальского они угрожать не будут.

«Как я уже говорил ранее, этот вид лошади крайне вынослив, к тому же, как вы, наверное, сами видели, они имеют особенно крепкое телосложение, что делает их крайне неудобной добычей для волков. Жеребцы даже обычных пород лошадей, как правило, способны защитить кобыл своего табуна от волков»,  сказал он.

Пока что на территории резервата два жеребца и пять кобыл. У каждого есть имя, которые им дали ещё в зоопарках Чехии и Германии. На каждую лошадь имеется большой пакет официальных документов. Наш собеседник признался, что казахстанских исследователей это сильно удивило. 

На территории резервата без предварительного разрешения находиться запрещено. Однако незваные гости сюда всё же периодически наведываются. В летнее время в резерват заходят либо заблудившиеся, либо местные, потерявшие свой скот. Но чаще покой резервата нарушают браконьеры и рыбаки с наступлением сезона охоты, поздней осенью и зимой. 

«В сравнении с прошлыми годами ситуация с браконьерством сейчас заметно улучшилась. Я думаю, всё дело в том, что не так давно был ужесточён закон в отношении в браконьеров, сейчас их стало меньше. Последний факт незаконной охоты на животных на территории резервата был зафиксирован в 2017 году, но в последние пять лет такого не было»,  говорит Серикболсын Кулжанов.

В таких случаях работники «Алтын дала» фиксируют правонарушение и передают все материалы в органы полиции. Для тех, кто заблудился в резервате, также есть своя процедура. Во-первых, проводится обыск и осмотр автомобиля. Наличие удочки или ружья может говорить о том, действительно ли человек заблудился или же приехал на незаконную охоту. Но по закону недобросовестные охотники на первый раз могут отделаться предупреждением, и только в последующие разы уже выписывается штраф.

Пересмотр бюджета резервата

Обычно в пожароопасный период на территории дежурят 24 человека (по четыре человека в каждом из шести контрольно-наблюдательных пунктов). Но сейчас из-за наводнений открыть один пост не удалось, потому что там до сих пор стоит вода. Так что пока работают лишь пять постов, то есть 20 человек.

Фото: Orda.kz

Уберегает от пожаров резерват ещё вот такая земляная полоса, перекопанная по всей границе. В случае пожара извне огонь не должен перейти благодаря ей на территорию заповедника.

Сейчас работники патрулируют территорию резервата пешком или на машине. При обсуждении бюджета на 2025–2027 годы поднималась идея оцифровать этот процесс и закупить дроны, которые могут находиться в воздухе почти 30 минут. Один такой дрон стоит более миллиона тенге.

Как оказалось, после масштабных пожаров, которые были в Семее в прошлом году, техническое оснащение резервата значительно улучшилось, как и размер зарплат работников.

«Раньше у нас был один пожарный на три участка. Однако в прошлом году мы дополнительно закупили пятикубовую пожарную машину, 25 комплектов боевой одежды и 15 пожарных тракторов. В этом году планируем взять ещё одну пожарную машину и малый лесопатрульный комплекс. Что насчёт зарплаты, мы не жалуемся. Последние два года мы получаем повышенную заработную плату и это отличается от того, что мы получали до», сказал Кулжанов.

Медицинская помощь обитателям резервата

Фото: Orda.kz

В Костанайской области у животных часто выявляют бруцеллёз и другие инфекционные заболевания. Однако спикер заверил нас, что в случае с их резерватом такие эксцессы маловероятны:

«Наш резерват находится на отдалённой территории Костанайской области. Это значит, что наши лошади не могут заразиться инфекциями от других лошадей, потому что местные жители так далеко не отводят свой скот. Поэтому отдалённое нахождение нашего резервата далеко не случайность. В любом случае, мы в своей работе очень тесно сотрудничаем с Казахстанской ассоциацией сохранения биоразнообразия, у которой в штате есть целая команда в ветеринарных врачей», сказал собеседник.

При этом на территории резервата действует золотое правило естественного отбора. Только единожды сотрудник резервата сделал перевязку и наложил шину на сломанную ногу животного. 

«Но в целом в случае естественных болезней и травм мы не оказываем животным медицинскую помощь. Для этого как раз и нужны волки. На территории нашего Улы-Жыланшыкского района живёт порядка 10–15 волков. Это вполне умеренное количество для такой территории», добавил он.

В среднем лошади Пржевальского живут 25 лет, так что привезённые из Чехии шестилетние жеребцы находятся в самом расцвете сил. Но если как таковых угроз для жизни лошадей в резервате нет, то и популяция вида может стать чрезмерной, как в случае с сайгой? По словам спикера, переживать на этот счёт не стоит. Пока их численность на территории Казахстана очень мала. В нашей стране есть закон о регулировании биоразнообразия. Поэтому если их численность превысит норму, вопрос будет регулировать закон.

Сайга — охраняемое животное или деликатес?

Фото: Orda.kz

На сегодня сложилась странная ситуация: в резервате сайгаки содержатся в специальных условиях, за ними ухаживают, их отслеживают, а в 300 километрах, в Аркалыке, из сайгаков делают тушёнку. По заверению спикера, они с коллегами к этой мысли уже привыкли, потому что вокруг резервата находятся охотничьи хозяйства. Когда животное выпускается на волю, в теории оно может оказаться добычей охотника. И если оно оказалось за пределами резервата, повлиять на это уже нельзя.

Фото: Orda.kz

Сейчас отстрел сайгаков запретили, но всё равно Минэкологии не исключает, что их могут начать снова истреблять. Буквально несколько лет назад сайгаки считались исчезающим видом. 

«Сайгаки хоть и были исчезающим видом, но никогда не были занесены в Красную книгу, потому что у сайги быстро растёт популяция. Я полагаю, что этот вопрос будут регулировать так, чтобы в Казахстане не было переизбытка сайгаков, но при этом чтобы их не довели до полного исчезновения. Такая же логика будет использоваться в случае с лошадьми»,  заключил заместитель директора по науке государственного природного резервата «Алтын Дала».
Фото: Orda.kz
Фото: Orda.kz

Читайте также: 

Первая партия лошадей Пржевальского прибыла в Казахстан из Чехии

Лента новостей

все новости