Что нужно, чтобы в Казахстане не было наводнений: мнения экспертов

cover Фото: Илья Астахов

Масштабные наводнения, лихорадочная эвакуация тысяч людей и животных, экономический ущерб на миллиарды тенге стали следствием ряда факторов, включая изменение климата, коррупцию, некомпетентность чиновников, самонадеянность людей. Корреспондент Orda.kz поговорил с экспертами о том, какие технические решения позволили бы избежать катастрофы. 

По словам члена Национальной академии горных наук, кандидата технических наук, инженера Айдархана Калдасова, в советское время плотинами и дамбами занималось Министерство водного хозяйства КазССР. Но в 1990-е годы всё пустили на самотёк. И за минувшие 30 лет большая часть новых дамб и плотин была построена с нарушениями. А старые не ремонтировались, при этом деньги на них списывались. 

Айдархан Калдасов. Фото из личного архива

Хотя Джамбулский институт мелиорации продолжил готовить специалистов отрасли, к ним обращались всё меньше. Ситуацию ухудшила передача плотин и дамб в частные руки. Никто из собственников особо и не следил за состоянием гидросооружений. 

«Часто в целях наживы переполняли водохранилища, которые иногда прорывались, нанося колоссальный вред; гибли люди и скот. Были инцинденты и на крупных плотинах на Иртыше. Ремонт делали только после поверки состояния плотин. Если посчитать, сколько денег распилили за всё прошедшее время, можно было бы, наверное, новую Бухтарминскую ГЭС построить. Скольких чиновников посадили на нары, но и это не останавливало казнокрадов», – подчеркнул Айдархан Калдасов.

Читайте также:

Плотина за 200 млн дала течь через 2 года после постройки в Костанайской области

Новые каналы могут помочь

По его мнению, за все 30 лет можно было бы достроить канал Иртыш — Караганда — Жана-Арка — Жайрем — Жезказган — Карсакпай — Байконур — Сырьдарья. Он бы дошёл до Жайрема, и затем можно было иртышскую воду направить по реке Сёртысу в сторону Жезказгана и далее вывести на русло Сырдарьи по ранее построенному Теликольскому каналу, который выходит на станцию Шиели, и, построив дополнительно 18–20 км канала, выйти в створ реки Сырдарья. 

«Если эту идею захотят реализовать, то не потребуется строительство насосных станций, вода будет течь естественным путем по руслам рек и каналам. Если бы построили канал между Державинском (река Ишим) в сторону посёлка Степняк на реке Сарыозен — всего 40–50 км — или посёлка Карынсалды на реке Карынсалды, тогда вода с Ишима пошла бы на юг, в сторону Аральского моря», — добавил эксперт.

Вторую перемычку ,соединяющую реку Ишим, можно было бы построить в районе посёлка Жайсанбай на реке Торгай, и 190 км в сторону озера Жаксыклыш мимо города Аральска дойти до залива Сары-Шыганак Аральского моря.  

Технологии ХХI столетия в помощь

Сегодня система космического зондирования Земли даёт возможность создавать карты с отметками рельефа местности сантиметровой точности. Можно, анализируя космоснимки, проложить таким образом каналы-перемычки между руслами рек так, чтобы всё, что течёт на север, повернуть на юго-запад в сторону Аральского моря. 

В наше время уровень техники направленных взрывов позволяет создать створы будущих каналов с минимальными землеройными работами, ещё есть технологии покровного бетона для каналов по укреплению дна и берегов гидросооружений и каналов, отметил спикер. 

Читайте также: 

Разрушить плотины и водохранилища: к чему призывают экологи Казахстана

Земляные насыпи вместо капитальных дамб

Также свой взгляд на ситуацию порталу Orda.kz представил доктор технических наук Казахского агротехнического университета им. Сейфуллина, академик Международной академии информации (МАИ) при ООН, автор учебного пособия «Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений» инженер Марат Кошумбаев. 

