Были глухи к проблемам слабослышащих: сурдспортсменов грабили те, кому они доверяли

cover Фото: pixabay

Экс-руководителя спорткомитета МКС и Дирекции развития спорта Самата Ергалиева и одну из гостренеров ДРС Айгерим Калиеву допросили в суде, сообщает Orda.kz.

Напомним, экс-руководителя спорткомитета МКС и Дирекции развития спорта Самата Ергалиева судят по коррупционной статье (ч. 4 п. 3 ст. 361 УК РК («Злоупотребление должностными полномочиями, повлекшее тяжкие последствия»). По версии следствия, Ергалиев нанёс ущерб государству на сумму 111 млн 480 тысяч тенге тем, что взял на работу тренером в ДРС Алишера Аймухамбетова, у которого не было необходимого трёхлетнего стажа. 

В обвинительном акте указано, что Самат Ергалиев внедрил Аймухамбетова в тренерский состав сборной, которая поехала на Сурдлимпиаду 2019 года в Италии, чтобы тот поделился премиальными за победу команды. 

Подсудимый на допросе рассказал, что принятие на работу Алишера Аймухамбетова не было его единоличным решением. 

«Когда я утверждал приказ о приёме на работу, то всегда смотрел на лист согласования, потому что там ставят свои подписи все ответственные лица. Этот лист подписывали начальник управления спорта и юрист, отдел кадров, зам по финансовой части и зам по спортивной части. Этот лист согласования обязательно у меня был. Если всех подписей нет, я никогда в приказ этого человека не внесу»,  рассказал Самат Ергалиев.

Он характеризовал Аймухамбетова как хорошего менеджера, который очень грамотно подходил к организации соревнований в разных регионах Казахстана. По версии обвинения, руководитель ДРС незаконно командировал этого тренера своим личным приказом. 

«Основанием (для приказа о командировании Алишера Аймухамбетова — прим. авт.) был список командированных спортсменов и тренеров, утверждённый главой спорткомитета Сериком Сапиевым. Этот список утверждается заранее, чтобы приобрести для них билеты, экипировку, предусмотреть другие условия и расходы»,  уточнил Самат Ергалиев.

Он заверил, что никаких указаний по поводу денежных вознаграждений за победу команды или формирования списка получателей этих премий он не давал. В то время, когда готовили список и распределяли денежные вознаграждения, Самат Ергалиев готовился и сдавал тесты для госслужащих, так как переходил на должность председателя Комитета физкультуры и спорта МКС. 

Также он подчеркнул, что к документам, которые принимаются по итогам соревнований, в том числе Сурдлимпийских игр, Дирекция развития спорта отношения не имеет. Их готовит уполномоченный орган — Комитет физкультуры и спорта МКС, которым на момент победы казахстанской команды сурдшахматистов руководил Серик Сапиев. 

Подсудимый заявил, что вину не признаёт и с обвинением не согласен по всем пунктам. 

На дополнительный допрос в этот день вызвали гостренера департамента развития спорта Айгерим Калиеву, которая в 2019 году, по словам других свидетелей, была одновременно генеральным секретарём Национальной сурдлимпийской федерации.

Айгерим Калиева в этом деле имеет статус свидетеля. В суде она рассказала, как и почему ставила печать и подписывала документы за президента федерации Елену Пономарёву. В том числе и те протоколы и письма, в которых был список тренеров на награждение по итогам Сурдлимпийских игр 2019 года.

На протяжении всего судебного разбирательства и Пономарёва, и Калиева утверждали, что последняя действовала на основании доверенности, которую глава федерации выписала на три года. И по этой доверенности, с их слов, Айгерим Калиева имела право подписывать документы за Елену Пономарёву и ставить печать федерации. 

Несколько раз суд запрашивал эту доверенность, требовал её предоставить. Но ни Калиева, ни Пономарёва, ни другие свидетели и эксперты не нашли никаких следов этого документа.

Доверенность не видел аудитор, не видели следователи, она загадочно исчезла из компьютера президента федерации, ссылки на неё нет ни в одном подписанном Калиевой документе.

«Вы же не могли писать "президент федерации Елена Пономарёва" и ставить свою подпись. Или вы писали фамилию Пономарёвой? А подпись ставили чью?»,  поинтересовалась у Калиевой судья Сандугаш Байбосынова. 

Айгерим Калиева удивилась такому вопросу. 

«Её подпись ставила, Пономарёвой. Она об этом знала»,  честно ответила она.

Судья попыталась снова: 

«То есть вы как бы подделывали подпись? Вы же не можете за Пономарёву расписываться».  

Но Айгерим Калиева, как оказалось, считала, что, раз уж по доверенности она имеет право подписи за Елену Пономарёву, то буквально должна расписаться за неё. О том, что по правилам нужно было писать «По доверенности такой-то подписала Калиева», свидетельница, по её словам, не знала. 

Елена Пономарёва на предыдущем допросе рассказывала, что доверяла Айгерим Калиевой вести дела и ставить подпись и печать. И вот несколько таких документов, подписанных Калиевой от имени Пономарёвой, легли в основу уголовного дела. 

Ранее президент Национальной сурдлимпийской федерации в суде подтвердила историю, рассказанную ранее её мужем Максимом Рожковым. Они оба говорят о том, что Пономарёва после победы казахстанских сурдшахматистов на Играх 2019 года получила как старший тренер сборной вознаграждение в сумме 250 тысяч долларов. А потом Алексей Крючков, бывший в то время заместителем Самата Ергалиева, отобрал у неё эти деньги под угрозой увольнения. Сам Ергалиев, по их словам, к этой махинации отношения не имел.

Судебный процесс переходит к следующему этапу — прениям сторон. В ближайшее время мы узнаем, какое наказание запросит обвинение для Самата Ергалиева, и какие аргументы выдвинут адвокаты в защиту подсудимого. 

Orda.kz следит за развитием событий.

Читайте также: 

Лента новостей

все новости