Что происходит с авторынком РК и кому выгодна госпрограмма льготного кредитования

cover

Министр индустрии и инфраструктурного развития Марат Карабаев сообщил об изменениях в системе льготного автокредитования для казахстанцев. Теперь, чтобы стать её участником придётся для начала найти деньги и внести 15% от стоимости желаемого автомобиля

Кроме того, операторы этой программы будут отсеивать граждан, уже имеющих машины и получающих зарплату выше среднего.

Корреспондент Orda.kz узнал мнения экспертов о том, кому и зачем нужны эти изменения, какие у них плюсы и минусы.

Помощь автопрому под предлогом помощи бедным гражданам

Экономист, автор Telegram-канала "Комментарий" Эльдар Шамсутдинов утверждает, что льготные программы нужны для развития каких-то секторов, для стимулирования спроса и, соответственно, производства определённых товаров и услуг. И программа льготного автокредитования в РК относится к таким мерам. Самой сутью льготного автокредитования была поддержка автопроизводителей, но такая программа не будет пользоваться массовой популярностью, поэтому её завернули в этикетку социальной поддержки, народное авто и так далее.

По словам эксперта, в льготном автокредитовании изначально не было бы никакого смысла, если бы правительство не сдерживало импорт иностранных авто протекционистскими механизмами, автомобили и так были бы доступны. Но, решив развивать машиностроение через протекционизм и субсидирование, правительство лишило людей возможности покупать хорошие импортные, пусть и бывшие в употреблении, машины по рыночным ценам и запустило программу льготного автокредитования для поддержания спроса.

«Однако с самого начала она работала криво. По льготным кредитам автомобили начали скупать люди с достатком, так как банк будет в первую очередь давать кредит тому заёмщику, который может подтвердить свою платежеспособность, как в моменте, так и в перспективе до семи лет. Что в итоге породило определённые арбитражные схемы: брался кредит на автомобиль под 4%, авто продавалось, вырученные деньги размещались на депозите под 14–16% или повторно реинвестировались в авто. Подобные схемы оказывают влияние как на рост цен на авто, который и так был усугублен постковидным восстановлением и геополитическими событиями, так и на нацвалюту, через выросший импорт», – заявил экономист.

Но, несмотря на все меры поддержки, казахстанские автопроизводители переживают не лучшие времена: инфляция выросла, доходы населения упали, надежда на продажи россиянам тоже не оправдались, главным экспортёром машин в Россию стали Китай и ОАЭ.

Продажи у казахстанского автопрома снижаются, придуманные дополнительные меры по поддержке спроса, такие как отсрочка выплаты – инструмент рискованный, и пока непонятно, насколько он себя оправдает. По косвенным признакам растёт процент неплатежей за приобретение транспортных средств. По данным Эльдара Шамсутдинова, были люди, которые брали автокредиты просто так, не рассчитывая свои финансовые возможности, а также те, у которых платежеспособность серьёзно упала.

Внутренний покупатель стал неплатежеспособен, спрос, поддерживаемый кредитами, сократился в разы. По разным оценкам, от 50% до 80% продаж авто из салона происходило за счёт кредитных средств.

«Поэтому в ситуацию вовлеклось МИИР, чтобы помочь проблемному сектору машиностроения под предлогом помощи социально уязвимым слоям населения. Но эта стратегия может окончиться ещё большим провалом, потому что из программы убирают людей с достатком и оставляют социально уязвимых граждан, входящих в группу риска. С начала года МИИР в лице Фонда развития промышленности (ФРП) не может собрать очередной транш в размере 5 млрд тенге для льготного автокредитования, поэтому происходят попытки под различными предлогами вытащить деньги из внебюджетных фондов, типа ЕНПФ, на дальнейшую поддержку автопроизводителей», – пояснил Шамсутдинов.

Возможно, последняя инициатива Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) по развитию фондового рынка РК служит в том числе для кредитования автопроизводства. По сути планируется завуалированное использование денег ЕНПФ: под предлогом развития фондового рынка и финансирования МСБ пенсионные деньги будут направлены в том числе в машиностроение, считает эксперт.

Программа станет более прицельной

По словам гендиректора Агентства мониторинга и анализа автомобильного рынка (АМААР) Артура Мискаряна, охват действующей программы льготного автокредитования напрямую зависит от объёма фондирования. Поэтому в условиях ограниченных ресурсов регулятор планирует сделать программу более прицельной. Как показала практика, чаще всего с использованием этого механизма приобретают машины стоимостью 7–8 млн тенге. В этой ценовой категории основной спрос, соответственно, отсечение более дорогих моделей позволит сосредоточить ресурсы в целевом сегменте.

«Установление порога по максимальному доходу участников программы, по сути, также планируется для того, чтобы обозначить целевую категорию граждан-участников программы. Что касается первоначального взноса. Это решение позволит снизить риски, касающиеся качества обслуживания кредитов, что, в свою очередь, должно способствовать ускорению оборачиваемости средств в револьверном режиме», – заключил Мискарян.

Пять игроков олигопольного рынка

С точки зрения магистра государственного управления и эксперта по зелёной экономике Чингиза Лепсибаева, вопрос льготного кредитования в Казахстане не однозначен. С одной стороны, есть совершенно не реалистичные проценты в банках второго уровня. С другой стороны, есть высокие пошлины и утильсбор, не соответствующие интересам страны, в которой отсутствует производство автомобилей из собственных комплектующих.

«Льготное автокредитование – это вынужденная мера, чтобы обеспечить продажи новых машин и ещё один механизм поддержки олигопольного авторынка новых автомобилей, где присутствуют около пяти игроков. Правительство пытается сделать вид, что оказывает поддержку гражданам в вопросе покупки машин, но по факту ежегодно мы видим устаревание автопарка и рост числа малобюджетных авто», – считает эксперт.

Для поддержки не отдельных автопроизводителей необходимо кратно снизить ввозные пошлины и отменить утильсбор (мы всё равно перерабатываем лишь проценты от всего автохлама). Цель – приведение цен на ввозимые автомобили в конкурентный формат, отказ от поддержки автосборки. В условиях санкций некоторые положения ЕАЭС необходимо пересмотреть в интересах обычных граждан, уверен Чингиз Лепсибаев.

Лента новостей

все новости