Член партии Adal Олжас Ордабаев прокомментировал для ORDA. недавнее заявление Елбасы и объяснил факторы, влияющие на отток квалифицированных кадров и выпускников школ Казахстана в приграничные страны. Эксперт также рассказал, почему страна ежегодно недополучает более 30 миллиардов тенге в сфере образования.

Почему молодежь Казахстана уезжает в Россию?

Отток населения из Казахстана является трендом, который отчетливо проявляется с 2012 года. По статистике, чаще всего мигрируют в Россию, и тут большую роль играет качество и доступность высшего образования, а также предусмотренное в отдельных случаях гарантированное трудоустройство. При этом уезжают в основном квалифицированные кадры, технари и экономисты. Согласно открытым данным, общее количество иностранных граждан, обучающихся в России, составляет около 280 000 человек из 177 зарубежных стран. Наибольшая доля иностранных студентов приходится на следующие страны: Казахстан (25%), Украина (8%), Китай (8%), Узбекистан (8%).

Если учесть, что более 70% всех студентов обучаются в России на платной основе, то станет совершенно ясно, что казахстанцы приносят российским вузам хороший доход. Так, по моим расчетам, при средней стоимости обучения в год в размере 700 тысяч тенге, отток финансовых средств из Казахстана в Россию, потраченных на обучение, составит 34,3 миллиарда тенге в год.

Adal
Олжас Ордабаев

Как отметил Олжас Ордабаев, еще одним фактором, влияющим на отток выпускников школ в приграничные страны, является формат проведения Единого национального тестирования и его роль в поступлении в высшие учебные заведения. По его словам, у такого формата проведения вступительного тестирования есть несколько недостатков:

  • высокий уровень коррумпированности и отсутствие объективности при сдаче ЕНТ служит основной причиной оттока молодежи из Казахстана;
  • ЕНТ замеряет лишь то, что абитуриент выучил в стенах школы (автоматическое воспроизведение заученной информации), тогда как, например, SAT (США/Назарбаев Университет) измеряет уровень знания и навыки абитуриентов в нескольких критических областях. Вопросы SAT направлены на определение критического мышления и функциональной грамотности.

«В свою очередь, граждане Казахстана могут поступать в приграничные вузы по результатам вступительных экзаменов, проводимых вузами самостоятельно (без ЕНТ). Значительный процент казахстанцев, поступающих в приграничные вузы, составляют выпускники школ, не набравшие пороговый балл на ЕНТ. Например, 6 820 выпускников 2015 года не набрали проходной балл», – продолжил эксперт.

Среди показателей доступности российского образования для казахстанских выпускников школ, Ордабаев обратил внимание на стоимость обучения, которая эквивалентна казахстанской. Например, стоимость программ в России ниже, чем в европейских странах, а качество образования на высоком уровне. По его приблизительным оценкам, минимальная стоимость обучения на очном отделении бакалавриата в России – около 400 тысяч тенге в год, средняя – около 700-800 тысяч тенге в год, в Китае средняя стоимость обучения составляет около 500 тысяч тенге, в Кыргызстане – 250 тысяч тенге.

«Дипломы российских вузов признаются в большем количестве стран, поэтому выпускникам российских вузов зачастую нет необходимости проходить процедуры по признанию дипломов за рубежом, в т.ч. нострификацию диплома. Это обусловлено низкой престижностью казахстанских вузов. До сегодняшнего дня ни один из казахстанских вузов не вошел в рейтинг лучших 100 вузов мира по данным различных организации (Рейтинг университетов мира QS, Times Higher Education, Шанхайский рейтинг вузов и т.д.). Российское образование, в свою очередь, до сих пор пользуется уважением в международных академических кругах, в частности, в области точных и естественных наук. Особенно высоко котируются дипломы старых государственных вузов России: МГУ, МГИМО, МИФИ, МФТИ, МАИ, МГТУ им. Баумана и некоторые другие», – пояснил член партии Adal.

По мнению Олжаса Ордабаева, определенную роль при выборе учебного заведения играет социально-экономический фактор, в том числе отсутствие социальных гарантий для выпускников по завершению обучения.

«Для выпускников нет гарантий по трудоустройству, нет гарантированного социального пакета (подъемные выплаты, жилье и т.д.). Тот факт, что в процессах миграции больше молодежи, обусловлен и тем, что молодые люди более мобильны, легче адаптируются к изменениям, владеют иностранным языком. Кроме того, они меньше привязаны к насиженному месту и часто руководствуются стереотипами о лучшей жизни в других странах. По данным анализа также выявлен 61 вуз, где трудоустройство по специальностям составляет ниже 50%.»

Так, еще одной причиной оттока является переманивание лучших выпускников школ посредством проведения олимпиад и конкурсов. По примеру эксперта, победители и призеры подобных конкурсов могут рассчитывать на дополнительные баллы при поступлении, зачисление без вступительных экзаменов и другие льготы от различных зарубежных вузов. Кроме того, низкое техническое оснащение вузов в Казахстане по сравнению с зарубежными так же находится на первых позициях в причинах оттока населения из страны.

«В Казахстане малое количество вузов имеет необходимую материально-техническую базу, которое могло бы обеспечить студентов самым современным оборудованием, необходимым для достижения высокого уровня в области образования и науки. Для примера, в одном из региональных вузов РФ Южно-Уральском государственном университете создан материально-технический комплекс, включающий более 10 научно-образовательных центров и лабораторий мирового уровня, оснащенных уникальным научным оборудованием», – прокомментировал Олжас Ордабаев.

По результатам рейтинга 2019 года, удовлетворенность работодателей качеством и актуальностью образовательных программ выглядит следующим образом: лишь 32% соответствует ожиданиям работодателей. Низкая актуальность ОП наблюдается в следующих в вузах:

  • Алматинская академия экономики и статистики,
  • Гуманитарно-техническая академия,
  • Евразийская юридическая академия им. Д. А. Кунаева,
  • Университет им. М.Сапарбаева.

В заключение он добавил, что в приграничных вузах есть грамотно выработанная маркетинговая кампания по привлечению потенциальных абитуриентов посредством социальных сетей, онлайн-ресурсов, а также наличием большого количества филиалов вузов РФ на территории РК. Помимо этого у них имеется гибкая система оплаты обучения, условия поступления: возможность передачи документов для поступления в онлайн формате и сдача вступительных экзаменов дистанционно.

«Стране нужна программа оздоровления системы высшего образования. МОН, кроме закрытия учебных заведений, должен помочь разработать программу развития каждого университета», – резюмировал Ордабаев.

Поделиться: