Comic-Con в Астане: этому городу нужны новые герои!

cover

Проведя три дня на фестивале комиксов, аниме, видеоигр в столице Казахстана, я вспомнил о первом Comic-Con, прошедшем в допандемийном 2019 году, и отследил главные тренды нашего времени.

Почему не Алматы?

Ровно год назад я писал шутку о том, что в Алматы одновременно проходят стэндап-фестиваль, пикник с участием Скриптонита, выступление Jah Khalib на Старой площади, а астанчанам... ну, старое название города вернём – они же давно просили.

Кажется, казахстанцы привыкли, что все более или менее значимые культурные события проходят в бывшей столице, а нынешняя предназначена исключительно для саммитов, съездов и прочих официозных мероприятий при галстуках и протоколах.

Однако в действительности мы недооцениваем художественный потенциал Астаны, на который ещё более десяти лет назад обращал внимание Тимур Бекмамбетов, делавший в столице фестиваль экшн-фильмов. А в этом году его упомянули голливудские хедлайнеры Comic-Con Шон Ганн и Майкл Рукер.

Широкие проспекты, будто сошедшие со страниц футуристических романов здания причудливых форм... Именно здесь могли быть сняты эпизоды «Стражей галактики» и «Форсажа», но, увы, чиновники (как государственные, так и муниципиальные) просто в упор не замечают перспективы подобного сотрудничества.

Но главное – в Астане выросло новое поколение зрителей, читателей и потребителей масскультурного контента, которые, вполне вероятно, уже не связывают своё будущее с госслужбой, а хотят заниматься творчеством. И такие мероприятия, как Comic-Con – идеальная площадка для начала реализации подобных амбиций.

Доказательством стали не только 81 тысяча посетителей фестиваля (согласно официальной информации от Comic-Con Astana), но и яркая экспозиция локальных авторов на Аллее художников. 

Здесь можно было встретить и студентов, которые создали собственные уникальные принты с изображением Йонду и Краглина (персонажей, сыгранных Рукером и Ганном), и популярных художников вроде Мурата Дильманова, и (к ужасу автора) кандидата в депутаты от партии Amanat Галыма Байтука, который внезапно стал автором комикса о Шокане Уалиханове.

И это частично отвечает на вопрос, вынесенный в подзаголовок. Алматы и без того перенасыщен событиями, и порой даже хочется сказать: «Горшочек, не вари», когда в один день половина знакомых в гольф-клубе на пикнике, а вторая – на Медеу отрывается под Black Eyed Peas. А вот для Астаны мероприятия, подобные Comic-Con, несут, в том числе, функцию развития потенциала молодёжи. 

Казахстанское кино игнорирует комик-кон

Вернёмся в 2019 год, на только что запустившийся Comic-Con Astana. По зданию Конгресс-центра носятся режиссёр Алдияр Байракимов и примкнувший к нему актёр Роман Жуков – они отвечают за постановку мероприятий на основной сцене. Спустя два года Жуков станет сценаристом фильма «Паралимпиец», полнометражного режиссёрского дебюта Байракимова. Тогда я подумал, что в следующем году здесь будут все казахстанские кинематографисты. До момента «у нас наконец-то появился коронавирус» оставалось полгода.

Чем, в первую очередь, славится Comic-Con в Сан-Диего? Разумеется, тем, что крупнейшие американские студии представляют здесь эксклюзивные материалы своих будущих проектов, тут запросто можно встретить звезду «Лиги справедливости» или «Очень странных дел». 

Как ни парадоксально, но Comic-Con Astana и казахстанская киноиндустрия практически никак не пересеклись.

Единственным отечественным фильмом, который был презентован в рамках фестиваля, стала комедия «Батыр из прошлого» от Tiger Films.

И это при том, что российский «Кинопоиск» представил довольно развёрнутую презентацию своих проектов и привёз в Казахстан половину актёрского состава и режиссера фильма «Майор Гром: игра».

А ведь именно здесь три дня тусовалось основное ядро кинотеатральной аудитории в возрасте от 14 до 30 лет. Да и показать отечественной киноиндустрии было что: это и боевики («Беркут», «Жаза»), и молодёжные комедии («Пацанский кипиш»), и хорроры («Взаперти», «Дәстүр»), и первый фильм о казахстанских рэперах («Шулама 2). Посмотрим, что будет в следующем году. 

Забастовка в Голливуде сказалась

Впрочем, не только казахстанское кино прошло мимо Comic-Con Astana, но и голливудское. Опять же, если вспомнить 2019 год, тогда были огромные стенды, рекламировавшие блокбастеры от Marvel и DС. В этом же году посреди холла красовался лишь одинокий стенд «Капитан Марвел 2» и где-то на периферии можно было заметить рекламу «Неудержимых 4».

Здесь причины куда более веские. Забастовки сценаристов и актёров были одной из центральных тем, затронутой всеми без исключения хедлайнерами фестиваля.

Первым высказался Александр Кузнецов во время своего выступления на основной сцене: заморожены съёмки фильма «Главы государств» Ильи Найшуллера, в котором актёр снимался вместе с Джоном Синой, Идрисом Эльбой и Приянкой Чопра-Джонас.

Свою солидарность с бастующими коллегами во время автограф-сессии и пресс-конференции высказал Шон Ганн.

А вот Майкл Рукер на вопрос, что он думает о парализовавшем работу студий демарше, высказался лаконично, но эмоционально: «Что я думаю о забастовке? Ну-у-у-у, я сейчас здесь!» 

Новые тренды

Образы посетителей Comic-Con Astana говорят о смене интересов зрителей не менее красноречиво, чем падающие кассовые сборы, казалось бы, несокрушимых франшиз. Наверное, уже пора признать усталость зрителей от бесконечного Marvel и пребывающей в вечном шторме и раздрае киновселенной DC.

Среди косплееров за три дня мною не было замечено ни одного Бэтмена или Железного человека. Лишь непотопляемый Человек-паук был представлен десятками молодых ребят, но есть нюанс: большинство из них копировали не образ Тома Холланда или его предшественников, а персонажей мультфильма «Человек-паук: паутина вселенных».

Зато от образов из аниме-сериалов и видеоигр пестрило в глазах. Неслучайно победителями в конкурсе косплея стали участники, которые сосредоточились именно на них.

Задыхающийся от забастовок Голливуд с его многомиллионными блокбастерами явно сдаёт свои позиции, но один тренд всё же получил свою минуту славы на основной сцене. Тот самый конкурс косплея для зрителей провели Барби и Оппенгеймер. Можно ли было представить в 2019 году, что через четыре года на сцену Конгресс-центра поднимутся фем-икона от мира игрушек и физик-ядерщик из трёхчасового разговорного блокбастера? Но этому городу нужны были совершенно новые герои, и гости Comic-Con Astana получили их в избытке.

Лента новостей

все новости