Марат Кошумбаев.Фото из личного архива

По его информации, в Казахстане более 700 ГТС находятся в аварийном состоянии. Некоторые из них брошены и представляют опасность. И в целом система ГТС устарела.

«У нас многие плотины сделаны из местных материалов, то есть из земли. Поэтому такие земельные плотины и дамбы представляют большую угрозу, что видно на юге России и у нас в ЗКО. Наиболее крепкая и надёжная — Капчагайская плотина, построенная для сбора воды с целью выработки энергии на ГЭС. Есть также Шардаринская ГЭС, Сергеевская ГЭС, которые тоже бетонные, и их надёжность очень высокая. А вот на Иртыше — каскад мощных ГЭС, построенных до и в послевоенные годы. Там есть проблемы, их надо решать незамедлительно», — сообщил Марат Кошумбаев.

Два года назад под селом Кенесары (это между Щучинском и Кокшетау) прорвало земляную плотину, и вода затопила район ж/д вокзала Кокшетау. Его до сих пор не отремонтировали, и вот в этом году вода без помех опять затопила Кокшетау. Если бы прошлым летом сделали плотину с водосбросом и гасителем, то в этом году проблем в Кокшетау не было бы, отметил спикер. 

Читайте также: 

Плотины разрушаются, а срок службы гидроагрегатов превышен — депутат

Подсказка россиянам из Казахстана

Он также посетовал, что казахстанские чиновники и частные владельцы ГТС редко и неохотно обращаются к экспертам в деле строительства, ремонта и обслуживания. Даже после того как размыло плотину в Сарыагаше, вследствие чего погибли люди и скот. Куда чаще и охотнее к нему и его коллегам обращаются за комментариями журналисты, особенно в период паводков. А также иностранные президенты и министры. 

«После того как в 2009 году произошла авария на Саяно-Шушенской (СШ) ГЭС в России, Владимир Путин как премьер-министр пообщался с экспертами и заявил, что надо доделать боковой водосброс. Я не смог сдержаться, услышав такую глупость, и написал своё предложение о строительстве нового каскадного водосброса не в створе плотины, а в другом месте водохранилища, чтобы обеспечить безопасную работу ремонтных работ на СШ ГЭС. Однако Путин не отреагировал, и тогда я обратился к президенту РФ Медведеву. Он понял, что я имею какое-то представление об этой аварии, и отправил моё предложение в Минэнерго РФ. Там с ним ознакомился грамотный специалист, быстро понял суть, и через год на СШ ГЭС построили каскадный водосброс на несколько километров ниже створа плотины. И теперь для СШ ГЭС нет никаких рисков аварий от половодий и больших осадков», — рассказал Марат Кошумбаев.

Самые важные вещи

Кошумбаев выпустил две книги о ГТС — одну в Германии, другую в России. В них приводятся различные конструкции плотин, водосбросов, гасителей энергии, которые обеспечивают безопасную работу ГТС в любое время — и во время паводков. Эти книги могли бы быть настольными для МЧС, Минводресурсов, МСХ и Минэнерго, которые вынуждены использовать огромное количество воды в производственном цикле. Возможно, теперь они станут востребованы и в Казахстане. 

Крайне банальная мысль, которая, однако, никак не доходит до многих чиновников: к природным, а также техногенным катастрофам нужно готовиться заранее. В летнее время подготовить русла рек, очистить каналы, выкопать котлованы и построить водохранилища с водосбросами и гасителями энергии. 

При строительстве дорог рассчитывать объём собираемой воды, углубить и расширить канал для отвода. Чтобы дорогу не смыло, на месте сооружения канала поставить мосты с большими пролётами и мощными «быками». Берега каналов и рек укрепить бетоном или крупным камнем. 

При строительстве водохранилищ проводить дноуглубляющие работы, то есть увеличивать глубину водохранилища от 5 до 30 метров, чтобы они не зарастали камышом.

При строительстве жилья не выдавать разрешения на строительство в водоохранных зонах, низинах, поймах рек, не засыпать арыки и русла рек, даже давно пересохших, не осушать болота. 

Читайте также: 

Лента новостей

все новости